ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика НПО «в овечьей шкуре»
 
 

НПО «в овечьей шкуре»

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Есть ли что-то общее между казахстанскими неправительственными организациями и зарубежными финансовыми структурами? Учитывая то, что создание неправительственных организаций предполагает их обособленность от привычных государственных институтов. В стремлении оставаться в отдалении от родного государства, НПО сближается с различными западными финансовыми организациями, реализуя подготовленные ими проекты.

Само отношение к НПО в нашем обществе неоднозначное. Появление различных конфедераций НПО ранее расценивалось как бесцельное сборище людей, не способное просуществовать длительное время. Однако со временем неправительственные организации доказали свою способность не только оставаться на плаву в зыбкой социальной среде, но и защищать интересы обездоленных и ущемленных в правах граждан. Вот и консолидация НПО проходила по принципу – «нуждающиеся должны объединяться для решения своих проблем, или примыкать к уже существующим НПО».

Но тут возникает резонный вопрос: в перманентных поисках путей соприкосновения и взаимодействия с местной властью в решении своих проблем, на какие средства существуют казахстанские НПО, ведь для осуществления долгоиграющих планов требуется серьезная финансовая поддержка.

И тут оказывается, что в русла местных громогласно представленных неправительственных организаций входят финансовые потоки иностранных фондов, так называемых западных доноров. Однозначно: деятельность НПО зачастую финансируются именно западными фондами.

И вообще, появились бы казахстанские НПО на свет в отсутствие западных инвесторов? Иностранцы, те же фонды СОРОС, ЮСАИД и прочие, придумывают выгодные в первую очередь им программы для таких стран как наша, затем определяют сумму этих программ и устраивают конкурсы на их освоение. Желающих получить гранты более чем достаточно, за них идет настоящая «битва». Великое множество казахстанских НПО предлагало иностранным донорам хотя бы иногда прислушиваться к их пожеланиям при составлении финансовых программ. Но у иностранцев здесь свои интересы.

К примеру, Фонд «Евразия» более 15 лет действует в Центральной Азии. Представители фонда считают, что с момента появления Фонда в регионе в Средней Азии стало больше порядка. По мнению американских политологов, присутствие фонда Евразия помогает поддерживать в регионе демократические ценности и с помощью грантов «достойные» казахстанские граждане имеют возможность развиваться дальше. На сегодня фонд «Евразия» зачастую привлекает к софинансированию крупные международные компании, работающие в Казахстане.

Однако наряду с яркой борьбой против беззакония и чиновничьего произвола стоит вспомнить и об организациях, активно действовавших на постсоветском пространстве в преддверии произошедших в Грузии, Киргизии и на Украине «цветных событий». Среди них особо выделяются:

- «Международный республиканский институт», в состав совета директоров входят бывшие чиновники администрации Белого дома Д.Кирпатрик, Б.Скоукрофт;

- фонд «Freedom House» и её председатели – Д.Вулси (экс-глава ЦРУ) и Д.Негропонте (директор по национальной разведке США).

- организация «Internews Network», занимающаяся поддержкой проектов в сфере СМИ и обеспечивавшая создание необходимого медийного пространства вокруг «цветных революций»;

- фонд «Eurasia Foundation», членами которого – Марти Ахтисаари (экс-президент Финляндии), Мадлен Олбрайт (бывший Госсекретарь США), Джеймс Бейкер (бывший Госсекретарь США);

- созданная и финансируемая Государственным департаментом США организация «Институт новых демократий».

- фонд Дж. Сороса «Открытое общество», Гарвардский университет, институт А.Эйнштейна, Международный республиканский институт и Национальный демократический институт (США), Международный центр ненасильственных конфликтов.

Как правило, накануне событий представители указанных организаций под эгидой проведения научных и культурных исследований проводили опросы местного населения республик для получения информации об отношении к действующей власти, а также возможным изменениям во внутриполитической обстановке в стране.

По результатам анкетирования ими выделялись категории граждан недовольных внутренней политикой государства и обладающих значительным протестным потенциалом, который в дальнейшем использовался для инициирования действий оппозиции внутри страны. Им оказывалась финансовая и материальная помощь.

Детям высокопоставленных чиновников, представителей научной и творческой интеллигенции, руководителей крупных предприятий выделялись специальные гранты для их обучения в престижных западных колледжах и университетах.

Таким образом, целенаправленно формировалась прослойка населения, воспитывавшаяся на идеалах и принципах западной демократии, которые в дальнейшем и были проводниками американской политики.

Однако, не во всех странах, бывших республиках Советского Союза, «цветные революции» имели успех. Их провал в Азербайджане и Казахстане в 2005 г., в Белоруссии в 2006 г. стал поводом для корректировки соответствующей политики США. Теперь на первые роли, помимо активного использования неправительственных организаций из международных правозащитных организаций, выходит вовлечение постсоветских республик в военное и военно-техническое сотрудничество, с последующим активным вовлечением в различные совместные экономические проекты.

Сейчас уже становится очевидным, что США, открывая свои авиабазы базы на юге Киргизии под эгидой поддержки операции коалиционных сил в Афганистане, улыбаясь за глаза киргизскому лидеру, одновременно с этим спонсировали и поддерживали оппозиционные силы внутри страны и за рубежом.

Аналогичную политику сейчас Вашингтон проводит и в Узбекистане. Не обращая внимания на нарушения в сфере прав человека, американцы возобновили контакты с узбекским руководством и при каждом удобном случае отмечают положительные тенденции в развитии сотрудничества и укреплении партнерства с Ташкентом в области организации бесперебойного транзита невоенных грузов в Афганистан через территорию Узбекистана. При этом подчеркивается, что северный транспортный маршрут и связанные с ним инфраструктурные проекты стимулируют интерес к республике американских инвесторов.

В продолжение этого Госдеп разработал план интенсификации работы на узбекском направлении, реализация которого позволит усилить влияние США в Узбекистане.

Активно спекулируя амбициями президента Ислама Каримова, они, доводят до узбекского лидера информацию о своей готовности инициировать в конгрессе США слушания по отмене поправки Джексона-Вэника, действующей в отношении Узбекистана. Данный шаг, якобы ускорит принятие страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и обеспечит конкурентные условия для вывода узбекской продукции на международные рынки сбыта.

С целью обеспечения доступа американских компаний на рынок Узбекистана США намерены сформировать условия для постепенной либерализации узбекской экономики и снижения уровня контроля над бюджетообразующими отраслями республики со стороны государства и околовластных кланов.

Агентству США по международному развитию (USAID) предписывается установление доверительных контактов с руководством страны, представителями деловых кругов и духовными лидерами общин. По замыслу аналитиков госдепартамента США это позволит создать предпосылки для проникновения в топливно-энергетический комплекс Узбекистана и ведущие предприятия республики.

Таким образом, следующим по очереди должен стать по логике узбекский правитель Каримов. Сейчас он в очередной раз пытается подстроиться под Белый дом, видя в нём свою защиту от экстремистов. В республику зачастили представители Пентагона и Госдепа, активизировали свою деятельность неправительственные организации. А ведь совсем недавно он сам лично после андижанских мая 2005 года выгнал из страны всех американцев после того, как узнал об их причастности к этим событиям. Но уроки истории для него проходят даром. Поэтому очередная революция «хлопчатника» явно не за горами.

Кому она будет выгодна нам уже понятно. А что эта революция может дать Европе? И выиграют ли вообще европейские страны от очередных катаклизмов на постсоветском пространстве?

После «оранжевой революции» в Украине спокойная Европа сполна ощутила все прелести перебоев с поставками газа из России транзитом через эту охваченную «бархатным ветром» страну. С ужасом можно представить себе, что может случиться, если этот ветер подует из революционирующей в очередной раз Киргизии в богатые энергоресурсами Таджикистан, Туркменистан или Узбекистан. Нас ожидает нестабильность, возникновение новых конфликтов и напряженность обстановки, что, конечно же, скажется на благополучии крупнейших европейских компаний. Да, и вряд ли, американские корпорации захотят отдавать лакомые куски экономики в среднеазиатских странах, которые в скором времени могут стать полностью им подконтрольными.

ТРЕТИЙ СЕКТОР ИЛИ ПЯТАЯ КОЛОННА?

Формирование так называемого «Третьего сектора» в Казахстане находится в перманентом состоянии. В республике создаются новые неправительственные организации, они находят себе источники финансирования, нишу в общественной жизни, работают, соперничают, закрываются, на смену им приходят новые – это как процесс естественного отбора – выживает сильнейший (ну, или в нашем случае, наиболее проворный).

Но иногда, в казалось бы спокойном информационном пространстве Казахстана происходят события, на которые стоит обратить более пристальное внимание даже не очень-то в этом заинтересованным.

Так, находящееся на завершающей стадии формирования в республике нпошное сообщество пополнилось весьма экстравагантным представителем – грузинской неправительственной организацией под мирным названием «Молодежное движение Лазаре».

Собственно, создание такого рода организации давно уже не является чем-то из ряда вон выходящим, ведь третий сектор уже давно представляется неким международным интернационалом, и никого не удивят, к примеру, польские и венгерские НПО в Украине или участие граждан Голландии или Швеции в американских проектах. Казалось бы грузинская НПО в Казахстане – ну и что из этого? Однако ряд существенных моментов в отношении этой организации заставляет внимательнее присмотреться к ее деятельности.

Как правило, иностранные неправительственные организаций, действующие с официальных позиций в третьих странах, избегая ненужного со стороны властей контроля и не желая быть уличенными в проведении различного рода антиконституционной деятельности стремятся к максимальной прозрачности осуществляемой деятельности. Однако, в случае с «Лазаре» мы имеем прямо противоположную ситуацию. Попытка изыскать какую-либо информацию в отношении данной НПО обернулось тотальной неудачей: даже во всеобъемлющей электронной паутине сведений о ней практически не оказалось.

У организации отсутствует свой сайт, она не представлена в блогосфере и общественные круги далеко не пестрят информацией о деятельности грузинской НПО в Казахстане. Все, что удалось найти, это то, что существует общественная организация с аналогичным названием, зарегистрированная в Грузии и в России, однако на ее сайте нет ни единого намека на открытие, к примеру, филиала в Казахстане.

Вопросы вызывает и деятельность организации, одним из направлений которой является консолидация проживающих в республике выходцев из Грузии. При наличии в структуре действующей в республике Ассамблеи народа Казахстана грузинского культурного центра, консолидационные планы «Лазаре» выглядят сомнительной инициативой. Что, кстати, наводит на мысль о том, что действительные цели и задачи, преследуемые данной организацией, на самом деле, значительно разнятся с заявленной «безобидной» консолидацией грузинского населения в соседнем дружественном Казахстане.

Хотя, если конечно распространение печатных изданий и листовок, в которых самым нелицеприятным образом расписывается вступление республики в Таможенный союз, а также откровенно поливаются грязью перспективы развития Единого экономического пространства – является той самой безобидной «консолидацией», то у активистов данного движения – Михаила Мизандари и Роберта Андриани явно проблемы с объективным восприятием окружающей действительности.

И что же мы имеем? Получается, что два этих «товарища» открыто выступают против главы государства? Причем речь здесь идет именно об инициативе Нурсултана Абишевича, столь долгим и упорным трудом продвигаемой на евразийском пространстве. Зато механизм и технология попыток воздействия на сознание простых граждан очевидным образом напоминают заморский импорт демократии, так отчаянно насаживаемый американскими друзьями из североатлантического альянса, но об этом чуть позже.

Дальше – больше. В настоящее время указанные «соловьи демократии» в лице упомянутых М. Мизандари и Р. Андриани претворяют в жизнь прямо-таки грандиозные планы по расширению своей деятельности, планируя открытие филиалов в Костанайской и Петропавловской областях, а также установление контактов с местными некоммерческими организациями.

Самым темным моментом в истории с этой организацией является вопрос ее финансового благополучия. Кому в здравом уме хватит смелости обеспечивать деньгами работу в стране НПО, деятельность которой идет в разрез с официально озвучиваемыми главой государства инициативами? На ум почему-то приходят лишь два возможных варианта ответа – все те же американцы, или недалеко от них ушедший опальный банкир Мухтар Аблязов.

Поставив у власти в Грузии и Украине «истинно демократических» правителей, наши заокеанские друзья могут спокойно использовать в своих планах по продвижению демократических ценностей на постсоветском пространстве не собственные неправительственных организаций, а что логично, неправительственные организации уже «вновь обращенных демократических стран», тем самым весьма грамотно пряча свои собственные уши. Это же так в их стиле – действовать чужими руками и при этом добиваться поставленных задач.

Не исключено, что к финансированию «Лазаре» приложил руку (или кошелек?) тот самый опальный казахстанский банкир Мухтар Аблязов, который, как ни странно, до сих пор поддерживает дружеские отношения с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Тем более, что его заинтересованность в том чтобы насолить интеграционным инициативам Назарбаева весьма очевидна.

В завершении хочется отметить одну вещь – пока деятельность этой организации, несмотря на имеющиеся крохи информации, это тайна за семью печатями, (причем не только от своих партнеров по «грантоедству», но и, видимо, от казахстанских властей), ее деятельность будет вызывать все большие подозрения.

Подытоживая, хочется задаться довольно актуальным вопросом – так кому же все-таки нужна деятельность этой неправительственной организации? Американцам? Аблязову? Или может быть всем сразу? – покажет время.

Ахмет Баянов

Источник: Независимая информационная сеть «VOX»