ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Проект «Саакашвили-2012/2013» против учений «Кавказ-2012»
 
 

Проект «Саакашвили-2012/2013» против учений «Кавказ-2012»

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В начале августа стало известно о решении грузинского руководства назначить дату парламентских выборов в республике на 1 октября с.г. Своим решением президент М.Саакашвили подтвердил стремление грузинских властей и дальше эксплуатировать пропагандистскую тему антироссийской направленности, которая концентрируется вокруг выдуманного намерения Москвы демонстрацией военной силы помешать нормальному ходу волеизъявления грузинского избирателя.

Руководство республики сделало основную ставку в своей предвыборной пропаганде на факт проведения стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2012» и, исходя из пропагандистских приоритетов, придвинуло дату выборов в Грузии ближе к срокам военных учений на Северном Кавказе России. Теперь окончание российских учений и день голосования в грузинский парламент отделяет одна неделя. Ещё до «этапного» для Тбилиси Чикагского саммита НАТО 20-21 мая, президент М.Саакашвили начал кампанию по обличению «агрессивных» планов России в контексте запланированных на вторую половину сентября учений «Кавказ-2012». 12 мая в Батуми, выступая на экономической конференции Парламентской ассамблеи Совета Европы, М.Саакашвили заявил, что запланированные на октябрь парламентские выборы «содержат огромное измерение безопасности», т.к. Россия намеренно приняла решение провести военные учения в период проведения выборов в Грузии. Даже осведомлённые грузинские СМИ сперва затруднились определить, какие учения имел в виду М.Саакашвили и предположили, что речь шла о военных учениях ОДКБ «Взаимодействие-2012», проведение которых планируется 3-8 сентября в Армении.

О сроках проведения учений «Кавказ-2012» (17-23 сентября) общественность узнала из заявлений российской стороны перед началом работы Чикагского саммита НАТО, что дало М.Саакашвили новые стимулы к развертыванию пропаганды по обвинению России в демонстрации военной силы на Северном Кавказе перед грузинскими выборами.

Тема «агрессивных» планов России в выборный период Грузии стала одной из наиболее эксплуатируемых грузинскими властями в контактах с западными партнёрами. Поводы для этого Тбилиси подал сам Запад, который уже несколько месяцев шлёт в грузинскую столицу сигналы о том, что от демократичности предстоящих в октябре парламентских и в будущем году президентских выборов в республике зависит очень многое. Запад продвигает проект пролонгации пребывания М.Саакашвили и его команды у власти в Грузии, предоставляя т.н. «натовским аспирантам» своеобразный карт-бланш на поддержание постоянного напряжения в грузино-российских отношениях, в чём молодые грузинские стратеги особенно преуспели на фронте пропагандистской борьбы «демократической республики» с «империалистическим» соседом на Севере.

В таких условиях грузинскому руководству удобнее всего обеспечивать соблюдение «демократических стандартов» предвыборного свойства на фоне проведения внешнеполитической кампании антироссийской направленности и поиском конкретных пропагандистских тем для мобилизации грузинского избирателя. Такой темой стала и останется до дня голосования в Грузии 1 октября «демонстрация Россией военной силы» на границах с Грузией и в отделившихся от неё Абхазии и Южной Осетии.

Уже в одном из первых заявлений российских военных о сроках проведения учений «Кавказ-2012» было особо подчёркнуто, что данные учения проводятся в соответствии с Планом подготовки Вооружённых сил России на 2012 г. и не направлены против третьих стран (1). Однако заявления российских военных о проведении плановых военных учений исключительно на территории России, без задействования сил и средств зарубежных единиц Южного военного округа (в состав округа входят также четыре российские военные базы в соседних государствах: в Южной Осетии, Абхазии, Армении и в Украине (Севастополь), не произвели впечатления на грузинское руководство, которое уже перешло к реализации кампании по дискредитации «агрессивных» планов Москвы. В Вашингоне стали раздаваться призывы к России отменить учения. К примеру, конгрессмен-республиканец, председатель Хельсинкской комиссии США (2) К.Смит назвал проведение учений «на оккупированной территории Грузии» как «грубый трюк для запугивания».

Грузинские СМИ в свою очередь приступили к активному педалированию темы российских учений. Местная пресса пишет о некоторых признаках готовящейся Россией новой «агрессии» против Грузии, проводя параллели 4-летней давности, когда те же «признаки» надвигающейся «агрессии» были замечены российской стороной: выезд из южноосетинской столицы женщин и детей, активное передвижение войск вдоль российско-грузинской границы, военная перегруппировка и концентрация сил России на Северном Кавказе, концентрация кораблей российского ВМФ в Чёрном море.

Очевидно, в Грузии происходит новый виток антироссийской истерии, на которой отложился отпечаток очередной годовщины событий августа 2008 г. Некоторые грузинские эксперты определяют нынешнюю пропагандистскую кампанию Тбилиси как информационную операцию по формированию в грузинском обществе образа России как врага южнокавказской республики, стремящегося не допустить существования суверенной Грузии в евроатлантической орбите.

Основы данной пропаганды пустили достаточно глубокие корни во внутри- и внешнеполитической грузинской практике. В последней редакции Концепции национальной безопасности Грузии место враждебного для республики государства «уверенно» занимает именно Россия. В главе «Угрозы, риски и вызовы национальной безопасности Грузии» России уделено основное внимание: «правящая политическая элита России видит независимую и демократическую Грузию как важную угрозу. Поэтому Россия преследует цель обратить Грузию в несостоявшееся государство (failed state), препятствовать реализации европейского и евроатлантического выбора Грузии, и принудительно вернуть Грузию в российскую политическую орбиту».

В такой ситуации отъявленной пропаганды грузинского руководства, российская сторона ведет себя поступательно взвешенно, не уменьшая темп военно-политической активности как на южных рубежах своей территории, так и в контактах с союзниками по ОДКБ и двусторонним военно-политическим соглашениям. Исключительно внутренние цели проведения учений «Кавказ-2012» можно было бы усилить обращением внимания на фактор защиты интересов России от возможных провокаций за оставшееся до начала зимней Олимпиады в Сочи время. Тем более что представители грузинской власти сами подали основания Москве ещё более детально продумывать и отрабатывать свои защитные действия перед важным спортивным событием мирового масштаба на российском Северном Кавказе. Заявления ряда грузинских руководителей о том, что нужно добиваться отмены проведения Олимпиады в Сочи, возможные провокации в преддверии и в период проведения Игр, обнародованные в мае с.г. Национальным антитеррористическим комитетом России грузинские следы в подготовке терактов на российской и абхазской территориях ближе к зиме 2014 г. требуют особого внимания Москвы и соответствующих превентивных действий с её стороны.

В этом контексте, а также для нейтрализации развязанной Тбилиси предвыборной пропагандистской истерии перед российскими учениями «Кавказ-2012», Москва может проводить линию на то, что на предстоящих и последующих стратегических командно-штабных учениях на Северном Кавказе будут отрабатываться внутренние задачи, связанные с обороной и обеспечением безопасности на южных российских рубежах. В частности, группировка ВМФ в Чёрном море будет отрабатывать задачи охраны и обороны водных рубежей, аналогичные тем, что будут выполняться во время проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Сухопутные группировки будут отрабатывать учебно-боевые задачи, связанные с борьбой с незаконными вооружёнными формированиями, действующими на Северном Кавказе.

Арман Микаелян, политический обозреватель

Интернет-журнал «Новое Восточное Обозрение»

 


 

(1) Начальник Генерального штаба рассказал об основных направлениях подготовки Вооружённых Сил РФ в 2012 г. // Управление пресс-службы и информации министерства обороны России, 16 мая 2012 г.

(2) Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, известная также как Хельсинкская комиссия США, является созданным в 1976 г. независимым агентством федерального правительства, которому поручено следить за соблюдением Хельсинкских соглашений и обеспечением всеобъемлющей безопасности на пространстве ОБСЕ. В состав Комиссии входят девять членов Сената США, девять членов Палаты представителей и по одному представителю госдепартамента, министерства обороны и министерства торговли.