НАТО и США пообещали, что Россию и её союзников будут ждать достаточно жесткие вызовы безопасности. Современное обострение военно-политической обстановки беспрецедентное со времени пиков холодной войны и глобальную конкуренцию никто не отменял.
Важным вектором в том плане, чтобы создать максимальное количество зон конфликта по периметру российских границ и тем самым попытаться распылить российские ресурсы является стратегическое направление, которое связано с Абхазией и Южной Осетией. Здесь антироссийским трамплином становится Грузия. Но насколько такие расчёты реальны? Исторический опыт показывает, что ответ России будет быстрым и жестким, есть предметный урок российской миротворческой операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г., но, похоже, что этот урок стал несколько забываться.
Прямая агрессия со стороны Грузии всё-таки маловероятна, но попытки спровоцировать или использовать в своих целях определённые политические проблемы в Абхазии исключить нельзя. Тем более, что в Абхазии, прожившей фактический геноцид со стороны Грузии в 1992-1993 г. и ценой истинного героизма абхазского народа и сражавшихся на стороне Абазии добровольцев выигравших освободительную войну, активно работают политико-ориентированные НКО, связанные как с Грузией, так и с её стратегическими союзниками, и, следовательно, с врагами суверенной Абхазии из США, Турции, Европейского Союза.
Сейчас разные страны, находящиеся на антироссийских позициях, вдохновляют два сценария: «Карабахский» и «Казахстанский». По карабахскому сценарию Грузия, а также Украина активно закупают беспилотники и заявляют о возможности силовых действий, прежде всего это слова со стороны украинских властей в отношении Донбасса.
Другой вариант - «Казахстанский» и, в целом, очередной «цветной революции». Казахстанские события не завершились успехом для организаторов попытки госпереворота. Экстремистам не удалось не дестабилизировать до нужного им уровня власть и силовые структуры, силовики сохранили верность присяге, а страна управляемость. Была быстрая и жесткая реакция ОДКБ, направившая войска для проведения миротворческой операции. Несмотря на краткосрочность операции, она стала фактором сорвавшим планы лиц пошедших на госпереворот. Но отрезанные головы сотрудников силовых структур Казахстана наглядно показывают, кто там был «восставшим народом» и что бы ждало Казахстан в случае победы «демократической революции». Хотя, показательно кто именно требовал прекратить операцию ОДКБ в Казахстане и чтобы его власти пошли на фактическую капитуляцию перед мятежниками и террористами. Это был широкий спектр политических сил от официоза госдепартамента до помощника Р.Т. Эрдогана и целого «созвездия» НКО от проамериканских до протурецких и проигиловских.
В Абхазии 21 декабря 2021 г. в Сухуме происходили события, которые характеризуют как попытку очередного государственного переворота. К сожалению, для Абхазии силовой сценарий смены власти стал определённой недоброй традицией, которая крайне негативно сказывается не только на внешнеполитическом образе республики, но и на функционировании всей системы политических отношений. Такое положение крайне опасно для перспектив развития Абазии как суверенного государства, и автору известно, что многие истинные патриоты Абхазии возмущены такой «традицией» и считают первоочередной задачей избавиться от неё и сменять власть только в рамках легальных процедур. Это же положение череды переворотов не может быть принято и Россией как ближайшим союзником и гарантом безопасности Республики Абхазии. Тем более, что любая дестабилизация в Абхазии вызывает нескрываемую радость и поиск возможностей использовать абхазские проблемы в своих целях и в Грузии и в НАТО и в Турции, но часть абхазского общества не хочет делать из этого выводы.
В этой связи знаковыми являются антитеррористические учения СГБ Республики Абхазии и ФСБ России с 27 января по 05 февраля 2022 г. в Сухуме в районе главного корпуса зданий Верховного Совета Абхазской ССР. Казахстанского сценария никто допускать не собирается, для этого будут отрабатываться все возможные схемы противодействия спецслужбами России и Абхазии. К действующей власти Республики Абхазии можно относиться по-разному, но то, что за участие в массовых беспорядках начинают привлекать к реальной уголовной ответственности, безусловно положительный и стабилизирующий фактор. Понятно, что самим привлекаемым и их окружению это не понравится, они будут доказывать право на протест или то, что они вообще ничего не делали. Это психологически понятная реакция. Протест в рамках закона - это неизбежное явление в любом обществе, но попытка силового захвата административных зданий - это покушение на госпереворот, данные действия должны пресекаться самым решительным образом.
Другим фактором может стать доведение до всех сторон политического процесса в Абхазии, что Российская сторона будет взаимодействовать по политическим и экономическим вопросам только с той стороной, которая пришла к власти законным путём. «Революционная» власть не будет признана и никакого взаимодействия с ними не будет ни по каким вопросам. Если такие «активисты» вдруг смогут захватить административные здания и сесть в президентское кресло, то они для российской стороны будут не властью в Абхазии, с которой нужно считаться, а преступниками, совершившими государственный переворот, с которыми теперь не будет ни экономического ни политического взаимодействия.
У абхазского народа многострадальная и великая история. Народ, защитивший ценой жизни лучших своих сыновей и дочерей право на суверенное государство, заслуживает цивилизованных и легитимных политических правил, а не право сильного.
Максим Васьков
Источник: "Военный дипломат"