ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Современные геополитические вызовы России
 
 

Современные геополитические вызовы России

E-mail Печать
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Выход России из состава СССР в результате развала последнего принес стране множество геополитических, геоэкономических и военно-стратегических проблем. Сложившаяся к настоящему времени внешнеполитическая ситуация и постоянно расширяющийся список геополитических вызовов России в значительной степени ослабили и продолжают снижать уровень национальной безопасности страны.

Главными объектами геополитического противоборства становятся ключевые (стратегически важные) районы мира, стратегические коммуникации и глобальные ресурсы.

1. По значимости, на наш взгляд, наиболее серьезным вызовом является проводимая руководством США и их ближайшими союзниками политика в отношении РФ (Северный Кавказ, экстремистский ислам в субъектах РФ, поддержка радикальной внутренней оппозиции).

По Бжезинскому, главная задача США на ближайшие десятилетия состоит в реализации роли глобального арбитра, а также основного инициатора дальнейшего расширения влияния Запада в мире. В концепцию "расширенного Запада" входит и стратегия вовлечения в западный блок таких евразийских государств как Турция и "по-настоящему демократизированная" Россия. Конечно же, процесс интеграции России в атлантический полюс будет проходить постепенно, пишет Бжезинский. Сам он считает, что это произойдет не раньше 2025 г. До этого момента Россия должна будет пройти через интенсивную и окончательную демократическую трансформацию, характерные зачатки которой он усматривает уже в сегодняшней России. Поддерживая "демократические преобразования" в России, Запад, по мнению этого геополитика, должен более интенсивно вовлекать российское руководство в сотрудничество через увеличение различных мероприятий политического, военного, гуманитарного и общественного характера. Однако, уверен Бжезинский, для того, чтобы увеличить вероятность прозападного вектора Кремля, понадобится более тесное вовлечение Украины в европейские институты.

Россия является частью ареала распространения ислама и входит в «мусульманский Север», включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, а также мусульманские регионы России, в которых, по разным оценкам, проживает от 12 до 20 млн. чел. Специалисты считают, что «мусульманский Север» значительно отличается от Востока, поскольку исламские традиции здесь были значительно подорваны в прошлом веке атеистическим советским режимом, поэтому трудно говорить об исламе как факторе наднациональной идентичности - значительно большую роль здесь играют клановые отношения. Американцы стремятся использовать «мусульманский фактор» для дестабилизации обстановки в РФ.

В середине февраля 2012 г. в Тбилиси открылся Черкесский культурный центр. А уже 23 февраля был оформлен меморандум о взаимопонимании между этим Центром и Джеймстаунским фондом (США). Необходимо отметить, что Джеймстаунский фонд, чья деятельность охватывает Кавказ, Ближний Восток, Африку, Китай, Южную Америку, постсоветское пространство и Балканы, нередко определяет государственную политику США в этих регионах. Ранее этот фонд провел в Грузии две международные конференции по вопросам кавказоведения, на одной из которых - «Неизвестные нации, непрерывное преступление» - был поставлен вопрос о признании геноцида черкесов и чеченцев со стороны России.

Не без помощи этого фонда в середине мая 2011 г. парламент Грузии признал геноцидом действия российских властей по отношению к черкесам в XIX в. - в период Кавказской войны с 1763 по 1864 гг.

В настоящее время парламент Грузии озаботился ингушской проблемой. Грузинские СМИ призывают «инициировать процесс по признанию Европарламентом депортации ингушского народа в 1944 г. фактом геноцида».

В начале 2012 г. лидеры сирийской оппозиции обещали обратить свое особое внимание на проживающих в стране черкесов после того, как они разберутся с Асадом. В этой связи нельзя исключать, что сирийские черкесы могут стать особой этнической мишенью. Для этого есть исторические предпосылки: они традиционно служили в силовых структурах Сирии, многие черкесы также занимали важные посты в дипломатических и военных ведомствах.

Более того, именно черкесы в Сирии внесли значительный вклад в разгром групп исламских фундаменталистов, в т.ч. «Братьев-мусульман» в 1980-х гг., а т.к. радикальные элементы этой организации и связанные с ними бандформирования активно участвовали в боевых столкновениях как в Ливии, так и в Сирии, историческая обида может вернуться к черкесам силовым бумерангом.

После того, как радикальные исламисты просочились в Сирию через Ливан и Турцию и начали появляться призывы к расправе над черкесами, это вынудило последних еще в декабре 2011 г. обратиться к президенту РФ оказать содействие их переселению на Северный Кавказ.

Можно не сомневаться, что под выражением Бжезинского "по-настоящему демократизированная Россия" имеется в виду такой процесс "демократизации", который был инициирован в 90-е извне, но заморожен в 2000-е Путиным. Организаторы "болотной смуты" активизировались именно с целью убрать ту систему, которая все-таки смогла заморозить процессы дезинтеграции и фрагментации евразийского пространства. Более того, лидеры этой смуты не хотят самостоятельного развития, для них суверенитет давно не является ценностью. Их идеология абсолютно соответствует планам атлантизма в отношении будущего Евразии. Характерно, что расшатывание этой системы активизировалось в момент первых, пока еще робких процессов интеграции и будет усиливаться по мере успешности этих процессов. Именно поэтому очень опасно идти на уступки "болотным лидерам".

Используя тот же лозунг борьбы с самодержавием, борьбы за свободу, равенство и демократию, Россию хотят втоптать в "болотную смуту", соблазнив часть русской элиты и интеллигенции посулами о "единой европейской семье". Именно это имеет в виду Бжезинский, когда пишет о "по-настоящему демократизированной России". Именно с этими задачами прибыл в Москву технолог "оранжевых" переворотов новый посол США в России г-н Макфол.

2. Без сомнения, одним из наиболее серьезных геополитических вызовов РФ является демографическая экспансия ряда стран, ранее входивших в СССР (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия), а также Китая на территории РФ.

Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.

Целый ряд отраслей экономики России предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий.

Одновременно развивается бизнес, связанный с контрабандой людей. В мире создана и работает разветвленная сеть компаний и фирм, занимающихся этим промыслом. Плата за нелегальную иммиграцию достигает 30 тыс. долл. в зависимости от страны назначения, дальности маршрута. Мировые доходы от контрабанды людей составляют, по оценкам, 5-7 млрд. долл. в год.

С отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов в страны дальнего зарубежья. Это характерно для России и Белоруссии, где скапливается значительное число транзитных мигрантов, стремящихся попасть на Запад.

Таким образом, по расчетам, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет не менее 5,5 млн. чел. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. чел.

С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. чел. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества Независимых Государств.

В течение последних лет происходит формирование в крупных городах России многочисленных и хорошо организованных этнических общин, контролирующих значительную долю товарно-денежных потоков. При этом значительную долю этих общин составляют недавние переселенцы из бедных и перенаселенных стран-метрополий" (Азербайджан, Армения, Китай), прямо заинтересованных в притоке денежных средств из-за границы, и вывозе излишков населения. По некоторым данным, ежегодно только из Москвы в Азербайджан поступает около 8 млрд. долл., получаемых азербайджанской общиной в Москве за счет вытеснения коренного населения из коммерческой сферы.

Характерно, что этнические колонии в российских городах находятся под официальным или неофициальным патронажем соответствующих государств, использующих их в качестве средства непосредственного давления на Россию.

Сегодня в российских городах проживает, легально и нелегально, несколько миллионов выходцев из демографически избыточных государств ближнего и дальнего зарубежья. Численность иностранных этнических колоний (общин) в российских городах в ближайшие 3-5 лет, по меньшей мере, удвоится (миграционная экспансия) с последующим естественным удвоением за 25 лет (демографическая экспансия).

Одно из отрицательных последствий неконтролируемого роста иностранных общин - занятие ими свободного жилищного фонда, что дополнительно способствует снижению рождаемости среди коренного славянского населения.

Помимо миграционно-демографической экспансии России, отдельно следует выделить массовую миграцию китайского населения на территорию Дальнего Востока и Сибири, где российское население уже сегодня соизмеримо с фактической численностью китайского.

Как показывает мировой опыт, пресечь стихийную миграцию невозможно в принципе. Китайская миграция в России является экономической по своему характеру. При этом значительная часть мигрантов стремится переехать в европейскую часть России. «Китайцы появились почти во всех крупных городах европейской части России, так же как в Западной Сибири.

Можно также привести примеры того, как видят проблему представители КНР. Одним из них является начальник управления пограничной торговли провинции Хэйлунцзян Цай Кайфу. Его выступление в прессе вряд ли можно считать выражением личного мнения. Одна из его статей написана в стиле жесткой директивы, т.е. с высокой долей уверенности можно предположить, что она отражает официальные взгляды руководства провинции, на которую приходится большая часть российско-китайской границы, и, как минимум, не противоречит позиции центрального руководства КНР.

«Следует всемерно наращивать динамику вывоза рабочей силы на основе укрепления простейших форм технического сотрудничества в таких областях, как овощеводство, лесоразработки, строительный подряд и др., делать шаги в направлении рабочей силы из числа средних и высших технических специалистов, по возможности расширять поток рабочей силы в таких сферах, как народная медицина, строительство объектов, ирригационных сооружений, на отделочные работы, технический монтаж, ремонт электростанций и т.п. Одновременно с увеличением экспорта сезонников следует наращивать усилия по направлению рабочей силы на срок 1 год и более. Учитывая состав направляющихся на работу людей, следует укреплять эти бригады и отряды, создавая систему стройотрядов. Необходимо усилить руководящее начало в отношении лиц, выезжающих на работу за границу, защищать их права и интересы, обеспечивать их безопасность и сохранность материальных ценностей, стимулировать здоровое развитие сотрудничества в области найма рабочей силы».

Из этой цитаты можно сделать достаточно однозначный вывод о том, что китайское руководство не просто поощряет миграцию в Россию, но выступает в роли организующей и руководящей силы данного процесса.

Таким образом, хотя нынешнее количество китайцев на территории РФ (которое само по себе оценивается в высшей степени приблизительно) считается недостаточным для того, чтобы говорить о демографической экспансии, такая экспансия в ближайшем будущем представляется практически неизбежной в силу объективных обстоятельств. Уже сейчас деятельность китайских мигрантов, часто носящая теневой, а иногда и прямо криминальный характер, наносит России существенный экономический ущерб.

3. Очень важным остается проблема взаимоотношений РФ со странами СНГ. Роль СНГ на постсоветском пространстве воспринимается пока недостаточно позитивно. Дело в том, что независимость не везде обеспечила процветание, на которое так рассчитывало население государств, голосуя на референдуме за выход из СССР. Последствия оказались совсем не такими радостными, как это представлялось лидерами. Более того, их критическое восприятие закономерно перенеслось на деятельность межгосударственного объединения – на Содружество Независимых Государств. Не оправдались и завышенные ожидания сторонников самой глубокой интеграции, что СНГ будет улучшенным вариантом СССР. Наконец, о Содружестве и его органах в государствах-участниках информации меньше, чем о деятельности органов ЕС.

Принижению роли СНГ способствует необоснованное приукрашивание успехов других межгосударственных интеграционных объединений. Между тем, по такому показателю уровня интеграции, как доля внутрирегиональных потоков в общем объеме внешней торговли (40% от общего импорта и 20% от общего экспорта), Содружество существенно опережает МЕРКОСУР и АСЕАН и не уступает по импорту Северо-Американской зоне свободной торговли (США, Канада, Мексика).

Свою лепту в формирование отрицательного имиджа Содружества Независимых Государств вносят его идейные противники. В этом же направлении работают некоторые круги Запада, опасающиеся становления Содружества как конкурентоспособного геополитического объединения. Подобные факторы стимулируют появление политически ангажированных «трудов», констатирующих «смерть» СНГ и других органов евразийской интеграции.

4. Развал СССР и Организации Варшавского Договора привели к разрушению прежнего мирового геополитического порядка. Сегодня мир ведет поиск новой модели геополитической стабильности, учитывающей новые реалии и новый баланс сил на планете.

В современных переходных условиях многие “центры силы” стремятся упрочить свое положение за счет ослабевшей России, активно проникая в геополитические зоны, традиционно контролировавшиеся нашей страной. Достаточно приглядеться к политике США в Восточной Европе, вслушаться в пантюркистские призывы, раздающиеся в Стамбуле, проанализировать развитие конфликтов на Кавказе, чтобы понять: “вытеснение” России из мировой политики идет полным ходом. Каждый из “центров силы” пытается обеспечить в новой расстановке сил на планете свои интересы.

Основным для США средством установления гегемонии является утверждение их военного присутствия по всему миру, в первую очередь – в ключевых геостратегических районах Европы и в Восточной Азии. Как отмечает известный специалист по геополитике профессор С.Б.Лавров, именно экономическое отставание США на фоне беспрецедентного экономического взлета Китая и новых индустриальных стран Восточной Азии, а также демографический взрыв в исламских государствах и все возрастающее неприятие западных ценностей остальным миром заставляет Запад во главе с США делать ставку именно на военную силу, чтобы удержать мировое лидерство.

Униполярная модель, т.е. мировой диктат США и НАТО, является для России наиболее невыгодной из всех возможных сценариев мирового развития. К чему ведет этот курс, мы видим на примерах Сербии, Ирака и Афганистана.

Необходимо подчеркнуть – многополюсная модель мироустройства сегодня в наибольшей степени соответствует интересам России. Именно складывающаяся многополярность должна определять геополитическую стратегию нашего государства. Наилучшей политикой для России будет поддержание динамичного равновесия между основными центрами мировой силы. Только в таких условиях, при взаимном сдерживании этих центров силы, Россия получит возможности для достаточно большого внешнеполитического маневра.

Очевидно, что в нынешнем ослабленном состоянии Россия не может вступать в конфронтацию ни с одной из крупнейших мировых сил. Но в то же время мы ни в коем случае не должны попасть в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них.

В отношениях с основными центрами силы нам следует перейти к прагматичной, спокойной и взвешенной политике балансирования между ними, сохраняя по возможности со всеми ровные, партнерские отношения. При этом необходимо четко разграничить сферы жизненно важных интересов и договориться о взаимном невмешательстве в эти сферы. Определить зоны взаимодействия по стратегическим вопросам, представляющим долгосрочный взаимный интерес.

Таким образом, политика России на международной арене должна быть нацелена на упрочение многополюсной структуры мира, на противодействие формированию однополярности, т.е. фактической диктатуры США и НАТО. Россия должна поддерживать стремление Германии, Франции, Японии и других стран освободиться из-под опеки США, стать самостоятельными центрами силы, контролирующими цивилизационно близкие регионы.

5. Серьезным геополитическим вызовом РФ является рост экономического, военного и политического могущества в мире Китая. Перемещение глобальной политики в тихоокеанский регион ставит для России несколько важных задач. В первую очередь, становится актуальной проблема целостности восточных территорий России. Курилы, Хабаровский край, да и сама Сибирь в целом должны быть плотно интегрированы в единое пространство Евразии, соединившись с европейской Россией общей сетью инфраструктуры. Любое привлечение инвестиций в эти регионы из соседних азиатских держав должно быть четко выверено интересами сохранения целостности Российской Федерации. Налаживание военной инфраструктуры должно носить приоритетный характер наравне с улучшением транспортной сети.

Современная китайская цивилизация решает геостратегические задачи в собственной, а не западной логике. Это обстоятельство нужно учитывать как в Европе и Америке, так и в России.

В геополитической стратегии «идти вовне» главным союзником Пекина является китайская этническая диаспора в мире, получившая название Большой Китай, включающий Китай-Континент, Китай-Остров (Тайвань, Гонконг, Сингапур) и Китай-Диаспору (хуацао), во многих странах мира, в т.ч. в США. По своей экономической мощи (ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности) эта экстерриториальная группировка (надгосударственное образование) сопоставима с США.

Укрепляя мощь государства, Китай расширяет радиус своего геополитического и геоэкономического влияния в Евразии. Но, по нашему убеждению, будет расширять границы своего жизненного пространства не за счет присоединения новых территорий, а путем экономической экспансии и создания марионеточных государств (протекторатов). Одним из первых кандидатов на создание прокитайского протектората является территория России от Байкала до Владивостока.

В Евразии геостратегические цели Китая и Соединенных Штатов в отношении Центральной Азии (бывших советских союзных республик), направленные на отрыв от российского геополитического пространства, частично совпадают. Но китайская геополитика в отличие от США делает ставку в Евразии не на этнонационализм и марионеточную демократию, а консолидирующую на основе экономического роста модель, предусматривающую сохранение полиэтничности на цивилизационных рубежах.

Хотя Китай является реальным кандидатом в сверхдержавы, Пекин не претендует на членство в «клубе» семи ведущих держав мира. На сегодняшний день интересы России и Китая на международной арене гораздо более совместимы нежели интересы Китая и США и особенно Китая и Японии.

Первые проявления континентального подхода к международным отношениям можно заметить уже сегодня. И не только с российской стороны. Совсем недавно - в конце января, китайская газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью под заголовком: «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». В этой статье автор призывает Россию и Китай совместно противостоять агрессивным намерениям США на Ближнем Востоке и в самом Азиатско-Тихоокеанском регионе.

6. Россия и ее политика сталкиваются на европейском направлении с достаточно сложным вызовом. Главное в нем - необходимость найти баланс между реальными запросами модернизации российской экономики и, во многом, общества и, с другой стороны, неспособностью Евросоюза предложить России даже ограниченные формы и механизмы совместной выработки решений в рамках интеграционного процесса.

В современных условиях согласование национальных интересов в ЕС стало гораздо более сложным. Наглядной иллюстрацией этого служит вето, наложенное в декабре 2006 г. Польшей на резолюцию Совета ЕС о предоставлении Еврокомиссии полномочий для переговоров о новом соглашении Евросоюз-Россия. Сам факт обращения страны-члена к такому радикальному средству демонстрирует масштабы падения эффективности существующего в ЕС механизма согласования интересов.

Тем не менее, гибкая система ЕС позволяет Брюсселю вести внешнеторговые переговоры вплоть до создания Зоны свободной торговли и без всеобъемлющего политического мандата. При этом ориентироваться Еврокомиссия будет на согласованную со всеми странами-членами стратегию внешнеэкономической деятельности Евросоюза, включающую в себя, помимо всего прочего, распространение на территорию партнеров европейских правовых норм (решения, по содержанию которых принимаются Советом ЕС, т.е. теми же странами-членами).

Именно поэтому на настоящем этапе для России, возможно, было бы целесообразным восстановление баланса между политической и экономико-правовой составляющими на уровне равноправного сотрудничества самостоятельных субъектов международных отношений. В будущем Россия могла бы рассматривать вопрос о формальном присоединении к тому интеграционному объединению, которое, после преодоления фазы стагнации, придет на смену Европейскому союзу. Тем более что выход европейского проекта из этой фазы будет с высокой степенью вероятности найден на традиционном для ЕС пути укрепления роли и значения суверенных государств.

7. Япония является одним из тех государств, которые активно пытаются приобрести новые территории за счёт России. Необходимо отметить тот факт, что в период существования СССР Япония ни разу не затрагивала территориальный вопрос. Однако с распадом Советского Союза японское правительство осознало возможность требовать от РФ определённые территории. С 1997 по 2007 гг., т.е. за 10 лет, было совершено около 15 русско-японских встреч, на которых обсуждались вопросы принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага.

Японские руководители дают ясно понять, что Токио не намерено отказываться от своих претензий не только на острова Курильского архипелага, но и на Южный Сахалин. 3 июля 2009 г. «Верхняя палата парламента Японии единогласно утвердила законопроект, в котором Южные Курилы именуются «исконными территориями» страны.

Японское правительство продолжает искать поддержку США в решении территориального спора. 1 августа 2009 г. состоялось заседание ООН по вопросу территориальных претензий Японии к России. На данном заседании представитель Японии в ООН высказал все претензии к России, предоставил доказательства принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага Японии. Японские представители опираются до сих пор на следующие исторические факты: в августе 1905 г. был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, по которому Япония отказалась от контрибуций взамен на территории Южного Сахалина и Курильских островов. Что же касается мирного договора, заключенного в августе 1945 г., то данный договор является, по убеждению Японии, неравноправным, т.к. в период заключения данного договора Япония находилась в состоянии траура и аффекта, и не могла правильно анализировать подписываемые документы.

На высказывания представителя Японии российский представитель в ООН В.И.Чуркин заявил: «Япония в августе 1945 г. официально отказалась от претензий на территории Южного Сахалина и Курильских островов. Долгое время, вплоть до середины 90-х гг. XX в., японская сторона ни разу не затрагивала данного вопроса, боясь реакции Советского Союза и его союзников. Подписанный в 1945 г. договор чётко указывает на принадлежность спорных территорий России, да и в Конституции РФ прописана их закреплённость за Россией».

Таким образом, вопрос о территориальной принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага остаётся на повестке дня до сих пор.

Исходя из данных черт хозяйственно-экономической деятельности Японии, можно выделить основную причину территориальных претензий данной страны к России - это существование проблемы нехватки земли под строительство фабрик, заводов и научно-инновационных центров в Японии. Приобретение Южного Сахалина и островов Курильского архипелага могло бы решить данный вопрос. Для Японии проблема Курильских островов также тесно связана с правом ловли рыбы и добычи морепродуктов в Охотском море.

Территориальные претензии стали разменной монетой японской политики. Особенно упорно начинает озвучиваться этот вопрос, когда надо властям Японии отвлечь население от внутренних проблем.

8. Серьезным вызовом РФ является развитие отношений со странами мусульманского мира. В течение последних двух десятилетий в мире идет сложный процесс возрастания веса и роли мусульманских государств. Целый ряд мусульманских государств занял важнейшее место в мировой экономике, благодаря гигантским запасам углеводородов, поставляемых в развитые страны. Для стран-экспортеров нефти характерен высокий уровень жизни населения. Так, национальный доход на душу населения Катара превысил аналогичный показатель США. Другие государства, не входя в число ведущих поставщиков энергоресурсов, добились высоких показателей в экономическом развитии. Таким примером может служить Турция.

Самым процветающим государством Ближнего Востока стал не Израиль, опирающийся на поддержку Соединенных Штатов, а Объединенные Арабские Эмираты, где монархия построила «светлое будущее» авторитарного капитализма на принципах арабского солидарного социализма. В Эмиратах успешно реализована социально ориентированная модель авторитарного капитализма. Функции экономической столицы региона перешли от Бейрута к Стамбулу и, наконец, к Дубаю.

Сегодня на Ближнем Востоке выделяется опыт светского государства (Турции) и теократической монархии (Объединенные Арабские Эмираты). Турция реализует либеральную многопартнерскую версию неоевразийской доктрины с элементами учения «о третьем пути», эффективно сотрудничая с Западом и Востоком, в отличие от многовекторной российской политики постоянных уступок. Этот курс обострил борьбу местных западников и евразийцев. В сентябре 2010 г. в Турции состоялся исторический референдум, на котором правящая Партия справедливости и развития получила «вотум доверия» в отношении дальнейшей демократизации и ограничения роли армии, которая выступала гарантом сохранения курса кемализма. Турция не только возрождается как региональная держава, но и смогла предложить свою модель интеграции в многополярном мире.

Восточный мир продемонстрировал, что авторитарные режимы могут создавать солидарную модель государства, где темпы экономического развития выше, чем на Западе. Авторитарный (государственный) капитализм без демократии демонстрирует успехи в «захвате» мировых рынков с опорой на экономическую или финансовую мощь.

Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% всего населения земного шара, то в 2000 г. - 23%, по прогнозам к 2025 г. она составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.

За последнее десятилетие число мусульман в европейских странах удвоилось, достигнув 23 млн., что составляет примерно 5% всей численности населения (для сравнения: в 1950 г. в европейских государствах проживало не более 800 тыс. мусульман). В настоящее время наибольшее число мусульман проживает во Франции (6 из 62 млн.), за ней идут Германия (3 из 82 млн.), Британия (1,5 из 60 млн.), Италия (около 1 из 58 млн.), Испания (около 1 из 40 млн.). Предполагается, что число мусульман в Европе удвоится к 2025 г., а в 2050-м, по примерным расчетам, достигнет 20% населения. А если добавить население Турции (в настоящее время около 70 млн. чел.), которая к тому времени, вероятно, станет членом Евросоюза, мусульманское население Европы будет значительно больше.

С учетом турецкого фактора в обозримой перспективе большинство населения Европы составят мусульмане. Эти расчеты не принимают во внимание некоторые другие обстоятельства, которые могут повлиять на ситуацию, изменив ее как в одну, так и в другую сторону.

Отношения между шиитами и суннитами в последнее время все более приобретают характер конфликтных, что усугубляется политикой США по реализации «шиитского проекта» в Ираке и подавлению антизападных шиитских политических сил в треугольнике Иран-Сирия-Ливан.

Регион Персидского залива сегодня находится в центре внимания западной геополитики, которая стремится контролировать его нефтяные ресурсы, в т.ч. и путем военных действий (операция «Буря в пустыне» против Ирака (2003) и последующая американская оккупация этой страны). Соединенные Штаты не скрывают, что хотят контролировать ситуацию на Ближнем Востоке: ВМС США присутствуют в Персидском заливе, американское правительство финансирует 75-миллионную программу распространения демократии, которая предусматривает смену режима в Тегеране под предлогом борьбы с иранской ядерной программой.

9. Еще одним актуальным геополитическим вызовом РФ представляется политический курс США и стран ЕС в отношении Арктики.

В настоящее время состояние экономики государств мира определяется обеспеченностью энергоресурсами. В обозримом будущем такая зависимость сохранится, несмотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктика, благодаря значительным запасам углеводородов и удобным морским и воздушным маршрутам, привлекает к себе внимание развитых государств мира и транснациональных корпораций. В регионе сталкиваются национальные и групповые интересы: обостряются споры по поводу границ экономических зон приарктических государств, не относящиеся к этому региону страны стремятся получить права на использование арктических недр; усиливается военная активность, возникшие проблемы порождают угрозы региональной стабильности.

Приарктическими государствами являются Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания; на этот статус претендуют также Финляндия, Швеция и Исландия. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им в Арктике исключительных экономических зон (шириной до 200 миль) и континентального шельфа (до 350 миль), хотя эти районы не входят в состав их государственных территорий.

Оценка запасов газа в Арктике на уровне 25% от мировых делает ее объектом быстро усиливающегося внимания. Продвигая Лиссабонское соглашение и идеи обновления Европарламента и Еврокомиссии, ЕС также ведет переговоры о вступлении Исландии в Союз, незаметно перенося акцент с Востока (Кавказ, Средняя Азия и Россия) – на Север.

Кроме того, Европейский союз стремится диверсифицировать источники получения энергоносителей, и намерен повысить энергоэффективность, возможно, чтобы достичь независимости от внешних источников. Все это делает Арктику существенным элементом энергетической стратегии Европы, и в ближайшее время может быть сформулирована определенная политическая позиция ЕС по этому вопросу.

Вовлеченность ЕС в обсуждение арктической тематики объясняется, среди прочего, и географическим фактором. Дания, Финляндия и Швеция, члены ЕС, занимают в общем 10% арктических территорий, в то время как США - 15%, Канада - 25%, а РФ - 50%. Чтобы не остаться в стороне, Брюссель, после присоединения Финляндии к ЕС, приступил к реализации международного проекта «Северное измерение», отстаивая свои интересы на севере Европы.

США не принимают ни один из вариантов определения границ арктического шельфа, которые сегодня предлагаются приполярными государствами. Американское руководство стремится дополнительно получить территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км) от Аляски к Северному полюсу. При реализации своих интересов в Арктике США особое внимание уделяют формированию негативного отношения американского и международного сообщества к приполярным государствам, как к своим непосредственным конкурентам в регионе. Вашингтон проводит кампанию по дискредитации действий России в Арктике. Задействуются также и рычаги влияния внутри этих стран: американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на работу в Арктике, международные экологические организации и другие структуры.

Вашингтон уделяет повышенное внимание освоению Арктики и разрабатывает стратегии для доминирования в этом регионе: с одной стороны, здесь увеличивается политическая, экономическая и военная активность Соединенных Штатов, а, с другой – ведется поиск рычагов воздействия на деятельность других стран, и прежде всего РФ.

США стремятся получить возможность свободно пользоваться российским Северным морским путем (СМП), закладывая основы для реализации американской стратегии в более далекой перспективе. (Появление коммерческого смысла в эксплуатации СМП ожидается американскими экспертами через 15-20 лет, когда период навигации станет достаточно длительным).

В докладе Комиссии США по арктическим исследованиям "Арктический океан и изменение климата: сценарий для ВМС США" (2007 г.) прямо указывается, что противоречия по поводу СМП становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. "США продолжают настаивать, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами". В докладе прогнозируется, что проблема использования СМП станет предметом более серьезных разногласий и даже конфликтов между США и Россией: "Россия и Канада следуют политике, согласно которой все пригодные для навигации проливы в СЗП и в СМП находятся под их эксклюзивным контролем. У Соединенных Штатов подход к определению статуса этих проливов отличается от точки зрения указанных стран. По мере того, как эти проливы будут все больше задействованы в международном трафике, вероятно возникновение конфликтов".

Россия занимает место главного соперника США в борьбе за преобладание в Арктике. В этой связи одной из задач американской стратегии становится получение Вашингтоном, как минимум, высокой степени влияния на военную, экономическую и экологическую деятельность России в регионе.

Заинтересованность Европейского союза арктическим вопросом вышла на качественно иной уровень. Экономическая привлекательность региона, особенно наличие запасов углеводородов в его недрах, заставляет Брюссель конкурировать со своими ближайшими союзниками – Оттавой и Вашингтоном. Поскольку львиную долю «голубого» топлива Европа получает из России, диверсификация европейской газовой политики уменьшила бы зависимость европейцев от российского газа. Мощности только одного «Южного потока» к 2015 г. позволит России перекачивать европейцам 22-24 млрд. куб. м газа. В интересах европейцев также интернационализация мореходства через Северно-Западный проход – морской маршрут через Северный Ледовитый океан и Канадский Арктический архипелаг, и который соединяет Тихий океан с Атлантикой. Оттава уже объявила проход своими территориальными водами, но это заявление не встретило понимания у международного сообщества.

Нельзя исключать, что если США и НАТО в будущем начнут "силовой передел" этого региона, возможен сценарий межгосударственного вооруженного конфликта. Администрация США уже предупредила мировое сообщество о возможности конфликта вокруг природных ресурсов и "земель" Арктики, которые стали объектом притязаний нескольких государств региона. "Изменения климата открывают водные пространства Арктики не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, которые могут изменить глобальную транспортную систему", – говорится в американской "Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI в.".

Леонид Хохлов, генерал-лейтенант в отставке

Источник: «Новое Восточное Обозрение»