С 16 по 20 июля в воздушном пространстве Литвы, Латвии и Эстонии прошло авиационное учение НАТО «Ramstein Guard 4» в котором приняли участие самолеты МИГ-29 ВВС Польши, выполняющие миссию по охране воздушного пространства стран Балтии.
Главной целью маневров была тренировка сил и средств Объединенной системы ПВО НАТО в условиях применения радиоэлектронных помех.
Согласно плану учения, польский военный контингент «Орлик 4» выделил из своего состава дежурную пару истребителей и навигаторов наведения из регионального центра по контролю воздушного пространства и управлению движения, расположенного в литовском г.Кармелава.
В ходе маневров польские летчики многократно выполняли тренировочные задания по перехвату воздушных целей в условиях применения радиоэлектронных помех постановку, которых осуществлял самолет РЭБ DA-20 из Рамштейна. Стоит отметить, что данные мероприятия для поляков стали проверкой качества выполнения задач миссии по охране воздушного пространства стран Балтии и, по мнению руководителей учения, они этот экзамен сдали успешно. Так же следует добавить, что совсем недавно польский военный контингент «Орлик 4» посетил глава бюро национальной безопасности Польши генерал Станислав Козей с целью проверки деятельности воинского формирования.
Резонно возникает вопрос, чем же так обеспокоены Варшава и Брюссель? А тем, что в СМИ до сих пор не утихают страсти по поводу возможного пролета над Беларусью со стороны Литвы летательного аппарата со шведами на борту. Это и немудрено, ведь не каждый день так нагло нарушают воздушные границы двух государств и, причем дважды за один день. Выходит так, что шведы на прочность проверили и ПВО НАТО, которое также оказалось дырявым.
Помимо подставы альянса, шведский плюшевый десант подмочил репутацию Литвы. Напомним, что вечером 4 июля пресс-служба литовской армии, то ли оправдываясь, то ли осознав свое упущение, сделала расплывчатое заявление о якобы имевшем факте нарушения правил использования воздушного пространства Литвы. Однако, 17 июля министр обороны Раса Юкнявичене официально опровергла данную информацию. Ведь если факт нарушения границы имел место, то получается, что Литва нарушила подписанное с Беларусью соглашение в соответствие с которым стороны обязуются информировать друг друга о появлении воздушных судов на расстоянии менее 15 километров от общей границы. Выходит, что литовская сторона свои обязательства либо случайно или намерено проигнорировала. К месту стоит добавить, что государственная служба охраны границы Литвы, которая, между прочим, оснащена по последнему слову техники, вообще не комментировала полет шведского самолета.
Странным выглядит в этой истории и позиция польской стороны, которая делает вид, что никакого происшествия не случилось. Молчание официальной Варшавы можно объяснить только тем, что польский военный контингент «Орлик 4» полностью провалил выполнение миссии по охране воздушного пространства стран Балтии и тем самым показал бесперспективность данного мероприятия НАТО.
Стоит напомнить, что польский военный контингент «Орлик 4» является весьма серьезным воинским формированием, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Поэтому в его состав входит штаб, авиационная группа, группа технического обеспечения, группа контролеров воздушного движения. Дежурные экипажи практически немедленно взлетают при получении сигнала тревоги. Особое место в обеспечении успешной деятельности контингента занимают навигаторы, которые несут круглосуточное дежурство в региональном центре по контролю воздушного пространства и управлению движения в литовском г.Кармелава. В их распоряжение поступает вся информация о радиолокационной обстановке над странами Балтии, данные от гражданских контролеров воздушного движения, именно здесь отслеживаются все маршруты полетов самолетов. Кроме того в их интересах работают средства радиотехнической разведки, которые размещены не только на территории прибалтийских государств, но и в самой Польше на границе с Беларусью.
Данный центр это своеобразные «глаза и уши» Объединенной системы ПВО НАТО в этом регионе. Но, по каким-то причинам эти «глаза» 4 июля оказались слепыми. Ведь шведские авиаторы должны были запросить разрешение на вылет, так как это обязательная процедура для всех самолетов. Не зря же существуют воздушные коридоры, в которых нужно следовать, чтобы избежать столкновения. В небе более жесткие законы, чем на земле, но раз шведский пилот-камикадзе просто «взял и полетел» в Минск, то кроме белорусско-литовского воздушного пространства он нарушил и международный «воздушный кодекс», который обязан выполнять даже частный легкомоторный самолет. Вернувшись в Литву, как ни в чем небывало, шведы заправились и спокойно улетели на родину, а ПВО НАТО продолжило дальше свой спокойный сон.
Поэтому и молчит Польша, скрывает провал своих «Орликов» и для этого есть причины. Признав нарушение воздушного пространства Литвы, польские военные надолго подрывают свой авторитет перед союзниками по НАТО. Наверняка США и военное руководство альянса уже задумалось над тем, что из-за польского разгильдяйства теперь под угрозой оказывается размещение на территории этой страны элементов ЕвроПРО. Ведь теперь придется изыскивать дополнительные финансовые средства на обеспечение безопасности данной системы и реальность воплощения этой программы становится менее очевидной
Николай Астровский