ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика США и НАТО на Дальнем Востоке
 
 

США и НАТО на Дальнем Востоке

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Последнее азиатское турне министра обороны США Чака Хейгла (уже третье по счету!) и госсекретаря Джона Керри, побывавших в Японии и Южной Корее, продемонстрировало намерения США укреплять свои стратегические позиции на Дальнем Востоке.

В Японии будет создана новая военная база США, где разместятся беспилотники Global Hawk. США направят в Японию две эскадрильи MV-22 Osprey, впервые за пределами США будут задействованы патрульный самолет ВМС P-8 и штурмовики F-35B. Новое американо-японское соглашение предусматривает также размещение в Японии корпуса морской пехоты США, создание новой «рабочей кибергруппы» и установку радиолокационной системы TPY-2 для усиления японских средств ПВО…

БПЛА Global Hawk (радиус действия – 4400 км, высота – 18 тысяч метров) позволяют следить как за Китаем, так и за российским Дальним Востоком, получать оперативные сведения о перемещениях техники и воинских частей, дислоцированных в регионе, маршрутах российских судов, а также следить за темпами ведения работ на космодроме «Восточный». К этому следует добавить наступательные кибервозможности. С 2008 г. в американском военном словаре существует термин «ковровые бомбардировки в киберпространстве». Беспилотники могут производить такие «бомбардировки» путём направленного применения вредоносных помех, искажения трафика в эфире и т.д.

Расширяет свои возможности в этом регионе и НАТО. В штаб-квартире альянса уже заявили о полной поддержке американской политики в АТР. По словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, «Североатлантический союз не планирует долгосрочного военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но намерен всесторонне укреплять там сотрудничество со своими партнерами».

При этом в Брюсселе стараются охватить таким «сотрудничеством» максимальное количество стран региона, несмотря на существующие между ними противоречия.

Идея «глобальной НАТО» нацелена на охват в перспективе зоной ответственности альянса огромной дуги от Средиземноморья через Афганистан, Пакистан и Индию до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Уже 2012 г. Сингапур и Малайзия, не являясь членами альянса, отправляли свои военные контингенты для участия в операциях НАТО. НАТО ведёт также переговоры о взаимодействии с Брунеем, Камбоджей, Индонезией, Лаосом, Мьянмой, Филиппинами, Вьетнамом и Таиландом.

В 2012 году несколько стран, именуемых «глобальными партнерами» НАТО, заключили с альянсом индивидуальные программы партнерского сотрудничества. Это Монголия, Новая Зеландия, Республика Корея и Ирак. В том же году была подписана совместная политическая декларация НАТО — Австралия, свидетельствующая, по натовским оценкам, о «решимости углублять сотрудничество в целях противодействия общим угрозам». А в апреле 2013 года аналогичную декларацию подписали генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Все эти инициативы имеют в виду в первую очередь кризисные ситуации в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и носят выраженную антикитайскую направленность. Марвин Отт, эксперт ЦРУ по Восточной Азии и заместитель главы Комитета сената по разведке считает, что «действенные меры по борьбе США с китайскими амбициями предполагают разработку довольно изысканной стратегии» (1), которая должна состоять из шести пунктов.

1. Одной из центральных задач стратегии США являются уход от двустороннего противостояния с Китаем и создание в Юго-Восточной Азии «комплексной» системы сдерживания, включающей ряд стран АСЕАН, каждая из которых защищает свои интересы.

2. Контроль над морскими линиями коммуникаций относятся к числу жизненно важных американских интересов.

3. Стратегия США должна опираться на Конвенцию ООН по морскому праву (заметим, что до настоящего времени США не подписали эту конвенцию).

4. Механизмы АСЕАН и «АСЕАН-плюс» обеспечивают дополнительный и важный элемент «комплексности» в системе «сдерживания Китая».

5. Важным элементом стратегии в перегретой региональной обстановке является укрепление Тихоокеанского командования США (PACOM), учитывая, что в течение четырех десятилетий с момента завершения войны во Вьетнаме Тихоокеанское командование не вело военные действия.

6. Успешная стратегия должна строиться на тесном взаимопонимании с правительствами стран региона. Это потребует серьезных «стратегических обменов» на многих уровнях с партнерами НАТО в АСЕАН (в области обороны, иностранных дел, разведки и работы аналитических центров), а также с другими странами (Австралия, Индия и т.д.). Пентагон уже инициировал в регионе несколько «стратегических диалогов» (Вьетнам, Малайзия и др.), требующих дальнейшего развития.

Эти выкладки эксперта из ЦРУ позволяют лучше понять планы США в АТР. Пресловутая «комплексность» военного строительства США на Тихом океане может быть достигнута не иначе как ценой ухудшения отношений с Китаем тех стран, которые «клюнут» на стратегические предложения Вашингтона. Тем временем традиционные опорные пункты США (прежде всего, Япония и Австралия) будут укрепляться и дальше, превращаясь в зоны постоянного присутствия Пентагона, ЦРУ и АНБ. Денег на это Вашингтон жалеть не будет.

Леонид Савин

«Фонд стратегической культуры»


(1) Marvin C. Ott. The Imperative for an American Strategy for Southeast Asia. September 2013. http://www.fpri.org/articles/2013/09/imperative-american-strategy-southeast-asia