Обнародованные бывшим сотрудником американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвардом Сноуденом материалы о шпионской деятельности США продолжают будоражить мировую общественность. Особенностью разразившегося международного скандала стало то, что в общий поток критики включились голоса ближайших союзников США – стран Европейского союза. При этом по мере развития событий обнажилась их собственная политика двойных стандартов, за что надо сказать отдельное спасибо тем, кто организовал вброс разоблачающих материалов в мировые массмедиа.
Так, первые сообщения о взломе американцами баз данных крупнейших корпораций, прослушке лидеров и членов правительств Латинской Америки остались без каких-либо комментариев со стороны высокопоставленных должностных лиц западноевропейских государств. Однако они же не стали молчать при появлении материалов, раскрывающих тотальный характер электронной слежки за гражданами их стран. Из уст некоторых европейских руководителей прозвучало недовольство чрезмерной активностью американской разведки. Суть этого недовольства сводилась к следующему: мы понимаем необходимость эффективных мер в деле борьбы с международным терроризмом, но шпионить среди друзей недопустимо.
Такая сдержанная реакция вполне объяснима, так как очередная порция разоблачающих материалов свидетельствовала о сотрудничестве европейских и американских спецслужб в области электронного шпионажа. И только после обнародования фактов прослушки первых лиц и высших чиновников Евросоюза критика шпионской деятельности зазвучала в полный голос.
Впервые после окончания холодной войны наблюдается формирование консолидированной позиции целой группы государств, осуждающих действия американской администрации. США обвиняются с трибуны Европейского парламента в дискредитации союзнических отношений и нарушении законодательства европейских стран. Попытки американцев обосновать ведение разведки необходимостью противодействия террористическим угрозам уже не воспринимаются. Председатель Европарламента Мартин Шульц, получив данные о слежке АНБ за депутатами и их офисами, сделал язвительное заявление, что Европейский парламент не планирует никаких террористических атак на Соединенные Штаты.
Латиноамериканские и европейские политики и чиновники различного уровня практически в унисон предлагают пересмотреть или денонсировать действующие с США договоренности и ввести жесткие правила, ограничивающие и регламентирующие деятельность американских IT-компаний на территории их стран. В высказываниях канцлера Германии Ангелы Меркель звучит недвусмысленный намек на необратимость пересмотра двусторонних отношений со своим главным стратегическим союзником: «Предстоит восстановить основу доверия между нашими странами. И одних слов для этого недостаточно. Требуются изменения». По ее инициативе для расследования обстоятельств деятельности американских спецслужб создается специальная комиссия Евросоюза, которая намерена работать в том числе на территории США. Меркель с президентом Бразилии Дилмой Русеф договорились лоббировать вынесение соответствующего вопроса на Генеральную Ассамблею ООН и подготовить проект последующей резолюции. Правительство Японии также заявило о необходимости проведения тщательного расследования раскрывшихся фактов шпионажа.
Можно констатировать, что публично уязвленное самолюбие политического руководства ряда стран Западной Европы подвигло их на осуждение своего могущественного заокеанского друга и предъявление ему обвинений в нарушении прав человека. Остается только надеяться, что такая же принципиальность будет проявлена, когда Вашингтон вновь решит в своих интересах развязать вооруженный конфликт или спровоцировать очередную «цветную революцию», пренебрегая действующими механизмами международной безопасности.
Однако оставим это на их совести. Вернемся к шпионской истории и обратим внимание на то, что центральное место в ней занимает АНБ. Давно известно, что агентство является главным звеном разведывательного сообщества США в области электронного шпионажа. Материалы от Эдварда Сноудена лишь документально подтверждают факт тотальной электронной слежки за гражданами многих стран.
Например, по данным, опубликованным в октябре в парижской Le Monde, только в течение 30 дней – с 10 декабря 2012 по 8 января 2013 года АНБ в рамках шпионской программы US985D перехватило более 70 миллионов телефонных разговоров граждан Франции. Полученная информация была обработана и сведена в 62,5 миллиона файлов и размещена в двух базах данных – DRTBOX и WHITEBOX. По мнению газеты, аналогичные действия по сбору информации могли осуществляться в отношении граждан других стран, так как шпионские программы для них имели схожее обозначение. Например, для Германии – US987LA и US987LB.
Количество разоблачающих публикаций подобного рода растет как снежный ком. На их основе вполне допустимо утверждать, что частная жизнь миллионов людей может стать предметом слежки американской разведки, а собранная информация использоваться США с выгодой для них практически в режиме реального времени или ждать своего часа, хранясь где-то в недрах АНБ.
Для чего США нужен такой масштаб электронного шпионажа и какие цели они преследуют? Может, согласиться с мнением, что ничего серьезного не случилось, шпионили всегда, все и за всеми, главное, как распоряжаются полученными данными, и вообще в эпоху информационного общества тотальное подслушивание и подглядывание неизбежно? В отечественных СМИ уже появились мнения, что, мол, ничего страшного не происходит, последствий никаких не было и не будет, всем можно расслабиться и игнорировать историю Сноудена. Предлагаем просто оценить известные факты шпионажа в преломлении к стратегическим целям и задачам Вашингтона.
АНБ – это структурное подразделение вооруженных сил США, задействованное в общей системе информационно-аналитического обеспечения военной политики Белого дома. С недавних пор оно стало играть ключевую роль в реализации новой стратегической установки – завоевания глобального превосходства в киберпространстве, без решения которой, по мнению военно-политического руководства США, невозможно сохранить лидирующие позиции в новом столетии. Впервые задачи по подготовке вооруженных сил к действиям в киберпространстве были поставлены в Национальной военной стратегии США 2004 года. Сам термин рассматривается как сфера ведения боевых действий наряду с наземной, морской и воздушно-космической сферами и под ним понимается глобальная область информационной среды, состоящая из взаимосвязанных информационно-технологических структур, включая Интернет, телекоммуникационные сети и компьютерные системы, а также встроенные в них процессоры и контроллеры.
В соответствии с намеченными стратегическими целями корректируются планы строительства и подготовки американских вооруженных сил. После достаточно интенсивной проверки ряда новых концептуальных положений на практике в июне 2009 года при объединенном стратегическом командовании США создано киберкомандование – USCYBERCOM. Организация его деятельности во многом опирается на технологические, оперативные и функциональные возможности АНБ. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что командующим нового подразделения назначен директор АНБ генерал Кит Александер. Он до сих пор совмещает две должности.
Взаимодействие АНБ и USCYBERCOM осуществляется по вопросам организации и ведения электронной и киберразведки, а также в интересах подготовки и проведения операций в информационном пространстве как новой формы применения американских вооруженных сил, введенной в действие Национальной военной стратегией 2006 года.
Анализ содержания недавно разработанных доктринальных документов Министерства обороны США позволяет сделать вывод о том, что кибероперации предназначены для решения трех групп задач:
- поддержание надежного и бесперебойного функционирования используемого США киберпространства;
- защита и оборона национального сегмента;
- использование возможностей глобального киберпространства для решения поставленных задач и продвижения американских интересов.
Подобная деятельность предусматривает не только противоборство и подавление противника в информационной среде, она еще ведется для поддержки военных, разведывательных, психологических, отдельных специфических операций.
Ставшие известными программы электронного шпионажа являются лишь элементами плана более высокого уровня, преследующего достижение глобальных задач. Какие это цели, можно только догадываться, выстраивая взаимосвязь киберопераций со стратегическими планами военно-политического руководства США и практическими шагами по их реализации.
Обратим внимание на то, что в соответствии с американскими основополагающими документами военная политика ориентируется на обеспечение главенствующей роли США в условиях формирования нового мирового порядка. Стратегическое руководство, подписанное президентом Бараком Обамой в январе 2012 года, так и называется – «Укрепление мирового лидерства США. Приоритеты Министерства обороны в ХХI веке». Утвержденная в сентябре того же года председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) базовая концепция «Вооруженные силы-2020» главной целью развития вооруженных сил определяет формирование способностей, которые позволят наносить упреждающие и деморализующие удары по противнику, успешно проводить операции, отвечающие характеру противоборства в новом столетии. Для этого предусматриваются синхронизация действий группировок войск (сил) с усилиями всех элементов национальной мощи и более активное привлечение к совместным действиям союзников и партнеров США. Особое значение придается интеграции возможностей кибернетических сил и средств с возможностями боевых региональных и функциональных командований ВС, а также их взаимодействию с другими федеральными ведомствами.
Получается, что организованная американцами тотальная электронная слежка – это не просто зашкаливающая активность спецслужб и точно не издержки борьбы с международным терроризмом. Скорее можно предположить, что АНБ и USCYBERCOM закладывают основы для проведения будущих операций в информационной среде. В частности, оттачиваются механизмы мониторинга социальных сетей и электронной почты. Делается это с целью отслеживания социально-политической ситуации в обществе и составления так называемых социальных карт, раскрывающих социальные связи, предпочтения, проблемы, интересы, планы, местонахождение и другие сведения о гражданах в масштабе целого государства на конкретный период. В сочетании с информационными и специальными операциями, технологии проведения которых американцами достаточно отработаны, это предоставит большие возможности для манипулирования общественным сознанием и использования социальной активности граждан в выгодном для Вашингтона направлении. Нечто подобное наблюдалось совсем недавно в странах Северной Африки в период «арабской весны». Сейчас очевидно, что протестное движение и информационный фон (твиттер-революция, как в Египте) создавались во многом искусственно, в том числе благодаря использованию интернет-технологий и социальных сетей.
Представить содержание и характер будущих войн и конфликтов позволяет информация о хакерских атаках, то и дело всплывающая в мировых СМИ. Судя по всему, применение кибернетических сил и средств может привести к серьезному урону – дезорганизовать управление, вывести из строя промышленные и военные объекты, системы и комплексы вооружения, нарушить работу жизненно важных инфраструктур.
Согласно сведениям от Сноудена, опубликованным в Washington Post в августе нынешнего года, около 600 профессиональных хакеров работают в специальном подразделении по проведению операций удаленного доступа (Tailored Access Operations – TAO), расположенном в штаб-квартире АНБ в Форт-Миде, штат Мериленд. Это глубоко засекреченная команда ведет разведку наиболее важных объектов, разрабатывает технологии кибератак и проводит их по указанию президента страны. Предполагается, что именно команда ТАО при участии израильских коллег разработала и применила вредоносные программы Stuxnet и Flame для выведения из строя системы управления базами данных ядерной программы Ирана.
Отсутствие данных о прослушке отечественных государственных деятелей и граждан вовсе не означает, что шпионаж на самом деле не ведется. Американское разведывательное сообщество всегда рассматривало нас как одного из главных геополитических соперников. Остается только верить, что у России есть средства противодействия реально существующим и будущим угрозам своей безопасности.
Александр ШАПОВАЛОВ, доктор военных наук, доцент