Современные международные отношения характеризуются динамичностью и, как следствие, стремительными переменами. В этих условиях выигрывают государства, которые способны быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к изменяющейся внешней и внутренней среде, принимать активное участие в формировании новых «правил игры» на мировой арене. При этом, соизмеряя стоящие перед страной цели, вызовы и угрозы с имеющимися и потенциальными экономическими, политическими, военными, технологическими и интеллектуальными ресурсами.
В начале XXI века техника ненасильственного государственного переворота стала одним из главных инструментов реализации интересов США на постсоветском пространстве. Однако, как показывает практика, при применении ненасильственных технологий не всегда достигалась конечная цель – смена правящего режима. Это происходило в тех случаях, когда политическое руководство страны обнаруживало волю и способность дать адекватный и решительный ответ на революционную угрозу. Российскому руководству, используя технику ненасильственной борьбы и административный ресурс, удалось не допустить реализацию «цветного сценария» в России. Несмотря на это, наряду с имеющимися проблемами, возникла новая – наметился определенный раскол, как в самом обществе, так и среди правящей элиты в оценке и значимости произошедшего.
Проведение последовательной и стратегически вымеренной политики синхронно на внутриполитическом и внешнеполитическом направлениях позволит руководству страны преодолеть проблемы и вызовы, возникшие в результате несостоявшейся «снежной революции» в России.
В постэлекторальный период на первом плане во внутренней политике стоит проблема преодоления противоречий в политическом сознании российского общества. Формирование политического сознания и гражданского общества, качественно новой политической и партийной системы, а также разработка общенациональной идеологической платформы, объединяющей всех граждан, позволит предотвратить попытки реализации «цветных сценариев» в будущем и преодолеть намеченный раскол в обществе.
Преодоление стоящих перед страной задач требует комплексных мер, затрагивающих сферы: партийного строительства, молодежной, культурной и образовательной политики, истории России. Для выработки иммунитета от революционных сценариев необходимо донести до широких масс населения технологию ненасильственного переворота и последствий, к которым он приводит.
Для сплочения системообразующего народа, а следовательно и государства в целом, необходимо целенаправленно и планомерно формировать в политическом сознании граждан России духовно-нравственные ценности, политико-психологические установки, отражающие специфические особенности менталитета русского народа. Основа для реализации данной цели – пропаганда русских культурных и духовно-исторических традиций как фундаментальной основы российской государственности.
Наличие реальной политической оппозиции, которая препятствует разложению и загниванию правящего режима, – важное условие для разрешения кризисных проблем в обществе. В связи с этим требуется оптимизация системы управления политическими процессами в России. Система должна стать, способной вырабатывать адекватные и оперативные управленческие решения стоящих перед обществом и государством задач, учитывать реальные потребности российского общества. При совершенствовании системы государственного управления необходимо учитывать современные информационные и технологические достижения, которые позволят создать реальные механизмы взаимодействия властных структур с институтами гражданского общества.
Следующим направлением для дальнейшего эффективного развития государства должно стать стратегическое планирование и научная оценка стоящих перед страной задач, а также пути и способы их решения. В связи этим, является целесообразным создание механизма передачи экспертных оценок от «мозговых центров» до истеблишмента.
Важным элементом консолидации российского общества должно стать целостное и объективное освещение и преподавание истории России, знание которой позволит «осознать глубинную, природную и космогоническую взаимосвязь между поколениями – прошлыми нынешними и грядущими – являя собой источник колоссальной силы, коллективной энергии, что могло бы стать неотъемлемым компонентом…консолидации общества и укрепления государственности в целом»[3].
В XXI веке молодежь – «потенциальные революционеры, они представляют собой эквивалент воинствующего пролетариата XIX и ХХ веков»[5]. Молодежь – наиболее активная часть общества, которая представляет собой потенциальный авангард для «цветных революций». Цель государства – перенаправить энергию молодежи не на разрушительные и революционные действия, а на созидание и идею мирного развития. Для этого необходимо выработать долгосрочную стратегию молодежной политики, предоставить возможность для социального становления, развития и наиболее полной реализации потенциала молодежи в интересах всего общества. Идеологическим фундаментом молодежной политики должны стать идеи: справедливости, служения Родине, опора на традицию и историю, использование современных технологий.
Важно выстроить работу информационно-пропагандистских механизмов, которые позволят России противостоять информационной и культурной экспансии со стороны других стран. Без знания технологий информационного вторжения государство не в состоянии своевременно распознать факт внедрения вредоносных информационных вирусов в общественное сознание своих граждан. Политическая и культурная элиты страны, которые становятся объектами информационных атак и не имеют возможности для организации адекватного ответа, обречены на поражение.
Реализация перечисленных шагов могла бы быть полезной для минимизации повторных попыток осуществить сценарий «цветной революции» в России, а также консолидировать российское общество.
Неоспоримый приоритет российской внешней политики - реинтеграция единой цивилизационной платформы постсоветского пространства. Это позволит России стать одним из ключевых центром в мировой политике и обезопасит бывшие советские республики от внешнего вмешательства в ХХI веке. Как отметил президент В. Путин во время совещания послов и постоянных представителей России: «Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ – это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на стратегическую перспективу»[2].
Роль России как ядра и локомотива интеграции на постсоветском пространстве обуславливается следующими стратегическими преимуществами:
Россия – единственный на постсоветском пространстве суверенный и активный субъект мировой политики (постоянный член Совета Безопасности ООН, G-8);
наиболее важный рынок для экспорта товаров из стран СНГ;
Вооруженные силы России – не имеют конкурентов по своей боевой мощи и оснащенности среди государств постсоветского пространство.
Именно лидерство в политической, экономической и военной сферах делает Россию единственно возможным интеграционным центром.
В рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве целесообразным является – укрепление ОДКБ, ЕЭП, создание и поддержка НПО, печатных и электронных СМИ, которые позволили бы пропагандировать и укреплять позитивный и привлекательный имидж России в странах СНГ.
Важным инструментом сохранения и развития связей России со странами постсоветского пространства является поддержка и защита русского языка, как основы культурного и коммуникационного единства.
Наряду с этими мерами, для более быстрой и эффективной реинтеграции постсоветского пространства помимо усилий, предпринимаемых на уровне государств и правительств, которые направлены на экономическую и военно-политическую интеграцию, «необходимо приложить все усилия для формирования нового вектора общественной активности. Его стержневой идеей должно стать формирование движения за реинтеграцию культурного и цивилизационного пространства, ранее объединявшегося в границах Советского Союза, а еще раньше – в границах Российской Империи»[1]. Без вовлечения в реинтеграционный процесс широких слоев населения невозможно достигнуть поставленных целей и задач.
По мнению директора Центра русских исследований Московского гуманитарного университета А. Фурсова, в наступившем тысячелетии «время империй пришло» и именно «импероподобные образования – это более или менее органичные наднациональные блоки с населением не менее 300–350 млн. человек»[4] позволят обладать субъектностью и стать одним из полюсов силы в формирующейся новой системе международных отношений. Без консолидации собственной геополитической и цивилизационной сферы влияния, представленной в первую очередь государствами-членами СНГ, Россия не сможет состояться в качестве державы мировой значимости.
В меняющейся системе международных отношений наиболее перспективным представляется значение России в качестве самостоятельного центра влияния, не замыкающегося в рамках каких-либо существующих региональных блоках. В каждом из них существуют такие стороны, которые препятствуют возможности интеграции в эти блоки России. Из этого не следует, что Россия обречена на вражду подобными интеграционными образованиями XXI века. Единственный выход – стать одним из центров мировой политике в формирующейся новой системе международных отношений.
Кирилл Джавлах
"Центр стратегических оценок и прогнозов"
1. Проваторов С. Содружество за реинтеграцию // Информационно-аналитический портал Евразия http://evrazia.org/print.php?id=1937
2. Совещание послов и постоянных представителей России // Сайт Президента России http://kremlin.ru/news/15902
3. Филимонов Г. Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. – М.: РУДН, 2010. – С. 170
4. Фурсов А. Наступает эпоха новых империй // СвободнаяПресса http://svpressa.ru/society/article/51739
5. Brzezinski Z. Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superpower - United States.: Basic Books, 2007. – Р. 176