Среди основных причин "живучести" бандподполья и связанного с ним терроризма на Северном Кавказе можно выделить нарастающее распространение идей религиозно-политического экстремизма и ваххабизма, в которых заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем и идей, в том числе идей "традиционного" ислама.
Чтобы эффективно противодействовать пропаганде ваххабизма, необходимо хорошо понимать причины его привлекательности для определенной части жителей Северного Кавказа и, особенно, молодежи. Одних привлекает идея радикального соблюдения законов шариата, других - сомнительная протекция ваххабистских группировок, которая может стать альтернативой кумовству и коррупции, процветающих в регионах Северного Кавказа.
В то же время ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии. По утверждению "проповедников" ваххабизма, не только христиане, буддисты и иудеи относятся к числу "наихудших созданий перед Аллахом", но и те мусульмане, которые не поддерживают идеи ваххабизма (салафизма), также являются "вероотступниками" и "неверными". А вероотступничество должно караться смертью.
Особую опасность для единства общества представляют тезисы идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма, которые являются руководством к действию т.н. "Имарата Кавказ", распространяющего свое влияние на территорию Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании и части Ставропольского края.
Существует и еще один аспект проблемы, который обычно остается незаметным. Распространение в России ваххабизма с его проповедью религиозной нетерпимости, джихада, религиозно мотивированного терроризма – все это привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против всех этнических мусульман.
Исламофобия – это боязнь всего ислама, а это неправильно. Появление страха перед всеми мусульманами, что присуще определенной части российского общества, не укрепляет его единство, и вносит серьезные противоречия в отношения различных конфессий.
Серьезную опасность в деле распространения идей радикального ислама представляют экстремистские интернет-сайты, которые позволяют создавать новую реальность, общаться с различными слоями мусульманского общества, избегать цензуры и продвигать тезисы сепаратизма и религиозного экстремизма. Искажение новостей и исторических фактов, популяризация принятых в среде сепаратистов географических названий, использование агентов "языка вражды" формируют в Интернете мир, в частности, Имарата Кавказ вне правового, культурного и информационного поля Российской Федерации.
Главный информационный рупор ваххабитов в Интернете – сайт Кавказ-Центр, работающий на русском, английском, арабском, украинском и турецком языках. Tor–сервер Кавказ-Центр доступен на всей территории России и по всему миру, объектом его пропаганды являются более трех миллионов пользователей сети. Особая роль в интернете принадлежит социальным сетям. Как заявил глава ФСБ РФ Александр Бортников на одном из заседаний Национального антитеррористического комитета, экстремисты через социальные сети занимаются обработкой потенциальных сторонников, а некоторые части "всемирной паутины" стали инкубаторами и источником идей экстремизма.
Наиболее восприимчивой к идеям ваххабизма является молодежь. В связи с низким уровнем образования молодые люди, в основном из сельской местности, проходят многоступенчатую психологическую обработку, направленную на введение их в заблуждение и дезинформированние в отношении истинных ценностей ислама.
Очевидно, что особого внимания заслуживает духовное воспитание молодежи. Однако только информационными и силовыми методами эту задачу не решить. По заключению экспертов, идеальная питательная среда для пропаганды ваххабизма на Северном Кавказе – нищета, бедность кавказской глубинки, межклановые разборки и отсутствие законности.
Как отмечает научный сотрудник Института востоковедения РАН Дмитрий Макаров, идеология ваххабизма стала "альтернативой для людей, теряющих жизненные ориентиры в условиях разрушения традиционной системы ценностей" и средством "преодоления этнических, общинных и клановых барьеров и консолидации на новой идеологической основе".
Другим фактором распространения радикального течения ислама на Северном Кавказе является то, что террористы продолжают убивать священнослужителей традиционного ислама, которые не приемлют ваххабизм и стоят на пути его распространения. Так, за последние два года на Северном Кавказе было убито 12 религиозных деятелей.
Ситуация в целом требует системной работы на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. В эту работу должны быть включены радио, телевидение, ресурсы Интернета, другие средства массовой информации, сфера образования, науки.
Чтобы решить эту задачу, необходимо, прежде всего, восстановить единое духовное пространство России, так как за последние 20 лет не только молодое поколение республик Северного Кавказа, но и все остальные граждане все более разобщаются и отдаляются друг от друга по национальному признаку.
Устранима ли угроза терроризма на Северном Кавказе? Было бы неверно утверждать, что это явление неизбежное. Но непременное условие победы над ним – объединение усилий всех слоев общества. Причем, проблема заключается не в том, чтобы уничтожить ту или иную бандгруппу, террористическую организацию или главаря банды. Главное развенчать идеологию терроризма – ваххабизм. На выполнение этой главной задачи – формирование у граждан чувства неприятия насилия как метода борьбы, понимания необходимости усилий по противодействию идеям ваххабизма, как идеологической основы экстремистских организаций, бандитского подполья на Северном Кавказе, должны быть направлены усилия государства и общества в целом.
Александр Новик