ЦАТУ

 
 
 
 
 
 
Вы здесь: Home
 
 

Аналитика, новости, комментарии

«Каспийская спираль»: новые вызовы региональной безопасности

Несмотря на отсутствие единого юридического документа, который закреплял бы международно-правовой статус Каспийского моря, система международных отношений в каспийском регионе в общих своих чертах сформировалась и успешно функционирует. Она базируется на трех основных принципах: разделение морского дна на национальные сектора по модифицированной срединной линии, сохранение водной толщи в общем пользовании и невмешательство третьих стран в отношения между прикаспийскими странами, в особенности в вопросах делимитации и военно-политической безопасности.

Турция, Казахстан, Армения: о «проецировании стабильности» после варшавского саммита НАТО

Год назад, 8-9 июля 2016 года в столице Польши Варшаве состоялась 27-я встреча на высшем уровне глав государств и глав правительств стран-участниц Североатлантического Альянса. В саммите глав – государств НАТО приняли участие и лидеры стран – партнеров. По итогам саммита было принято обширное заявление из целых 139 пунктов.

Согласно тексту заявления очевидно, что одним из основных трендов саммита была растущая напряженность между НАТО и Россией. В качестве основных причин кризиса участники саммита назвали присоединение Крыма к России и «участие» российских войск в конфликте на востоке Украины. С точки зрения НАТО, эти действия России полностью изменили стратегическую ситуацию в Европе.

США и Иран: возвращение в прошлое?

Выбор администрацией Д. Трампа ближневосточного региона в качестве первого крупного зарубежного визита американского президента, который состоялся в период с 19 по 23 мая 2017 г., свидетельствует о намерении Вашингтона вернуть отчасти утраченные при Б. Обаме позиции США на Ближнем Востоке и принять более активное участие в делах региона. Поднимаемые Д. Трампом темы во время предусмотренных протоколом встреч и выступлений и последовавшая после ближневосточного тура американского лидера встреча с Папой римским Франциском также продемонстрировали, что в качестве преимущественных внешнеполитических задач на Ближнем Востоке администрация Трампа выбрала борьбу с международным терроризмом и урегулирование арабо-израильского конфликта[1].

О подходах России к проблемам международной информационной безопасности

Деятельность каждого государства по обеспечению его информационной безопасности определяется принятыми в нем стратегиями, доктринами, законами.

В России система официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере представлена в Доктрине информационной безопасности, которая утверждена Президентом в декабре прошлого года.

США в Афганистане: поддержка террористов набирает обороты

Террористов запрещенной в России группировки «Исламское государство» в Афганистане перебрасывают с помощью вертолетов без опознавательных знаков, сообщила накануне официальный представитель МИД России Мария Захарова.

По её словам, в провинцию на востоке Афганистана с помощью неопознанных вертолетов было переброшено более 50 вооруженных экстремистов для усиления группировки, развернувшей наступление на занятый большей частью ими неделей ранее стратегически важный пещерный комплекс Тора-Бора, некогда широко разрекламированный как убежище бен Ладена. Теми же вертолетами был доставлен контейнер с боеприпасами. Бои в районе Тора-Бора продолжаются.

Турция-Азербайджан-Грузия: военное сотрудничество и риски региональной стабильности

Турция и Азербайджан имеют длительную историю отношений в военной сфере. Еще в 1992 г. страны подписали соглашение о сотрудничестве в области обучения и подготовки вооруженных сил. Турция активно поддерживала Азербайджан в годы военной фазы карабахского конфликта и даже присоединилась к экономической блокаде Армении. Второй азербайджанский президент А. Эльчибей (1992-1993 гг.) сделал Турцию основным внешнеполитическим партнером страны, а турецкую модель главным ориентиром государственного развития. Последующие правители Азербайджана, президент Г. Алиев и его сын Ильхам, проводили более сбалансированную внешнюю политику, однако турецкому направлению по-прежнему придавали важное значение. Сформулированный еще в годы президентства Эльчибея лозунг «один народ – два государства» остался важным идеологическим стержнем азербайджано-турецких отношений[1].

Вашингтон ищет войны в Нагорном Карабахе

В последнее время вопрос нагорно-карабахского урегулирования всё чаще становиться одним из центральных в фокусе внимания политических элит Вашингтона. При этом акцент делается на возможную разморозку конфликта с позиционированием посреднической «импотенции» Минской группы ОБСЕ во главе с её сопредседателями.

Как сообщает армянский информационный ресурс 1in.am, американский дипломат Мэтью Брайза недавно выступил в азербайджанских СМИ с заявлениями относительно нагорно-карабахского урегулирования. М. Брайза в 2011-2012 гг. был послом США в Азербайджане, а ранее в чине заместителя помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам занимался вопросами «мирного» урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии.

Сирия: террористы накапливают силы при поддержке США

23 июня фрегаты ВМФ России «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» и подводная лодка «Краснодар» нанесли крылатыми ракетами «Калибр» удары по объектам запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» в провинции Хама.

По сообщению Минобороны России, всего из восточной части акватории Средиземного моря по боевикам было запущено шесть ракет, в результате чего были уничтожены пункты управления, а также крупные склады вооружения и боеприпасов террористов:

США приступили к битве за границу между Сирией и Ираком

На минувшей неделе стало известно о переносе планировавшегося на 12-13 июня в Астане очередного переговорного раунда по межсирийскому урегулированию на более поздний срок. По сообщению пресс-службы МИД Казахстана, «…представители России, Турции и Ирана продолжат в ближайшие дни и недели рабочие встречи в своих столицах на экспертном уровне по согласованию вопросов, относящихся к реализации достигнутых между ними договоренностей о создании в Сирии четырех зон деэскалации, и по ряду других вопросов, относящихся к укреплению режима прекращения боевых действий».

Прорыв российской политики в Центральной Азии

Исторически Центральной Азии отводится важное место во внешнеполитической стратегии России. Учитывая огромные площади российского государства, поддерживать безопасность и контролировать протяженные границы всегда было непростой и ответственной внешнеполитической задачей. В этой связи для российского руководства очень важным было найти наиболее выгодные с точки зрения геополитического положения очаги, которые с одной стороны позволяли сдерживать внешние угрозы, а с другой заниматься распространением собственного влияния. Одним из таких форпостов геополитического влияния России был и остается регион Центральной Азии.