ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Армения и Таможенный союз: согласование интересов и взаимная выгода
 
 

Армения и Таможенный союз: согласование интересов и взаимная выгода

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сближение Армении с евразийским интеграционным объединением – Таможенным союзом (ТС) начинает приобретать реальные очертания. В ходе октябрьских переговоров в Минске Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к ТС. «Мы поддержали намерение Армении присоединиться к нашему интеграционному проекту. Создана рабочая группа, которой поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить соответствующую дорожную карту», - отметил В. Путин. В ходе заседания был принят документ «О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», подписано заявление об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе. Приступила к своей деятельности профильная рабочая группа, и, по словам первого вице-премьера России Игоря Шувалова, документы для вступления Армении в Таможенный союз будут готовы к маю 2014 года, то есть к моменту заключения договора о создании Евразийского экономического союза: «Одновременно формируя проект договора о Евразийском экономическом союзе, мы можем договориться с кандидатами, которые вступают в Таможенный союз, о том, что основные положения этого первого уровня интеграции можно согласовать к маю будущего года».

Еще более оптимистичен замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, отметивший, что «до февраля Армения будет практически готова к подписанию договора о присоединении к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству, и уже к непосредственному вовлечению в процесс формирования Евразийского экономического союза».

19 декабря Высший евразийский экономический совет должен утвердить дорожную карту вступления Армении в ТС, которую разрабатывает профильная рабочая группа… Подписание договора о вступлении в ЕС означает присоединение Армении к почти сотне межгосударственных договоров и соглашений, в том числе имеющих сугубо прикладное значение.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян рассматривает участие своей страны в Таможенном союзе как «новое окно возможностей», напоминая о простой истине: «...изолированность от интеграционных процессов на евразийском пространстве приведет к потере конкурентоспособности, более того, может обернуться возникновением определенных ограничений для нашего сотрудничества, что будет мешать нашим стратегическим, партнерским отношениям в ОДКБ».

Процесс сближения Армении с Таможенным союзом является важным фактором развития российско-армянских двусторонних отношений. Рынок сбыта армянской сельскохозяйственной и иной продукции – это и Белоруссия, и Казахстан, развивающие экономическое сотрудничество с Арменией по различным направлениям, но основным инвестором в большинство секторов армянской экономики является Россия. «На сегодня в Армении имеется порядка 2 млрд. долларов российских инвестиций. Это 41% всех иностранных инвестиций, которые сосредоточены в ключевых секторах. Это сфера энергетики, транспорт, дистрибуция газа, цветные металлы, и этот тренд будет продолжаться», - напоминает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Выгоды для Армении от предстоящего вступления в Таможенный союз очевидны. Речь идёт не только о согласовании пошлин (вплоть до их обнуления по таким товарным позициям, как импортируемые Арменией газ, уран, необработанные алмазы), но и о снятии различных технических барьеров, тормозящих развитие производственной кооперации. В свою очередь применение Арменией правил регулирования в рамках ТС (что подразумевает, например, повышение пошлин для импортируемой из Европы сельхозпродукции) исходит из интересов местных производителей, получающих таким образом ясные преимущества на рынке. Общий же потенциал роста экономики Армении в результате присоединения к ТС оценивается примерно в 4,5 %, а возникающие в отдельных случаях риски могут быть успешно минимизированы путём переговоров и взаимных согласований. Значительные преимущества будут получены благодаря крупным инфраструктурным проектам. Так, возведение новой атомной электростанции позволит не только сократить зависимость от импорта энергоносителей, но и увеличить экспорт электроэнергии в соседние страны.

«После вступления в ТС Армения одномоментно получит огромную финансовую выгоду более чем в 100 млн. долларов в год за счет снятия экспортных пошлин на газ, нефтепродукты и алмазное сырье, поставляемое в Армению», - считает бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко. Снижение цены на российский газ станет подспорьем для всей экономики, а модернизация и перезапуск завода «Наирит» и ряда других предприятий снизит безработицу, как и развитие малого и среднего бизнеса. «Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 15-20 %, у нас этот показатель колеблется в пределах 8-9 %. В России сегодня доля промышленности в ВВП составляет порядка 50 %, у нас - около 20 %. Рост нашей промышленности и экспорта позволит развить малый и средний бизнес вокруг совместных предприятий», – полагает глава Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян. По его словам, благодаря созданным в странах-членах ТС условиям армянскую продукцию или услуги можно будет с легкостью экспортировать в эти страны. По данным трёх кварталов текущего года экспорт из Армении в страны Таможенного союза увеличился почти на четверть. Наконец, с потеплением российско-грузинских отношений возрастают шансы коммуникационного коридора «Север – Юг» с участием Армении.

Общий же эффект от новых инвестиционных проектов (транспортная сеть, энергетика, строительство, малый и средний бизнес) может, по оценке профессора Ашота Тавадяна, составить примерно 600 млн. долларов. Не следует сбрасывать со счетов и поступления от трудовых мигрантов из России, сопоставимые с государственным бюджетом Армении. Разумеется, свои преимущества получит и российская сторона, что сведёт к минимуму разговоры о том, что евразийский интеграционный проект является, мол, очередной формой безвозмездного субсидирования российской экономикой бывших советских республик, а ныне независимых государств.

По данным социологических опросов, абсолютное большинство жителей Армении относятся к решению о вступлении в Таможенный союз положительно. При этом только около одной десятой респондентов располагают информацией о том, что, собственно, представляет собой данное интеграционное объединение. Определяющее значение здесь имеет доверие армянских граждан к России. На жёстком противопоставлении евразийского и европейского направлений внешней политики Армении настаивает, на самом деле, очень немногочисленная, хотя непомерно активная часть общества. В то же время элементы неоколониализма в политике Евросоюза на восточном направлении, а также, например, звучащие из Брюсселя предложения о легализации однополых «браков» уже сейчас встречают резкое неприятие в армянском обществе. В дальнейшем сопротивление армян попыткам навязать им подобные «европейские ценности» будет только возрастать.

Опасности для развития экономики страны нужно видеть в другом. В настоящее время армянская экономика крайне монополизирована и пронизана коррупцией, что мешает бизнесменам армянского происхождения – не важно, из Европы, России или из Америки – развернуть в Армении широкую предпринимательскую деятельность. Разговоры же о том, что коррупцию можно одолеть с помощью евроинтеграции, вызывают лишь улыбку. Конечно, проповедников безоглядного «евроинтегризма» не волнует, что в страны ЕС более чем на 80 процентов поставляется из Армении сырьё (прежде всего горнорудное), а ввозится в Армению продукция с более высокой добавленной стоимостью. Развитие отраслей национальной экономики, способных экспортировать на рынки ТС, главным образом, готовую продукцию, не в интересах этих адептов евроинтеграции.

Сейчас в Армении довольно много пропаганды, которая пытается связать дальнейшее ухудшение социально-экономического положения большинства граждан страны не с её внутренними проблемами (в силу своего географического положения и вовлечённости в неурегулированный конфликт республика испытывает трудности особого рода), а с происками «коварных русских», задумавших-де лишить Армению суверенитета. Высказываются, например, опасения по поводу того, что вступление Армении в Таможенный союз приведёт к повышению пошлин на импорт из стран, не являющихся его членами, что сделает стоимость жизни в стране ещё выше. Между тем Армения вот уже несколько лет является членом ВТО, куда она поспешила вступить, мягко говоря, отнюдь не на самых выгодных для себя условиях. Недаром посол США в Ереване господин Хефферн всячески подчёркивает, что сотрудничество Армении с Таможенным союзом будет осуществляться исключительно в рамках ВТО. Между тем куда более продуктивным было бы рассматривать Таможенный союз как площадку, которая в перспективе открывает возможность принципиально улучшить условия членства Армении во Всемирной торговой организации.

Присоединение Армении к Таможенному союзу, в отличие от ассоциации со слабеющей европейской квазиимперией (где даже мельчайшие детали общественно-экономической жизни регулируются директивами Еврокомиссии), не влечёт ограничение политического суверенитета – хотя бы в силу того, что у Армении сохраняется свой, самостоятельный голос. Полноправное участие в Таможенном союзе укрепит региональные позиции ближайшего военно-политического союзника и экономического партнёра России на Кавказе, слабые же союзники России вряд ли нужны. Армения вполне способна стать «мостом», соединяющим рынки Таможенного союза и Ближнего Востока. Предстоящий визит в республику президента России Владимира Путина придаёт разноплановому и многоуровневому сотрудничеству наших стран дополнительный импульс и, как ожидают, выведет его на качественно новый уровень.

Андрей АРЕШЕВ

«Фонд стратегической культуры»