Сегодня мы отчетливо видим, как в результате осуществляемого Соединенными Штатами сознательного демонтажа ялтинско-потсдамской системы мироустройства рушится вся система международной безопасности, мир стремительно погружается в хаос больших и малых войн, этнополитических и религиозных конфликтов. Как показала война в Ливии и демонстрирует сейчас вооруженный конфликт в Сирии, в условиях обостряющейся борьбы мировых лидеров за власть региональные конфликты с легкостью перерастают свои начальные рамки и выливаются в более масштабные столкновения вплоть до глобальных войн.
Деятельность США, их партнеров (НАТО, Саудовская Аравия, Катар) по «силовому умиротворению» и «принуждению к демократии» в различных регионах мира не только не устраняет первопричины протекающих там политических конфликтов, но во многих случаях приводит к их эскалации и переходу на новый, более масштабный уровень. При этом в большинстве стран, во внутренние дела которых США вмешиваются в роли «миротворца», они делают ставку и сотрудничают с теми самыми политическими силами и режимами, которые во всем мире принято называть «террористическими» и «экстремистскими». Так, в Афганистане США активно сотрудничают с талибами (на уровне самых настоящих партнерских отношений), а в гражданской войне в Ливии решающую роль в уничтожении армейских частей, верных Каддафи, сыграли боевые отряды «Аль-Каиды», стоявшие на острие удара, нанесенного совместно силами НАТО и мятежников. И сейчас среди полевых командиров т.н. объединенной сирийской оппозиции не менее половины - руководители боевых ячеек «Аль-Каиды», вышедшие из подполья, в которое их загнал Асад.
Мы живем в непростое время: мир стремительно меняется непосредственно на наших глазах. Темпы и скорость этих изменений непрерывно растут: всего один год потребовался западным политтехнологам для того, чтобы превратить спокойную и процветающую Северную Африку, некоторые страны которой - такие, как Тунис, - по уровню жизни практически ничем не отличались от южных департаментов Франции, в очаг жесточайшей гражданской войны, международного терроризма и радикального исламизма. Теперь такая же участь ждет Сирию, а вместе с ней и весь Ближний Восток, включая главного непримиримого оппонента США - Иран.
Начиная с марта 2011 г., когда на территорию Сирии стали проникать вооруженные группы боевиков т.н. «свободной оппозиции», мир все время балансирует на грани новой большой войны, которая не ограничится только Ближним Востоком, Сирией и Ираном: ее волна обязательно дойдет до России и Китая. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что этот час пробил: США и НАТО закончили сосредоточение ударной группировки, предназначенной для вторжения на территорию Сирии и превращения ее в новый Ирак. Видимо, американские стратеги решили, что пора окончательно решить сирийский вопрос: на пути к Ирану их сдерживает только упрямый Башар Асад, который почему-то не сдается и которого ничему не научил пример другого его собрата - Муаммара Каддафи, попавшего в плен и затем зверски убитого. Ведь именно благодаря упрямству Асада значительные силы вторжения простаивают в Афганистане, впустую прожигая деньги налогоплательщиков, а Иран в открытую смеется над усилиями западных стран переформатировать сразу весь Большой Ближний Восток.
16 июля 2012 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров впервые открыто заговорил о том, что западные страны применяют по отношению к России «элементы шантажа», требуя одобрить проект резолюции СБ ООН по Сирии, который Россия и Китай успешно блокируют: глава 7 Устава ООН позволяет Совету Безопасности в случае угрозы миру предпринимать экономические, дипломатические и иные санкции, а если их будет недостаточно - переходить к вооруженным действиям. Принятие такого рода резолюции было бы весьма на руку США и их союзникам в Европе и окончательно решило бы судьбу Сирии. Однако, даже ее отсутствие для США не является сдерживающим фактором: достаточно вспомнить войну в Югославии.
Мир вступил в длительный период глобальной нестабильности, в котором основной формой существования системы международных отношений становится «управляемый хаос», а прежние методы реализации внешней политики теряют свою эффективность. В этой новой реальности Россия находится на пересечении интересов ведущих мировых сил, стремящихся к мировому господству: США, Китая, Исламского мира (как суннитского, так и шиитского) и других. При этом миролюбивая политика России не устраивает никого: слишком важное геополитическое положение наша страна занимает в Евразии, самим фактом своего существования мешая реализации захватнических планов и стратегических замыслов нарождающихся новых мировых агрессоров. Вот почему Россия сегодня испытывает колоссальное внешнее давление как со стороны Запада (США, НАТО) - по Сирии и Ирану, так и со стороны Востока (Саудовской Аравии, Японии и др.), которым жизненно необходимо, чтобы Россия не проводила собственный независимый внешнеполитический курс, а позволила бы послушно себя встроить в кильватер западной или восточной политики.
Все чаще на Западе звучат слова, что новая демократическая Россия - нежизнеспособное государство, что она всегда будет стоять в оппозиции к мировой политике и к истинно демократическому прогрессу, что для всей западной цивилизации было бы несравнимо лучше и полезнее, если бы Россия была расчленена на два десятка удельных княжеств, в которых демократические ценности точно победили бы. А Сибирь с ее огромными ресурсами, которой Россия владеет в одиночку и ни с кем не делится, вообще должна стать достоянием всей мировой (т.е. западной) цивилизации. И это не пустые слова: создание вокруг России пояса политической нестабильности и окружение ее границ глобальной системой ПРО явно указывают на то, что США и НАТО готовы перейти от слов к делу, как только выпадет подходящий момент и повод для вмешательства.
В этих условиях России не просто требуется модернизированная внешняя политика, выверенная под конкретные условия глобального развития, но и полная модернизация существующих внешнеполитических концепций и доктрин, принципов поиска и формирования новых союзов и альянсов, гибкого использования ресурсов реальных и потенциальных союзников, переоценки приоритетов и ориентиров, выработки новых методов воздействия на противостоящие России альянсы. Это тем более необходимо, поскольку сегодня Россия в своей позиции отстаивания мира на Ближнем Востоке осталась, по сути, в одиночестве: единственным союзником в противостоянии позиции Запада по Сирии является Китай, но он - союзник весьма условный и непостоянный; кроме того, КНР преследует в сирийском конфликте собственные стратегические интересы.
Манойло Андрей Викторович, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова.