ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Киргизия выбрала верного партнера
 
 

Киргизия выбрала верного партнера

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В последних числах декабря прошлого года Президент Киргизской Республики Алмазбек Атамбаев провел пресс-конференцию в Государственной резиденции "Ала-Арча". На мероприятии глава государства заявил о том, что "в аэропорту "Манас" военной составляющей не должно быть". Также он подчеркнул, что в этом вопросе "надеется на поддержку союзников по ОДКБ". После этой пресс-конференции стало ясно, что президент Киргизии принял однозначное решение, с кем из двух сверхдержав советского времени сотрудничать по укреплению обороноспособности своей страны.

Каждый гражданин обязан иметь свою точку зрения на столь важный вопрос, как национальная безопасность. И для того, чтобы принять взвешенное решение, необходимо попытаться как можно объективнее взглянуть на ситуацию.

Приходится признать, что вопрос злободневный и уже давно требовал решения. Концепция национальной безопасности, которую проводил в жизнь бывший президент Аскар Акаев, была ориентирована на многовекторность и "зонтичность" обеспечения безопасности, она допускала нахождение в стране нескольких баз различных военных блоков. Эта неопределенность курса, вкупе с безынициативностью в решении вопросов безопасности страны привели к очень опасным последствиям. Экс-секретарь Совета Безопасности Киргизской Республики Мирослав Ниязов недавно заявил, что "Кыргызстан, как суверенное государство, должен сам идти к независимости. Сегодня она имеет исключительно декларативный характер. У нас нет ни продовольственной, ни топливно-энергетической, ни пограничной безопасности. У нас нет вообще никакой системы безопасности, а значит, нам нужно строить серьезные и стратегические отношения с конкретным партнером". Дальше он называет Россию "гарантом безопасности Кыргызстана", но это его вывод…

В действительности, ситуация в стране абсурдная – Мирослав Ниязов хорошо подметил, что "в своих конституционных играх мы доигрались до того, что создали такую систему, при которой утрата государственности становится весьма вероятной. Высшей ценностью любого государства является народ и территория, у нас народ уезжает за пределы страны, территория у нас не везде обозначена. И все это на фоне растущего напряжения в регионе".

Сосед Киргизии – Узбекистан (отношения с которым нельзя назвать дружественными и безопасными) ведет агрессивную политику в регионе. Недавние пограничные конфликты показали, что Узбекистан претендует на особое положение, и на то, что не позволено другим. А узбекский президент, в поздравлении с 21-ой годовщиной образования национальных вооруженных сил, указал курс на реформирование и перевооружение армии и призвал готовить военнослужащих к отражению агрессии.

Кроме того, многие эксперты прогнозируют, после вывода Международных Сил Содействия Безопасности из Афганистана, всплеск активности экстремистских организаций на территории Ферганской долины. Ожидая своего часа, они действуют там уже сейчас. На примере того же Узбекистана, где сотрудниками таможенных служб в сотрудничестве с другими правоохранительными органами в 2012 году по 509 выявленным фактам пресечены попытки провоза более 14 тысяч экземпляров религиозно-экстремистской литературы, можно увидеть их неуемную работу, и это только выявленные случаи. А в Киргизской республике границы еще прозрачней.

Взорвать обстановку в Ферганской долине не составит труда – там постоянно возникают конфликты из-за вопросов земли, воды, пастбищ, дорог. Поэтому внешние силы, без сомнения, воспользуются этими поводами. Все это может вылиться в кровопролитие, превосходящее масштабы апрельской бойни 2010 года в разы.

Ответить Киргизии на эти вызовам нечем. Конфликт, случившийся 5 января текущего года, на границе с анклавом Сох показал неготовность пограничной службы выполнять возложенные на нее функции. Депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизской Республики) Ирина Карамушкина (от Социал-демократической партии Киргизии), инспектировавшая войсковые части в селе Кой-Таш Чуйской области и городе Балыкчи Иссык-Кульской области, рассказала K-News о плачевном состоянии армии. Части в очень запущенном состоянии, жилищные условия военнослужащих ужасны. Есть проблемы с обмундированием. В подразделениях военнослужащие на контрактной основе пожаловались на двухмесячную задержку выдачи жалования.

На данный момент страна неспособна разрешить накопленные за период независимости проблемы – как сказал киргизский президент "в одиночку нам будет трудно…". Вот и встает перед руководством страны вопрос, кого выбирать в стратегические партнеры, США или Россию.

Основное отличие их друг от друга, как стратегического партнера, это то, что Америка борется за присутствие в регионе исключительно в интересах своей "заморской" земли – для противостояния глобальным вызовам их национальной безопасности. В задачи азиатского контингента входит ведение разведки, проведение специальных операций и нанесение ударов, в случае возможных боевых действий с КНР или ИРИ. Безопасность Киргизии интересует США, исключительно, в рамках обеспечения защищенности находящихся там войск – для своей выгоды, если того требуют их интересы, можно и бросить киргизских обывателей в топку межэтнической бойни, чтоб, например, сорвать Китаю (своему стратегическому конкуренту) реализацию каких-нибудь инфраструктурных проектов. Да и рассуждать на тему того, что американский солдат ни в грош не ставит ни жизнь местных, ни национальную культуру, не стоит – об этом столько уже сказано, в Ираке и в Афганистане примеры возникают ежедневно.

Но стоит отдать должное, американцы умеют правильно оформлять свое присутствие – на сайте базы "Манас" можно узнать, сколько ступенек крыльца детского сада отмыли американские солдаты, или какую сумму пришлось потратить на новогодние подарки. На сайте посольства расписаны приводимые в жизнь различные социальные программы, вплоть до того, что существует программа защиты снежного барса. Однако, информационное обеспечение военного присутствия не самое важное качество стратегического партнера, и эта "забота" не должна вводить в заблуждение.

Говоря о союзе с Россией, следует подразумевать партнерство с такими организациями как ОДКБ и ШОС. Это глобальные площадки, связывающие Центральную Азию и двух сильнейших мировых игроков - Китай и Россию. Тесное сотрудничество в рамках этих организаций открывает перед страной широкие перспективы, в том числе, равноправный и продуктивный диалог со странами-участницами, по ставшему в последнее время такому актуальному в Киргизии вопросу о границах.

У сотрудничества Киргизской Республики с организациями ОДКБ и ШОС есть и свои недостатки, о них много сказано, и его противники, смотрящие с надеждой на Запад, будут говорить еще не раз. Но более верного союзника чем Россия, Киргизии сейчас не найти. Потому решение, которое принял президент не идеальное, но самое правильное.

Андрей Морозов

Peacekeeper.ru