Влияние России на сирийские и иранские события в последнее время вызывает повышенную критику со стороны Запада. В ход идут приёмы пропагандистского характера, которые выставляют Россию в «непритязательном» свете, как якобы защитницу авторитарных режимов.
Как представляется, за данной пропагандистской завесой стоит целый ряд внешнеполитических планов Запада, стремящегося выбить Россию из точек её влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Одним из них выступает окончательное вытеснение российской стороны с динамично развивающегося рынка вооружений и военной техники (ВВТ).
Партнёрами России в регионе, которые закупают и готовы закупать в дальнейшем значительные объёмы российского оружия, поддерживать с Москвой военно-техническое сотрудничество (ВТС) являются Сирия и Иран. Однако обе страны находятся под нарастающим внешнеполитическим давлением Запада, одна из составляющих которого затрагивает сферу российско-сирийского и российско-иранского ВТС. Последнее уже было значительно девальвировано после присоединения Москвы к резолюции Совета Безопасности 1929 от 9 июня 2010 г. (1).
Военно-техническое сотрудничество Москвы с Дамаском пока продолжается, но и оно находится практически в самом эпицентре повышенного внимания Запада, прилагающего большие усилия для склонения российской стороны к свертыванию данных связей с нынешним политическим руководством Сирии.
Особую активность в этом вопросе проявляют США. Заявлениями, содержащими призыв к Москве отказаться от поставок ВВТ в Сирию, уже неоднократно отметились представители внешнеполитического ведомства в лице Х.Клинтон и других высокопоставленных сотрудников госдепартамента. Отличительной особенностью последних сигналов с американской стороны стало задействование законодательных структур Вашингтона.
Так, в середине марта с.г. стало известно, что 17 американских конгрессменов призвали Пентагон прекратить сотрудничество с российским «Рособоронэкспортом», мотивируя это тем, что Москва продолжает поставлять оружие Сирии. Инициатива конгрессменов была оформлена письмом на имя министра обороны Л.Панетты. Важно отметить, что авторами послания стали представители как демократического, так и республиканского крыла Сената США и поэтому не может рассматриваться инициативой только республиканцев, которые традиционно проводят более жёсткий внешнеполитический курс по отношению к России.
В письме конгрессменов указывалось, что «Рособоронэкспорт» уже продал оружие Сирии в общей сложности на 1 млрд. долл. и недавно подписал контракт на поставку 36 учебно-боевых самолётов Як-130.
В качестве ответных мер, которые бы подчеркнули факт неприятия Вашингтоном тесного российско-сирийского ВТС, конгрессмены предложили пересмотреть, в частности, соглашение о приобретении для эксплуатации в Афганистане 21 вертолёта Ми-17 (2) (по словам представителей Пентагона, «для удовлетворения оперативных потребностей афганских сил безопасности»).
Политическая мотивировка американской стороны по поводу призывов к России свернуть военные контакты с Сирией проявляется в попытке связать уже имевшие место и дальнейшие поставки оружия сирийскому руководству с его использованием в операциях против «мирного гражданского населения» страны. Данная мотивировка присуща как заявлениям представителей госдепартамента, так и некоторым инициаторам антироссийских акций в Конгрессе США. Так, 3 марта официальный представитель госдепартамента В.Нуланд заявила следующее: «США никогда не продавали оружие в Сирию. США призывали Россию оценить разумность таких продаж, особенно после начала нынешнего кризиса и атаки на Хомс. Мы заявляем им (российской стороне) об опасности роли, которую они играют, подливая масла в огонь».
Через несколько дней, уже в письме конгрессменов на имя главы оборонного ведомства США указывалось на «фактическое соучастие российской стороны в лице компании «Рособоронэкспорт» в преступлениях сирийского режима».
Дополнительные стимулы для прессинга на российскую сторону по поводу прекращения отношений в сфере ВВТ с Сирией появились у Запада после публикации в марте с.г. доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). По данным авторов доклада, Сирия стала самым активным покупателем оружия в 2007-2011 гг., импортировав в 6 раз больше оружия и техники, чем в предыдущие годы. Основным экспортёром оружия в Сирию за предыдущий 5-летний период стала Россия. Доля российских поставок ВВТ в Сирию составила 78% общего объёма поставок, 17% поставок осуществила Белоруссия, 5% - Иран (3).
Номенклатура поставленных и планируемых к поставке российских ВВТ вызывает раздражение у Запада, ввиду возможного использования данных вооружений и техники в случае защиты от гипотетической внешней интервенции в Сирию с моря и с суши – береговой ракетный комплекс «Бастион» и сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Яхонт», комплексы противовоздушной обороны «Бук-М2Э».
Современная геополитика свидетельствует, что проецирование мощи внешних акторов на другие страны происходит параллельно развитию двусторонних отношений в таких сферах, как поставки ВВТ и строительство атомных электростанций. Некой современной аксиомой, пользующейся аналитической «симпатией» у многих экспертов, является следующий постулат: «кто поставляет тебе ВВТ и кто строит на твоей территории АЭС, с тем ты «обречён» быть в стратегической связке партнёрства».
Стремление сохранить свои значимые позиции влияния на Ближнем Востоке диктует России поиск оптимального внешнеполитического курса, при котором можно было бы избежать конфронтации с Западом и одновременно продолжить сотрудничество с дружественными ближневосточными странами. Сохраняющееся военное присутствие России на сирийской территории (порт Тартус) с параллельным развитием российско-сирийского военно-технического сотрудничества и построенная на иранской территории Бушерская АЭС дают Москве потенциальные точки сохранения и роста её влияния на ближневосточные процессы.
Михаил Агаджанян
Источник: «Новое Восточное Обозрение»
(1) 22 сентября 2010 г. президент России Д.Медведев своим указом запретил поставки Ирану «чувствительных» для Запада вооружений и военной техники. Указом «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г.» запрещалось транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолётов, боевых вертолётов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части.
(2) Контракт по 21 вертолёту Ми-17В-5 (на сумму 375,05 млн. долл., предусматривает поставку всех машин производства Казанского вертолётного завода до конца 2012 г.) между военными представителями США и генеральным директором «Рособоронэкспорта» А.Исайкиным был подписан в мае 2011 г. Отличительной особенностью данного контракта стало то, что это первый прямой контракт между «Рособоронэкспортом» и Пентагоном.
(3) Paul Holtom, Mark Bromley, Pieter D.Wezeman and Siemon T.Wezeman, Trends in International Arms Transfers, 2011//SIPRI Fact Sheet, March 2012.