Выявление и анализ угроз в российском экспертном сообществе затруднено из-за наличия следующих факторов[1]:
- в российском общественном сознании еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные демонтажем политической системы СССР, переходом к рыночной экономике и ощущением отсутствия внешних и внутренних угроз для страны;
- в российской доктрине национальной безопасности и связанной с ней военной доктрине не обозначены достаточно определенно потенциальные внешние и внутренние угрозы России, что ведет к отсутствию их четкой классификации и ранжирования по степени важности и сравнительной динамики их нарастания;
- вследствие влияния вышеуказанных факторов отсутствует четкое понимание причин и источников возникновения этих угроз, а также механизмов их предотвращения;
- нет ясного понимания различий между военной угрозой, военной опасностью, вызовом, риском, а также отсутствуют четкие грани перехода военно-политической обстановки от одного состояния к другому в ходе ее развития.
Если опираться на современную терминологию в данной области, то безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Основополагающим документом в этой области является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[2] (далее - Стратегия), в которой указано, что основными приоритетами в этой области (статья 23) являются: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Угрозу национальной безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности страны, исходящие от внутренних и внешних источников, определяют содержание внутренней и внешней политики Российской Федерации.
В зависимости от источников, угрозы национальной безопасности РФ можно подразделить на три вида:
внутренние угрозы являются следствием неспособности политической и общественной систем страны к самосохранению и саморазвитию, слабости инновационного начала в развитии государства, неэффективности системы государственного регулирования экономики, неумения властей всех уровней находить разумный баланс интересов при преодолении внутренних противоречий и социальных конфликтов для нахождения таких путей развития общества, которые были бы адекватны как перспективным целям его развития, так и конкретной общественно-политической и экономической обстановке в стране;
внешние угрозы в целом соответствуют роли и месту России в мировой политической и экономической системах. Экономическая мощь государства непосредственно определяет его военную мощь, а их совокупность с такими факторами, как природные, территориальные и людские ресурсы, определяет геополитическую мощь государства на международной арене;
трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз, источники и участники которых могут быть как внешние, так и внутренние. В последнее время значение трансграничных угроз для безопасности РФ имеет тенденцию к возрастанию.
Исторический опыт показывает, что наибольшую опасность для любого государства представляют его внутренние слабости, перерастающие в угрозы, которые при их длительном сохранении в условиях отсутствия эффективной социальной, экономической и военной политики делают страну уязвимой для внешних угроз. Взаимосвязь между внутренними и внешними угрозами определяется следующими факторами:
1. Ослабление экономической и финансовой мощи государства препятствует модернизации вооруженных сил с учетом особенностей и характера современных войн.
2. Экономическая слабость государства превращает страну в заложницу международных финансовых организаций, поскольку в этих условиях бюджетные ресурсы страны не могут обеспечить эффективное развитие экономики, а дефицит бюджета ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.
3. Неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведет к зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка в его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в сфере продовольствия, машин, оборудования и международных кредитов.
4. Наличие серьезных внутренних угроз лишает государство возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных производителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.
Что касается трансграничных угроз, то к ним в настоящее время можно отнести следующие:
1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников.
2. Деятельность прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан.
3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации.
4. Применение современных информационно-сетевых технологий разрушения государственности против Российской Федерации и ее союзников.
5. Деятельность на территории РФ международных террористических организаций.
6. Деятельность наркобизнеса на территории РФ, включая транспортировку наркотиков по территории РФ в другие страны.
Действия по пресечению вышеперечисленных угроз должны осуществляться с учетом положений международного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. В настоящее время уровень военной опасности для РФ можно расценивать как невысокий. Ни одна из существующих в мире конфликтных ситуаций не создает прямой военной угрозы безопасности Российской Федерации. Однако динамика мировой геополитической обстановки свидетельствует о том, что обеспечение безопасности РФ только за счет политико-дипломатических средств (членство в международных организациях, партнерские отношения с ведущими государствами мира, влияние и авторитет на международной арене) является не достаточным.
Это объясняется, прежде всего, существованием целого ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс военно-политического свойства, развитие которых может существенно (а порой и непредсказуемо) изменить геополитическую обстановку в приоритетном для России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. При этом многообразие сил и интересов участников данных процессов существенно затрудняет формулировку однозначного прогноза развития военно-политической обстановки.
В качестве наиболее значимых факторов неопределенности следует выделить:
1. Развитие военно-политической ситуации в ключевых регионах мира. На сегодняшний день основные субъекты международной политики действуют в условиях относительной транспарентности внешней политики и военно-стратегического планирования. Это обеспечивается существованием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества в ведущих странах мира. Это создает предпосылки для цивилизованного партнерства России с наиболее развитыми государствами мира, в том числе и в сфере военного сотрудничества. Любое изменение политической ситуации в какой-либо стране либо в военно-политическом блоке, в частности, отказ от отдельных компонентов демократии и непредсказуемость внешнеполитических решений, а также отход от принципов международного права, приведет к тому, что Россия будет вынуждена пересмотреть характер отношений с этими странами, следствием чего будет изменение ее военной политики.
2. Ситуация в приграничных с СНГ регионах. На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка. Однако в случае возникновения масштабной внутренней и межгосударственной напряженности в странах, граничащих с РФ или с СНГ, может потребоваться существенное изменение дислокации российских войск. Наиболее проблемной остается ситуация в Афганистане. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, руководство России рассматривает данное направление как потенциально опасное. Это выражается, прежде всего, в контрабанде наркотиков из Афганистана через территории центрально-азиатских стран в Россию. Дестабилизация ситуации в Афганистане после вывода американских войск и их союзников из этой страны приведет к распространению исламского экстремизма в Центральной Азии. Это потребует усиления российской военной группировки на Южном стратегическом направлении.
3. Возможность придания ядерному оружию свойств реального военного инструмента. В настоящее время изучается вопрос допустимости применения ядерного оружия в локальных и региональных конфликтах за счет реализации новейших научно-технических разработок, превращающих это оружие в относительно «чистое» с точки зрения экологических последствий его применения. С другой стороны, тенденция применения вооруженных сил без санкции СБ ООН стимулирует востребованность оружия массового поражения среди региональных держав, стремящихся создать инструмент гарантированного сдерживания возможных враждебных действий со стороны ядерных держав. Указанная тенденция подрывает глобальную и региональную стабильность. Понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы принятия решений военно-политическим руководством страны и изменения подходов к сдерживанию угроз различного уровня.
В целом комплексная оценка угроз безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время главные угрозы ее безопасности имеют внутренний характер и лежат во внутриполитической, экономической, социальной и духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримом будущем, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяет перераспределить ресурсы государства и общества для решения первоочередных внутренних проблем безопасности.
Следует отметить, что сегодня комплексность и системность используемой отечественными экспертами методологии исследования угроз безопасности РФ лишь декларируются и подменяются построением некоего подобия базы данных в данной области. Это выражается в добавлении к имеющемуся множеству угроз целого ряда новых, образующихся вследствие интерпретации первоначального множества. Это приводит к абстрагированию от национальных интересов России, в связи с чем выявленные в процессе анализа сколь угодно незначительные неблагоприятные условия и факторы зачастую расцениваются как угрозы[3]. Чтобы этого не происходило, выявление угроз национальной безопасности России, и в первую очередь военных, необходимо проводить на фоне национальных интересов субъектов международной политики, в той или иной мере затрагивающих безопасность и национальные интересы РФ.
При этом следует подчеркнуть, что в основе национальных интересов тех или иных государств всегда лежат потребности, обусловленные их геополитическим положением и реальными геополитическими потенциалами, которые в условиях политики, проводимой их руководством, могут представлять угрозы национальным интересам России. Именно в такой системе координат следует рассматривать национальные интересы Российской Федерации на фоне национальных интересов ее основного оппонента — Соединенных Штатов Америки. Исследование связки понятий «национальные интересы оппонентов России — военные угрозы России» позволяет перейти к рассмотрению таких понятий, как «национальная безопасность» и «военная опасность», что превращает рассматриваемую систему в иерархическую структуру, вполне прозрачную для дальнейшего анализа. Национальные интересы государств, позиционирующих себя в качестве соперников России на международной арене, являются исходными пунктами при анализе всей совокупности проблем, касающихся национальной безопасности, военной опасности и определения военных угроз России.
Что касается национальных интересов Соединенных Штатов Америки, то при их рассмотрении следует опираться на Стратегию национальной безопасности США, главным императивом которой является удержание глобального лидерства. Этот принцип заложен в основу приоритетов, относящихся к национальным интересам США, которые можно классифицировать на жизненно важные и важные, которые уже были частично рассмотрены в разделе 3.1. К жизненно важным национальным интересам США относятся:
- защита национальной территории;
- победы в войнах с участием США;
- сдерживание и урегулирование конфликтов;
- победа в войне с терроризмом;
- поддержание безусловного глобального военного превосходства.
Среди важных национальных интересов США можно выделить следующие:
- расширение зон американского военно-политического и экономического влияния с последующим закреплением в них и превращения их в плацдармы для дальнейшей экспансии;
- предотвращение разработок и распространения ОМП и средств его доставки, представляющих непосредственную угрозу безопасности Соединенным Штатам;
- расширение и укрепление проамериканских военно-политических блоков и экономических союзов;
- установление контроля за источниками и путями транспортировки стратегически важных минеральных и углеводородных ресурсов.
Исходя из вышесказанного, к военным угрозам Российской Федерации со стороны Соединенных Штатов и НАТО можно отнести[4]:
- расширение военной составляющей Североатлантического союза на Восток по линии: Украина, Грузия, Азербайджан, Центральная Азия и Афганистан с созданием военной инфраструктуры Альянса на постсоветском пространстве;
- развертывание глобальной системы ПРО наземного, морского и воздушного базирования;
- боевое патрулирование американских ПЛАРК в акваториях полярных морей России;
- оснащение вооруженных сил новейшими системами обычных высокоточных вооружений.
Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать стратегии России по предотвращению и возможному отражению военных угроз со стороны США:
- удержание опорных точек и плацдармов российского геополитического влияния. К «опорным точкам» следует отнести российские военные базы в государствах Центральной Азии, Габалинскую РЛС в Азербайджане, пункт базирования ВМФ России в Тартусе (Сирия). Особое значение в этом плане для России имеют Калининградская область и Крым с российской военно-морской базой в Севастополе. К плацдармам российского геополитического влияния относятся, прежде всего, Белоруссия и Армения, ценность которых непреходяща. Кроме того, благодаря хорошо поставленной дипломатии, у России появились в последнее время новые союзники, которые могут превратиться в бастионы российского геополитического влияния. К ним можно отнести Абхазию, Южную Осетию, Венесуэлу, Никарагуа, Монголию, а при проявлении инициативы со стороны российского руководства в их число могут войти Иран, Сирия и Алжир;
- расширение военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, как инструмента военно-политического влияния;
- разработка и принятие на вооружение высокотехнологичных средств ведения войны, по типам и количеству достаточных для гарантированного отпора агрессору.
События последних лет свидетельствуют о заинтересованности Вашингтона в поддержании нестабильной политической ситуации в приграничных с Российской Федерацией регионах. Поэтому Соединенные Штаты и их партнеры по НАТО и в дальнейшем будут провоцировать в этих регионах очаги напряженности, объективно требующие от России выделения значительных средств, что может существенно затруднить для РФ решение внутренних проблем. Наблюдается стремление США и отдельных членов Североатлантического союза принизить, а в отдельных случаях и проигнорировать роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ. Это обуславливает возможность применения военной силы под лозунгом миротворчества по отношению к союзникам России. Вышеперечисленные военные угрозы Российской Федерации относятся к периоду времени, охватывающему второе десятилетие XXI века. Как будет меняться военно-политическая обстановка в мире и характер угроз, будет зависеть во многом от двух факторов: темпов экономического и военного возрождения РФ и соотношения сил основных акторов международной политики: США, Китая, Японии, Индии и Ирана.
Карякин Владимир Васильевич – полковник в отставке, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
Источник: «Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира», монография. – М.: Граница, 2011, стр.239-248.
1. Лутовинов В.И. Система и источники военных угроз безопасности Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации», состоявшейся 2 октября 2008 г. в Москве.
2. Стратегия национальной безопасности российской Федерации до 2020 года. Указ Президента российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
3. Смульский С.В. Национальная безопасность и национальные интересы России в современных условиях. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации». 2 октября 2008, М. РАГС, 2008.
4. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. Под. ред. проф. Возженикова А.В., РАГС, М., 2008.