ЦАТУ

 
 
 
 
 
 
Вы здесь: Home Разделы сайта Архив Ядерный терроризм – угроза современности
 
 
Аналитика, новости, комментарии

Ядерный терроризм – угроза современности

В современном мире терроризм является одним из наиболее опасных явлений. Он стал главным вызовом всему человечеству, с ним приходится считаться в той или иной мере, как развитым государствам, так и странам, преодолевающим этап своего реформирования и развития. Реальностью настоящего времени является тот факт, что терроризм и экстремизм угрожают безопасности большинства стран, влекут за собой огромные политические, экономические и даже человеческие потери. Масштабы, бесчеловечность и жестокость превращают терроризм в одну из самых острых и злободневных проблем. Очевидно, что "отсидеться" за национальными границами не удастся практически ни одной стране.

 

К одним из наиболее опасных видов террористической деятельности нового вида, а именно высокотехнологичных террористических актов, относят ядерный терроризм. Его суть отражается в проведении различного рода диверсий на опасных, с точки зрения экологии, объектах, к которым относят все типы электростанций, производства ядерного топливного цикла и ядерных боеприпасов, химические, нефтехимические и нефтеперегонные, металлургические, биотехнические предприятия, хранилища их сырья и продукции; нефте-, газо- и аммиакопроводы, а также военные объекты, содержащие радиоактивные и ядовитые вещества, их хранилища. Основная часть таких объектов расположена в портово-промышленных зонах городов-портов, в крупных городах и густонаселенных местах, создавая постоянную угрозу экологических катастроф.

Угроза ядерного терроризма была осознана мировой общественностью еще в 1960–1970-е гг. Именно тогда в ООН прозвучали первые предложения о принятии международно-правовых актов, которые способствовали бы минимизации этой угрозы. Разработка соответствующих документов была поручена Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В итоге в марте 1980 г. 68 стран подписали конвенцию о физической защите ядерных материалов. Подписание подталкивалось произошедшими за этот период более чем 150 инцидентами, которые в той или иной мере свидетельствовали о повышении уровня опасности. В это число вошли взрывы в районе расположения ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищения и убийства ученых-ядерщиков, кража и контрабанда различных расщепляющихся материалов и т.п.

События 11 сентября 2001 г. в США заставили по-новому взглянуть на проблему терроризма. Именно этот террористический акт предупредил мир о возможности ядерного терроризма, сделав гораздо более вероятным осуществление диверсионно-террористических актов в отношении ядерных объектов, ядерных материалов и радиоактивных источников по всему миру. "Готовность террористов пожертвовать своими жизнями для достижения своих целей создает новое измерение в борьбе против терроризма, – заявил генеральный директор МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадеи, чье агентство устанавливает мировые стандарты ядерной безопасности и защиты. – Мы не просто имеем дело с возможностью отвлечения правительствами ядерных материалов для секретных программ вооружений. Теперь мы предупреждены о возможности нацеливания ударов террористов по ядерным объектам или использования радиоактивных источников, чтобы сеять панику, заражать различные объекты и вызывать травмы или смерть среди гражданского населения".

Ежегодно на защиту и охрану ядерных объектов затрачиваются миллиарды долларов. Ни в одной отрасли мира нет такой сложной системы защиты. Ядерные объекты охраняют хорошо подготовленные силы безопасности, и сами объекты являются исключительно прочными, рассчитанными, к примеру, на выдерживание землетрясений, ураганной силы ветра и случайных падений небольших воздушных судов. Хотя не каждая диверсия обязательно должна привести к выбросу радиоактивности, такие объекты все же являются промышленными предприятиями и поэтому не обладают прочностью, достаточной, чтобы выдержать боевые нападения.

Одними из наиболее опасных объектов, с точки зрения последствий проведения террористических актов, являются атомные электростанции. О том, к каким последствиям могут привести диверсии на АЭС, можно судить по размерам аварий, уже имевших место. Эксперты не без оснований предупреждают: "Важный урок Чернобыля заключается в следующем: то, что могло произойти в силу случайности, может быть сделано и умышленно. Этот урок необходимо срочно усвоить в век терроризма". Впервые нападение на АЭС совершил Иран в ходе войны с Ираком в 1980 г., разрушив недостроенный атомный центр около Багдада. В ответ Ирак разбомбил строящуюся иранскую АЭС в Бушере. В 1981 г. Израиль разбомбил иракский атомный центр "Озирак" за месяц до его пуска. В ответ Ливия в 1982 г. подготовила, но, к счастью, не осуществила атаку на израильский ядерный центр в Димоне. В том же 1982 г. было совершено нападение на одну из АЭС в ЮАР.

Диверсии против таких объектов, как АЭС, являются для террористов весьма притягательным не только в силу тяжких последствий, но и потому, что при этом не требуют особой подготовки и оснащенности. Главная задача в этом случае состоит в проникновении террористов с огнестрельным оружием и взрывчаткой на территорию АЭС. Особенно опасными могут быть такие диверсии в случае, если у террористов имеются сообщники из числа обслуживающего персонала.

Практически все действующие ныне реакторы атомных электростанций во всем мире, работающих по принципу выгорания на урановом топливе, нельзя отнести к безусловно безопасным, потому что если вдруг по случайным причинам регулирующие стержни покинут активную зону, возникнет значительная надкритичность. Цепная реакция в таких условиях будет развиваться настолько быстро, что никакая аварийная защита не поможет. И в случае повреждения систем управления урановыми стержнями и поглотителями, реактор становится атомной бомбой, но только особой бомбой, превосходящей количественным составом урана-235 атомную бомбу современного образца в 67 раз.

Возможный ущерб диверсионно-террористических актов на АЭС будет складываться:

- из нанесения прямого ущерба здоровью населения;

- загрязнения среды обитания;

- прямых экономических ущербов, связанных с остановкой, перерывом в работе, вплоть до полного прекращения деятельности предприятий;

- нанесения косвенного ущерба (психологического, социального и экономического вследствие сложившегося восприятия радиационных рисков);

- нанесения ущерба экономике и в целом национальной безопасности за счет дискредитации атомной энергетики в глазах общества.

Очевиден тот факт, что в случае взрыва на атомной станции никакое государство самостоятельно не способно выдержать такую катастрофу.

 

В России накопленный опыт был учтен при построении принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму. Она начала складываться в 1996 г., когда по инициативе ФСБ России был издан Указ Президента Российской Федерации "О мерах по усилению борьбы с терроризмом". В данном документе была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом.   В полной мере реализовать этот подход удалось в Указе Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и  Федеральном законе от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму". В соответствии с этими нормативными правовыми актами в феврале 2006 г. был образован  Национальный антитеррористический комитет (НАК), который обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в субъектах РФ по противодействию терроризму, а также осуществляет подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

В субъектах Российской Федерации созданы собственные оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах – антитеррористические комиссии (руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств (в их числе ФСО, ФСБ, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России), Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.

 

Одним из важнейших направлений по предотвращению диверсионно-террористических актов является создание на базе отечественных технологий информационно-аналитических систем, ситуационных центров (как стационарных, так и мобильных), позволяющих в короткие сроки оценить вероятность возникновения террористических угроз и определить наиболее оптимальные пути для принятия правильных решений по их локализации. Так, например, для решения данной задачи научно-технический центр "Поиск – ИТ" разработал комплекс "Прогноз ВТ", обеспечивающий сбор информации по высокотехнологичному терроризму, оценку его последствий для процессов государственного управления, проведение многомерной классификации и типологизации регионов Российской Федерации по уровню террористической активности.

Комплекс "Прогноз ВТ" предназначен для обеспечения:

- автоматизации сбора, обработки и классификации информации, содержащей сведения об актах высокотехнологичного терроризма;

- оценки и ситуационного моделирования высокотехнологичных видов террористических актов и прогнозирования их последствий, в том числе для управленческих задач;

- критериальной оценки и определения уровня террористической опасности в регионах Российской Федерации;

- снижения рисков угроз актов высокотехнологичного терроризма.

Областью применения комплекса "Прогноз ВТ" является информационно-аналитическая деятельность в интересах обеспечения органов государственной власти оперативной информацией по методам, видам, способам, угрозам, актам, прогнозу последствий проявлений высокотехнологичного терроризма, а также информационная поддержка антитеррористических мероприятий.

Таким образом, с учетом реальности возникновения ядерного терроризма мировое сообщество обязано разработать и принять к обязательному исполнению законодательные положения по его предотвращению. Необходим постоянный мониторинг безопасности со стороны администрации, спецслужб и операторов АЭС с точки зрения возможного характера угроз безопасности АЭС. Актуальна разработка четких инструкций и конкретных практических мер по предотвращению опасности и в случае проведения терактов. И совершенно очевидно, что полностью обеспечить абсолютную безопасность чрезвычайно сложно (если вообще возможно), но хотя бы минимизировать вероятность и последствия диверсионно-террористических актов на АЭС нужно. Причем необходимо постоянно усиливать контроль за персоналом АЭС, в том числе повышать его профессионализм и культуру безопасности. Ведь, как известно, наибольшей привлекательностью для проведения терактов будет обладать объект с минимальным количеством и качеством систем безопасности.

 

С учетом террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне необходимо при строительстве новых АЭС конструировать их таким образом, чтобы уменьшить ущерб от возможного падения крупного авиалайнера. Защищена должна быть как активная зона реактора, так и резервуары для отработанного топлива. Также очевидно, что значительную роль при выборе преступниками объектов нападения может сыграть их местоположение, поэтому необходимо исключить строительство АЭС в крупных населенных пунктах. Особенно важным является то, что наряду с проведением вышеперечисленных организационных мероприятий необходимо производить разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, которая четко определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти и всех других государственных органов в противодействии ядерному терроризму.


Логинова И.В., Академия ФСО России