Как писал Уильям Шекспир, "они лишь тех, кто им по нраву, любят, а чуть кто им не люб – мешают с грязью". Эти строки точно подходят под определение американской политики двойных стандартов, реализуемой Соединенными Штатами, Североатлантическим альянсом по отношению к России и ее союзникам со времени развала СССР.
До тех пор, пока ельцинская команда во всем активно поддерживала внешнюю американскую политику, шла в ее фарватере, в Вашингтоне считали, что в России все было хорошо и с демократией, и с правами человека, и со свободой средств массовой информации, и с соблюдением международного права и т.д.
Но стоило Владимиру Путину занять твердую позицию по отстаиванию на международной арене национальных интересов России, сохранению ее суверенитета и территориальной целостности, наведению в стране элементарного порядка, как у Государственного департамента США тут же "открылись глаза" и появилась "серьезная озабоченность" состоянием дел с демократией и правами человека в России, "имперскими амбициями и курсом Путина" по восстановлению былого величия России. В политике двойных стандартов США много аспектов, когда при критике каких-то событий в России совершенно игнорируются аналогичные собственные действия или действия союзников. Например, в ежегодном докладе Госдепартамента США о нарушениях прав человека в различных странах мира в 2011 году, наряду с другими вопросами критикуются злоупотребления и нарушения прав заключенных в системе Федеральной службы исполнения наказаний в России. Однако в докладе не упоминается, что сами США занимают первое место в мире по количеству заключенных, содержание которых вряд ли можно назвать гуманным с учетом того, что США являются самой "демократичной и свободной страной в мире".
Правозащитники прямо говорят о "торговле заключенными" в США и называют их труд "современной формой рабства", "новой формой бесчеловечной эксплуатации". Особая тема - содержание заключенных в одиночках. Например, 30 марта с.г. "Российская газета" сообщила, что американские правозащитники направили петицию в ООН от лица четырех тысяч заключенных штата Калифорния. Их годами содержат в одиночных камерах, и они называют свое положение невыносимым. Тюремное начальство вправе по своему усмотрению изолировать осужденного на длительный или неопределенный срок, в течение которого заключенный может содержаться в тесной клетушке без окон. Эти заключенные, как правило, не получают надлежащей медицинской и психологической помощи, они буквально сходят с ума. Получается, что критикуя Россию, Госдеп США "не видит бревно в собственном глазу".
Важнейший признак двойных стандартов политики США в отношении России – это лицемерие и двуличие: говорить одно, а делать противоположное. Убедительное подтверждение этому – расширение НАТО на восток, до границ России, что явилось одним из важнейших нарушений обещаний, данных Америкой после ликвидации Организации Варшавского Договора и объединения Германии. "На восток дальше бывшей ГДР НАТО не пойдет" - заверяли Россию в Вашингтоне. Однако, вопреки заверениям руководства США о нерасширении НАТО в восточном направлении, альянс не только принял в свои ряды все страны бывшей Организации Варшавского Договора, прибалтийские советские республики, но и планомерно создает сегодня на их территории у границ России систему передового базирования своих войск (сил), необходимые условия для их эффективного задействования при обострении военно-политической обстановки в Восточной Европе.
В Балтийской морской зоне в первую очередь предполагается привести к натовским стандартам аэродромы: Ласк, Повидж и Познань-Кшесины (Польша); Эмари (Эстония); Лиелварде (Латвия); Шяуляй (Литва). Продолжаются работы по совершенствованию военно-морских баз: Гдыня и Свиноусьце (Польша); Лиепая (Латвия); Клайпеда (Литва).
В интересах развития складской сети для обеспечения действий группировок ОВС НАТО проводятся мероприятия по созданию пяти материально-технических баз на территории Польши (Цыбово, Венджин, Гардея, Поражин и Пуща Марьянска), предназначенных прежде всего для хранения ГСМ.
Планами развития учебной базы для проведения оперативной и боевой подготовки предусматривается дальнейшее совершенствование оборудования полигонов в Польше (Устка, Дравско-Поморске и Ожиш), Литве (Пабраде и Рукла) и Латвии (Адажи).
Совет НАТО принял решение о переводе операции "Балтийское воздушное пространство" по охране неба стран Балтии на бессрочную основу с круглосуточным и круглогодичным патрулированием воздушного пространства прибалтийских государств. В операции "Балтийское воздушное пространство", начатой в марте 2004 года, на ротационной основе уже приняли участие ВВС 14 государств блока, среди которых, как считают специалисты, имеются страны, выделяющие для патрулирования самолеты, являющиеся потенциальными носителями ТЯО. В настоящее время, как видим, функционирование натовской базы ВВС в Шауляе (Литва) поставлено на бессрочную, то есть постоянную, основу.
Но и на этом НАТО не останавливается. На саммите в Чикаго в мае месяце подтверждена прежняя полтика "открытых дверей" для вступления в альянс новых членов, среди которых названы Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и Грузия. Особый жест в этом контексте был сделан также в адрес Сербии и Украины. Российские же попытки противодействовать натовской экспансии в восточном направлении в Вашингтоне и Брюсселе встречают с непониманием, осуждаются и оцениваются как, "решимость России восстановить сферу влияния в соседних государствах".
С непониманием в Вашингтоне и Брюсселе оценивают и позицию России по создаваемой Соединенными Штатами, НАТО в Европе системе ПРО. Решения саммита НАТО в Чикаго по ПРО свидетельствуют, что и здесь присутствует двойной стандарт - Североатлантический союз не намерен и далее учитывать мнение России об угрозе ЕвроПРО ее стратегическому потенциалу, что, в свою очередь, ведет к подрыву стабильности и безопасности на европейском континенте в целом.
Кроме очередного заявления о том, что "ЕвроПРО не направлена против России", нигде в итоговых документах саммита не раскрыто практическое содержание слова "сотрудничество" в сфере ПРО с Россией, за исключением того, что оно будет сведено только к обмену информацией о ракетном нападении через два современных центра, которые предлагается создать России: центр по сбору и обработке соответствующих данных и структуру планирования "совместных операций". Но одновременно при этом заявляется, что Россия и НАТО все же будут иметь "независимые" противоракетные системы. Противоречия налицо. Таким образом, решения саммита в Чикаго полностью подтвердили выводы высшего военно-политического руководства нашего государства о том, что продолжающееся развертывание многослойной противоракетной системы США и НАТО у российских рубежей на европейском континенте и вокруг него является прямой и непосредственной угрозой нашей безопасности.
Особое место в политике двойных стандартов США и НАТО по отношению к России занимают вопросы военного планирования, отработки штабов и сил с прицелом на войну с Россией. Примеров этому много. Один из последних – широкомасштабное учение сил НАТО в Балтийском море "Балтопс-2012", в ходе которого под видом миротворчества отрабатывались вопросы планирования элементов классической десантной операции коалиционных натовских сил с высадкой десанта. Состав участников и направленность учений "Балтопс-2012", его масштабность свидетельствует, что военно-политическое руководство США и НАТО считает западное стратегическое направление одним из важнейших, а Балтийскую морскую зону одним из основных районов сосредоточения ударной группировки сил (войск) США и НАТО при обострении военно-политической обстановки. Нам же говорят о каком то партнерстве.
Или взять пример из арктического направления. В средствах массовой информации США и Великобритании не прекращаются акции по созданию негативного общественного мнения в отношении проводимой политики Российской Федерацией по отстаиванию национальных интересов в Арктической зоне. В том числе всячески муссируется миф об "агрессивной экспансионистской политике Москвы в Арктике", "милитаризации Арктической зоны Российской Федерацией". Миф потому, что предпринимаемые Россией в этом отношении меры не являются милитаризацией российской Арктики, а речь идет только о строительстве современной системы по обеспечению безопасности нашей Арктической зоны. И ничего более.
А что, наши соседи – Соединенные Штаты, Канада и другие приарктические государства не занимаются этими вопросами? Отнюдь, наши соседи в последнее время в Арктическом регионе в военном плане проявляют все более заметную активность. Например, канадские ВМС пополняются кораблями ледового класса для патрулирования Арктики. Усиливается военный контингент США на Аляске, где дислоцируются мотопехотная и аэромобильная бригады, самый крупный позиционный район ПРО, пять эскадрилий модернизированных истребителей F-22 "Рэптор". О намерении создать объединенные силы быстрого реагирования "для обеспечения безопасности и законных интересов" в Арктическом регионе объявили Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия. В ближайших планах северных стран – организация постоянного патрулирования объединенных сил быстрого реагирования в арктических зонах.
Отмечается усиление активности НАТО в Арктической зоне, где альянс открыто демонстрирует намерения подкреплять свои геополитические устремления военной силой. Об этом свидетельствуют, в частности, военные учения "Холодный ответ-20122, которые проведены на севере Норвегии. В учениях участвовали свыше 16 тысяч военнослужащих из 15 стран НАТО и боевые корабли Великобритании, США, Канады, Нидерландов и Франции. Невольно возникает вопрос – почему это не называют милитаризацией арктического региона?
Американцы, западные государства твердо заявляют, что не собираются признавать легитимность независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской Республики и призывают Россию вывести из этих самопровозглашенных республик российские войска. Почему? Потому, что там, как они считают, интересы России. Потому, что для этих республик Россия - гарантия их независимости и безопасности. В то же время, Соединенные Штаты, западные государства в свое время без никаких на то оснований признали независимость Косово, повстанческое правительство Ливии как единственную власть страны, наделенную управленческими полномочиями. При этом заметим, что в Ливии не проводилось ни референдумов, ни выборов, ни даже каких-либо опросов. Если "самое демократическое" государство в мире признает толпу людей с автоматами в руках как законную власть, то тут уж "дальше ехать некуда". Почему это происходит? Потому, что там интересы США, НАТО. Потому, что руководство этих образований всецело поддерживает американскую политику.
Не обрели нужную устойчивость российско-американские отношения и в рамках пресловутой "перезагрузки", которая так и не сняла наиболее острые раздражители, не привела к коренному перелому отношений, не охватила ряд важных сфер, недостаточно затронула жизненно важные интересы России и которая содержит элементы той же политики двойных стандартов.
Понятно, что все вышеизложенное вызывает сожаление, так как не укрепляет доверия между Россией и Западом, утверждает "систему безопасности без гарантий безопасности" тем, кто не поддерживает политику Соединенных Штатов, не потакает интересам Америки.
Вот почему отношение России к Соединенным Штатам, военному блоку НАТО требуют тщательно взвешенных подходов и глубоко продуманных решений. А что касается двойных стандартов политики по отношению к России, то здесь нужно просто отвечать взаимностью, чтобы любой шаг в рамках этой политики получал адекватный ответ.
Александр Новик