Главной привлекательностью в деятельности сетевых организаций – отсутствие единого управляющего органа и различные центры координации деятельности таких организаций, не оставляющих шансов оппонентам революции применить всю мощь карательного аппарата правящего режима[1].
Основной причиной заставляющей силы, желающие смены режима, работать с сетевыми организациями, является отсутствие каких-либо эффективных методов борьбы или контроля над последними.
В настоящее время социальные сети активно используются сторонниками «цветных революций» как координирующий элемент множества разрозненных сил и организаций, цели деятельности и миссии которых могут полностью или частично совпадать.
Одним из законов функционирования социальных сетей, интересующих профессиональных эверсоров, является так называемое «доминирование слабых связей»[2]. Смысл этой тенденции заключается в том, что информация распространяется быстрее через малознакомых, либо вовсе незнакомых людей. Поэтому в случае распространения революционной идеи, наполненной большей эмоциональной составляющей, социальные сети, благодаря силе слабых связей за короткий промежуток времени формируют большие массы сторонников и как следствие именно эмоциональная составляющая заставляет участников социальных сетей переходить к конкретным действиям.
К недостаткам социальных сетей можно отнести:
-весьма относительная автономность;
-чрезмерная закрытость;
-возможность выхода из-под контроля.
Создание социальных сетей опирается на следующие типы связей:
- профессиональные;
- идеологические;
- этнические;
- религиозные;
- семейные;
- родственные;
- соседские.
Сетевые структуры в «цветных революциях» - образования временные, что влияет на управленческую иерархию и соподчиненность узлов. Как правило, сторонники смены режима начинают создавать сетевые организации и сообщества после выработки генеральной стратегии и тактики действий своих мероприятий. Идейные вдохновители «цветных революций» (НПО ряда стран НАТО) используют любые технологии для репродуцирования различными социальными своей социально-групповой идентичностью.
Сторонники смены политического режима осуществляют процесс развертывания социальных сетей, как правило, задолго до начала основных событий. Основные игроки на данном этапе являются инструкторы, которые проводят обучение специально подобранных активистов, формируя, таким образом, костяк команды и определяя структуру сети.
Анализ попыток проведения «цветных революций» показывает, что особенно в летний период осуществляются различные тренинги, семинары, слеты. На семинары приглашаются активные участники, координаторы и активисты, ранее принимавшие участие в подобных мероприятиях. Кроме того, в течение всего периода идет формирование баз данных на участников сетевого движения. При этом управляющая сторона активно учитывает тот факт, что значительную роль в привлечении в различные общества играют так называемые дружеские связи, которые учитываются и изучаются самым внимательным образом.
Социальные сети молодежи очень распространены, мобильны и устойчивы. Координаторы сетевых войн учитывают уровень политической активности молодежных движений и рост социального недовольства. В Украине и Грузии молодежь как оказалось, легко зажечь сомнительными политическими идеями, в Киргизии и Молдове молодые люди подверглись по большей части, искушению поучаствовать в грабежах и вандализме во время революционных событий в силу катастрофического материального положения[3].
Для вовлечения в ряды недовольных действующим режимом эверсионные[4] технологи используют социальные противоречия и проблемы, накопившиеся в обществе и не решающиеся действующей властью. Это могут быть и этнические противоречия, и экологические проблемы, и тяжелое материальное положение значительной части населения.
Основным моментом вовлечения в сеть является «вербовка» сторонника, который наиболее подвержен влиянию и готов вступить в общество несогласных. Особую роль на данном этапе играют различные правозащитники, приглашенные на тренинги и семинары.
В настоящее время важную роль в формировании протестного движения играют социальные сети, которые пользуются большой популярностью у сторонников «цветных революций», особенно в тех странах, где контроль за телекоммуникациями не имеет глобального характера.
Внутри онлайн сети разворачивается активная работа по привлечению новых членов в ряды сторонников «цветных революций». Проводится их активная идеологическая обработка. Создаются узлы социальной сети.
Истинная цель сети, создаваемой для осуществления «цветной революции» скрывается до непосредственного начала событий. Идеологи революционных преобразований активно используют имеющиеся методы конспирации. Изучают возможность блокирования ресурса. Создают «запасные площадки». Маскируют назначение сети и активно используют блоги.
Блоги, как их охарактеризовал Дэн Гиллмор, являются элементом т.н. «народной журналистики» играют одну из ведущих ролей в раскрутке «цветных революций». Однако деятельность эверсионных технологов в блогосфере наиболее эффективна в случае:
- отсутствия информации в официальных СМИ о происходящих событиях (пример Иран);
- отсутствия доступа к СМИ;
- блокировки мобильной связи;
- отсутствия у правящего режима механизма действий в блогосфере на упреждение;
- высокой скорости развития событий, не позволяющей СМИ оперативно реагировать на происходящее;
- отсутствия у населения доступа к местам, где развиваются революционные события (Сирия, Египет, Ливия).
Основными задачами использования блогов при проведении «цветных революций» являются: максимальный охват населения и оперативность в передачи информации. Так, например, во время операции по принуждению Грузии к миру от имени одного из авторитетных блоггеров распространялась заведомо ложная информация о развитии ситуации на территории Южной Осети и Абхазии.
Кроме того, идеологи «цветных революций» уделяют особое внимание флэш-мобам, веб-форумам, массовым sms и mms-рассылкам, вирусному видео, распространению управляемых слухов и другим приемам психологического воздействия.
Таким образом, возможности он-лайн сетей и других технологий оказывают значительное влияние на организацию сетевых структур, используемых сторонниками «цветных революций», их структурированность и тактику.
Александр Крикунов
1 А.Э. Гапич, Д.А.Лушников Технологии «цветных революций». -М.: РИОР, 2010.-132 с.
2 Там же. стр.81
3 А.Э. Гапич, Д.А.Лушников Технологии «цветных революций». - М.: РИОР, 2010.-132 с.
4 «Эверсор» от латинского eversor – разрушитель, сокрушитель, политический переворот. Т.е. «эверсор» - специалист по политическим переворотам. Эверсионные технологии - технологии разрушения политических режимов.