История человечества – это история войн. Войны сопровождают человека с древнейших времен. Сложилось так, что средствами войны разрешались те или иные проблемы: будь то территориальные споры или борьба за сферы влияния. В современном мире фактор военный силы по-прежнему играет важнейшую роль в достижении политических целей. Свидетельством тому служит активное использование военной силы со стороны США и их союзников.
1. Основы американской внешнеполитической экспансии
Идеологические основы американской внешней политики впервые были охарактеризованы в доктрине Дж. Монро, целью которой стало военно-морское господство Америки в двух океанах: американский континент был объявлен сферой влияния США и закрыт для вмешательства европейских держав.
В дальнейшем эта политическая линия только усиливается. Следующим шагом становится Испано-американская война 1898 года - первая война США за пределами североамериканского континента, распространившая их власть за Тихоокеанский регион. С 1899 по 1913 гг. Вашингтон ведет вторую войну за пределами американского континента, на этот раз с Филиппинской республикой, которая попадает в фактическую зависимость от Вашингтона.
Кульминационный момент в развитии американского экспансионизма приходится на конец XIX- начало ХХ вв. В 1900 г. Брукс Адамс, историк из Университета им. Дж. Гопкинса, в своей книге «Экономическое господство Америки» говорит о том, что США призваны распространять собственную политическую систему. Б.Адамс со своими единомышленниками стали обосновывать идею американской «богоизбранности» и «исключительности» [2].
Экспансионистские устремления во внешней политике США усиливаются во время президентства Теодора Рузвельта, который говорил: «Никакой триумф мира не является столь великим, как высший триумф войны». Уже тогда Б.Адамс в своем письме Т.Рузвельту связывает понятия войны и экономической конкуренции: «Война- экстремальная кульминация экономического соперничества между странами. Это означает, что международное экономическое соперничество, осуществляемое с целью завоевания новых рынков, должно неизбежно закончиться войной...».
После завершения Второй мировой войны происходит кардинальное изменение принципов использование военной силы в международных отношениях, что обуславливается установлением биполярной системы международных отношений и ядерной паритетной основой. Противоборство двух идеологических систем (капиталистической - в лице США и социалистической - в лице СССР) становится основой внешнеполитической динамики на протяжении сорока лет.
В данных условиях фактор военной силы лишь усилился, однако носил принципиально иной характер. В условиях биполярности военный фактор являлся гарантом сдерживания и политико-идеологических установок США и СССР; развертывание широкомасштабных военных действий с применением ядерного оружия привело бы к неминуемой гибели всего человечества.
Однако это не означает, что фактор военной силы в международных отношениях потерял свое значение.
С распадом СССР и ликвидацией ОВД происходит очередная трансформация систем международных отношений и глобальной безопасности. В условиях системного кризиса на постсоветском пространстве возрастает экономическая и военно-политическая мощь США, которая впоследствии превращает Соединенные Штаты в единственную глобальную военную державу, что обеспечило ей во многом доминирование в мире.
В течение первых десяти лет после распада Союза, США проводят шесть операций за пределами американского континента (Ирак, Сомали, Судан, Босния, Афганистан, Югославия). НАТО начинает активно заполнять военно-политический вакуум, образовавшийся после распада СССР. Данный процесс осуществлялся двумя способами: принятием в НАТО бывших советских республик и стран, входивших в зону сферы влияния СССР, и односторонними действиями США по расширению военно-политической сферы влияния в Средней Азии и а Закавказье.
2. Глобальное военное доминирование США в начале ХХI века
Усиление военного фактора во внешней политике США происходит после событий 11 сентября 2001 года, когда Соединенным Штатам фактически был брошен вызов.
Администрация Дж.Буша отреагировала провозглашением крайне резкой и беспощадной политической линии: во-первых, в течение нескольких месяцев США и союзники оккупируют Афганистан, покончив тем самым с режимом талибов, которые предоставляли прибежище «Аль-Кайде», во-вторых, разрабатывается новая стратегическая доктрина превентивных действий, которая предполагает активную войну с противником, а не устрашение и сдерживание, что было основой американской политики во времена «холодной войны», в-третьих, США вторглись в Ирак и устранили режим Саддама Хусейна под предлогом того, что это государство создало или стремилось создать ОМП [3].
Далее США в одностороннем порядке выходят из Договора по ПРО от 1972 г., а уже в 2004 г. объявляют, что в целях эффективности своей национальной ПРО, её передовые элементы будут размещены за пределами Североамериканского континента [4]. Подобная внешнеполитическая деятельность США полностью соответствует собственной военной доктрине, которая основывается на предотвращение угроз на дальних подступах, то есть за пределами собственных границ.
В июне 2008 г. министр обороны США Р. Гейтс конкретизирует военно-политический курс в рамках Национальной оборонной стратегии (НОС) США. В этом документе формулируются пять стратегических целей на ближайшую перспективу: 1) сохранение глобального военного превосходства, 2) защита национальной территории, 3) победа в войне с терроризмом, 4) сдерживание и урегулирование конфликтов, 5) победа в войнах с участием США [5]. Т. е. становится очевидным, что в ближайшем будущем военное присутствие США, скорее всего, будет только расширяться.
С приходом в Белый дом администрации Б. Обамы ставка делается на пересмотр стратегии национальной безопасности США, о чем президент объявляет 21 мая 2010 г. в Военной академии в Вест-Поинте. Б. Обама обозначает отход от установок прежней администрации, делавшей упор на единоличные превентивные действия на мировой арене, ожидая одобрения со стороны международных организаций: «Вашингтон займется формированием нового мирового порядка, основанного на дипломатических обязательствах и обеспечивающего продвижение демократических ценностей, для этого необходимо сохранять и оберегать существующие союзы и искать новых партнеров. Мы не можем действовать в одиночку» [6].
Однако такое положение дел совершенно не означает, что США поступится собственными национальными интересами и перестанут проводить внешнеполитический курс средствами военного потенциала. В Стратегии национальной безопасности США 2010 подтверждается необходимость сохранения ядерного оружия, которое является важным сдерживающим фактором. Поэтапное сокращение ядерных потенциалов, инициатором которого являются сами Соединенные Штаты, никак не затронет национальную безопасность, так как она будет обеспечена постепенным наращиванием оборонительных и наступательных сил на основе передовых военных технологий.
Кроме того, в мае 2012 года Кэмп-Дэвиде и Чикаго проходили саммиты G8 и НАТО, на которых обсуждались вопросы мировой экономики и безопасности. Показательным стал тот факт, что российское руководство отказалась принимать участие в чикагском саммите НАТО в рамках Совета Россия-НАТО. Фактически отказ означал, что Россия не видит точек соприкосновения по стратегическим вопросам, касающимся, прежде все ПРО и расширения НАТО на Восток.
Саммит НАТО в очередной раз доказал, что США преданы своим доктринальным военно-политическим установкам и Национальной оборонной стратегии. В ходе саммита было заявлено о дальнейшем расширении НАТО не только на Восток, но и на Юг, а также о создании глобальной системы ПРО.
Тенденции говорят о том, США любыми средствами попытаются сохранить собственное военно-политическое доминирование в современной системе глобальной безопасности, противодействуя развитию альтернативных институтов в широком смысле этого слова.
Максим Юраков
Источник: «Центр стратегических оценок и прогнозов»
Список источников и литературы:
Б.Адамс, «Американская империя», 1911 г.
Фукуяма Ф. Америка на распутье. – М.: АСТ Москва, 2008.
Барышев П. Современная стратегия США и НАТО. – М.: ОГИ, 2011.
Gates R. The National Defense Strategy: Striking the right Balance. Joint Force Quarterly. 1st Quarter 2009.
Nuclear Posture Review, Department of Defense, April 2010.