России остается лишь ждать, когда закончится конфликт вокруг Ирана. И надеяться, что это случится не скоро
Еще месяц назад ситуация вокруг ядерной программы Ирана была темой номер один в СМИ как у нас, так и за рубежом. Эксперты предрекали неизбежность войны, и вдруг наступила неожиданная информационная тишина, а те редкие новости, связанные с Тегераном, носят успокоительный характер. Так, в интервью журналу Foreign Policy президент Турции Абдулла Гюль заявил, что Тель-Авив ошибается, используя враждебную риторику в отношении Тегерана. Разногласия по поводу ядерной программы Ирана можно решить исключительно дипломатическим путем, утверждает турецкий лидер.
В четверг официальный представитель Белого дома Джей Карни сказал буквально следующее: «Второй раунд (переговоров, который пройдет в Багдаде) обещает стать обнадеживающим». А в пятницу газета Los Angeles Times со ссылкой на источники в американской администрации сообщила, что США могут разрешить Ирану обогащать уран до 5%, если Тегеран согласится допускать международные инспекции на свои ядерные объекты. 5% – та степень обогащения урана, которая необходима для использования его в мирных целях. Для создания ядерного оружия необходимо обогатить уран до 90%.
Похоже, что иранскому лидеру Махмуду Ахмадинежаду в очередной раз удалось выиграть время, подобно тому, как это сделала Шахерезада, рассказывая на ночь сказки Шахрияру. Однако вряд ли американцы являются большими любителями восточных сказок. Возможно, началась какая-то игра, на которую Россию не пригласили.
Особенно интересно и поучительно это выглядит на фоне расторгнутого контракта на поставку Ирану 5 дивизионов С-300ПМУ-1 на общую сумму 800 миллионов долларов. Мало того, что пришлось вернуть предоплату с неустойками на сумму 167 миллионов долларов, так Махмуд Ахмадинежад грозит Кремлю судебным разбирательством в Международном суде и имеет все шансы выиграть дело, поскольку решение Совбеза ООН принято с участием России. Это означает, что Кремль не предпринял всех мер, в том числе и политических, для выполнения контракта.
Но еще более велики репутационные потери. Посыл странам, которые традиционно покупают у нас оружие, ясен. Экспорт российского оружия возможен лишь с негласного разрешения Белого Дома. Иначе говоря, наша свобода торговли вооружениями заканчивается там, где начинаются интересы США.
И вот теперь получается, что уступка Кремля оказалась не только напрасной, но откровенно провальной с точки зрения торговой политики «Рособоронэкспорта». Наивно полагать, что именно отказ России от поставки вооружения Ирана оказал главную роль в нынешнем потеплении отношений между Западом и Тегераном.
На днях в Центре стратегических прогнозов и оценок прошел «круглый стол» касательно международных проблем, которые сложились вокруг ядерной программы Ирана. Выводы экспертов неутешительны: «оценки говорят о том, что при любом раскладе ситуация для нашей страны окажется невыгодной: в случае атаки на Иран можно ожидать лишь кратковременного роста цен на нефть и газ, а потом рынок энергоресурсов будет фактически монополизирован проамериканскими компаниями, что сделает еще более эффективным известное «нефтяное оружие». Если же конфликт разрешится мирно, то на южных рубежах России ситуация будет определяться внешней политикой милитаризованного Ирана, имеющего собственный взгляд на будущее стратегически важного региона Каспийского моря».
От того, как будут развиваться события вокруг Ирана, во многом зависит успех второго президентства Барака Обамы. Еврейское лобби в США фактически поставило нынешнего главу Белого дома перед выбором: либо он начинает военную операцию против Тегерана, либо ему не видать поддержки Wall Street в избирательной кампании. Речь идет о защите государства Израиль на Ближнем Востоке. Однако Обама на заседании «Американо-еврейского общественного комитета» в начале марта отверг это предложение. Надолго ли?
Всё будет зависеть от опросов общественного мнения. Дело в том, что Иран для рядовых американцев в последние годы выступал своеобразным общественным громоотводом от экономически проблем. Поэтому логично ждать в случае падения рейтинга Барака Обамы эскалации войны. Вероятно, решения будут приниматься летом, конечно, если Тегеран очередной раз не согласится свернуть ядерную программу.
Хотя текущая ситуация в Америке немного улучшилась, всё же на 1 января госдолг США составил 100% от ВВП страны, это примерно 15,3 триллионов долларов. Если заимствования будут расти такими же темпами, то доллар рано или поздно придется девальвировать. Или резко укрепить юань. В принципе, это одно и то же. Однако во втором случае фактическое уменьшение госдолга США произойдет незаметно для американцев, и катастрофически для китайцев. Опять-таки решить эту проблему можно с помощью Ирана, если его нефтегазовые магистрали взять под американский контроль. Известно: Китай является одним из важнейших потребителей иранской нефти. Это второй аргумент в пользу нападения на Иран.
В этой связи введение запрета на импорт иранской нефти со стороны Евросоюза вполне укладывается в геополитику Запада. Тем более, что эффекта бумеранга не будет. Дело в том, что из 2,5 млн баррелей иранской нефти, идущей на экспорт, Европа покупает всего 865 тыс. баррелей. При этом Саудовская Аравия обязалась увеличить добычу нефти на 2 млн баррелей в день. И можно не сомневаться, что в первую очередь «черное золото» польется в Старый Свет. В данном случае, Китаю и Индию придется искать альтернативных поставщиков и по более дорогой цене.
Зато установление американского контроля над нефтью Ирана будет означать фактическую западную монополию на ценообразование углеводородов. Какую цену они скажут, такой она и будет. Недаром аналитики из Сити-групп говорят об окончании десятилетнего цикла дорогой нефти, в котором она подорожала в 4 раза: с 30 долларов за баррель 2001 году до нынешних 120 долларов. Возможно, цена не опустится до этой величины, поскольку задевает интересы таких гигантов, как «British Petroleum», «ExxonMobil», «Royal Dutch Shell», «Chevron» и «Texaco». Но 70-80 долларов вполне устраивало бы западных нефтяников, с их более высокой, чем в России, производительностью. Довольны будут и западные потребители.
Понятно, что при таком развитии сценария России придется довольствоваться весьма скромными доходами от углеводородного экспорта и падением уровня жизни россиян, как минимум на треть. Как следствие, все нынешние планы Кремля не будут профинансированы и обречены на провал. По сути дела, Россия попадает в тот экономический капкан, что и СССР в 80-х годах прошлого века. В этом случае, сотворить оранжевую революцию не составит труда, что, кстати, окажется не самым плохим вариантом. Гораздо хуже, если Федерацию захотят расчленить, подобно Советскому Союзу. И здесь приходится констатировать, что история ничему не учит.
Есть еще один аргумент в пользу военных действий. Это список «стран-изгоев», нуждающихся к принуждению по-американски к демократии. Приходится признать, что США последовательны в своих действиях против режимов из этого списка. Достаточно вспомнить Ирак и Ливию. Судя по всему, «очередь» дошла до Ирана.
И все-таки Иран из этого «черного» списка является самым мощным государством, с современной армией и 75-миллионным населением. Война может оказаться тяжелой и долгой. Иран сразу же блокирует Ормузский пролив, закрывая Западу доступ нефти из арабских стран, уничтожая танкера с использованием противокорабельных ракет «Нур» и мин, а также нанося удар по нефтеносным районам залива. С этим Западу тоже придется считаться.
Тегеран прекрасно понимает, что «разрешение» иранского ядерного вопроса, подобно ядерным вопросам Индии, Пакистана или Северной Кореи, произойдет мирно как только он получит атомную бомбу. Мир с этим фактом просто смирится. В конце концов, не стала же верная Корея бомбить Японию. С точки зрения экономических интересов России, возможно, это был бы лучший сценарий. Неопределенность еще долго может держать цены на нефть в тонусе. Особенно если бы Кремль имел тайное и явное влияние на Тегеран, в том числе и через поставки вооружения.
«Допустим, что Иран станет обладать несколькими ядерными бомбами, - комментирует Юрий Баранчик, руководитель информационно-аналитического интернет-проекта «Империя», руководитель оргкомитета движения «За Союз Беларуси и России», кандидат философских наук, эксперт центра Стратегических прогнозов и оценок. - Единственно возможный объект для их применения – это Израиль. Но Израиль связан серьезными формальными и неформальными отношениями с США. Поэтому любой удар по Израилю обернется для Ирана массированным ответным ядерным ударом США, в результате которого персы как нация перестанут существовать, а территория страны на многие годы станет непригодной для проживания. Совершенно очевидно, что ядерное оружие Ирана – это не средство нанесения первого удара, после которого сам Иран исчезнет, а, во-первых, важнейший элемент обороноспособности Ирана, во-вторых, средство политического давления. Если же США и Израиль ограничатся воздушным ударом по центрам ядерной программы Ирана, то на этом конфликт не закончится. Иран будет отвечать, притом отвечать не на своей территории, а на территории США и Израиля. Однако эскалация конфликта не ограничится только этими тремя странами, в него неизбежно будет втянут Азербайджан – а это экстраполирует рост напряженности во всем каспийском регионе. Увязнут в конфликте та же Сирия и Турция. Под шумок этой кампании всегда найдутся те силы, которые захотят решить свои проблемы, пока не до них (речь идет, прежде всего, о нынешнем президенте Грузии)».
Возможен и третий вариант. Маловероятный на первый взгляд, - это попытка создать тайный союз США и Ирана. Не надо забывать, что с самого начала исламская революция (января 1978 — февраля 1979 г.) в Иране поддерживалась Лондоном и Парижем, которые при смене шахского режима получали контроль над нефтяными промыслами. Стоит ли упоминать, что аятолла Р. Хомейни прибыл в Тегеран для участия в революции специальным бортом не откуда-нибудь, а из Парижа.
Так или иначе, информационная тишина означает лишь то, что стороны взяли тайм-аут до майских переговоров.
Александр Ситников
Источник: «Свободная пресса»