До сей поры Соединенные Штаты, как при демократах, так и при республиканцах, придерживались по отношению к Армении двух диаметрально противоположных курсов одновременно. Один – декоративный и внешне дружелюбный, второй – реальный и все более жесткий, безответственный. «Декоративная» политика, которую многие в Ереване, по крайней мере, до недавних пор, принимали за чистую монету, предусматривала установление стратегического партнерства и дружбы почти во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Реальный же политический курс США носит совершенно иной характер – Вашингтон беззастенчиво пользуется последствиями дезинтеграции СССР, руководствуясь принципом «победитель получает всё». Эта политика, сопровождающаяся нарушением обещаний, высокомерной сентенциозностью и требованиями односторонних уступок, выглядит даже более бескомпромиссной, чем линия США в отношении республик СССР.
Официальный Ереван во внешней политике до сего дня придерживается размытых позиций, прикрываясь, как щитом, принципом «комплементаризма», то есть равноудаленности от всех геополитических центров силы. Уязвимость географического положения и неурегулированность карабахского конфликта заставляют Армению быть крайне осмотрительной в выборе внешнеполитической ориентации. Во всяком случае, так объясняют армянские руководители модель хитроумной выжидательности в диалоге с известными сверхдержавами, ведущемся в условиях обостряющегося геополитического соперничества за регион. До последней поры такое положение вещей, казалось, устраивало все заинтересованные стороны, воздерживающиеся от радикальных мер и резких «телодвижений» во взрывоопасном закавказском регионе.
Однако выгодная для Еревана ситуация туманной неопределенности, судя по всему, начинает постепенно меняться. Если в недалеком прошлом в отношениях с Арменией сочетались методы «выборочного сотрудничества» и «выборочного противодействия», в зависимости от того, какой из двух вариантов в каждом конкретном случае соответствовал интересам США, то сегодня от продуманной избирательности подходов не осталось и следа. Соединенные Штаты и их союзники почти открытым текстом дают понять: времена «декора» и многовекторного непостоянства миновали, Еревану пора определяться в своих внешних симпатиях, причем делать это порой по жесткой большевистской схеме – кто не с нами, тот против нас.
Список западных требований не претерпел существенных изменений. Руководству Республики Армения пока в мягкой форме «предлагается» сориентироваться по трем основным позициям: 1. отказ от стратегических отношений с традиционными геополитическими партнерами и поэтапная интеграция в евроатлантические структуры; 2. фактическая сдача Карабаха Азербайджану и подписание, по сути, капитулянтского мирного договора с Баку с последующим вводом в зону конфликта в целом западного миротворческого контингента; 3. нормализация отношений с Анкарой, открытие армяно-турецкой границы и, как следствие, демонтаж российской военной базы на территории Армении. Для достижения этих целей используются все средства – от вкрадчивых увещеваний и экономических преференций до откровенного шантажа и политического нажима, принимающего порой беспрецедентно грубые формы.
В условиях нарастающего многоступенчатого давления США президент Армении может вскоре оказаться в ситуации цугцванга, когда любое принятое решение ведет к неизбежному ухудшению его позиций как во внешне-, так и во внутриполитической среде, ибо выполнение каждого из вышеуказанных трех требований одинаково самоубийственно для Сержа Саргсяна в политическом смысле этого слова и чревато революционной сменой власти в стране. Проамериканский выбор во внешней политике в целом не одобряется ни большинством граждан республики, ни традиционными союзниками Армении. Сдача Карабаха или опоясывающих его подконтрольных территорий после 24-летнего противостояния и гибели тысяч лучших бойцов будет приравнена к предательству национальных интересов со всеми вытекающими отсюда последствиями – армянскому лидеру крупно повезет, если дело в этом случае ограничится только отставкой. Так называемая «гармонизация» отношений с Турцией без признания с ее стороны Геноцида армян 1915 года вызовет без преувеличения ярость радикально настроенной и очень влиятельной армянской диаспоры, растянувшейся от Австралии до США и от ЮАР до Европы.
С другой стороны, проигнорировать требования Вашингтона Серж Саргсян тоже не может в силу многих обстоятельств. Одним из таких факторов является, деликатно выражаясь, не очень устойчивая популярность нынешних властей в республике и тревожная ситуация в социальной сфере, усугубляющаяся день ото дня. Всем известно, как умело использует эти промахи западное сообщество для достижения целей в той или иной стране. Экономические достижения, о которых вещают некоторые представители армянского правительства и «зазывалы» из заинтересованных инвестиционных фондов, выглядят впечатляющими лишь по сравнению с разрухой 1991-96 гг. Все основные показатели указывают на то, что в республике продолжаются невиданные доселе темпы «демодернизации» и сокращения численности населения. Данные о смертности и рождаемости, равно как и исхода граждан сравнимы с ситуацией в воюющей стране. Средняя продолжительность жизни мужчин едва достигает 57-60 лет.
Распространение традиционных и новых заболеваний – от туберкулеза до ВИЧ-инфекций – вызывает беспокойство даже у провластно настроенных специалистов. Капиталовложения в экономику и базовую инфраструктуру по-прежнему составляют мизерную часть от уровня 1985-90 гг. Около двух третей граждан РА все еще живут за чертой бедности или на грани нищеты. Среди них – большой процент семей, имеющих двух и более детей, 60 % сельского населения, лиц с высшим образованием и квалифицированных специалистов, в том числе врачей, офицеров и учителей. По свидетельству экспертов, разрыв между бедными слоями и очень тонкой богатой прослойкой приобретает взрывоопасный характер. Особую враждебность граждан Армении вызывает административная элита, алчно приватизировавшая в 1990-2003 гг. крупные активы страны.
Именно факт широкого народного недовольства является самой опасной «бомбой с часовым механизмом», заложенной в фундамент нынешнего государственного строя. Кажущаяся устойчивость политического режима, призванного благоустроить этот унылый постсоветский ландшафт, зиждется на исключительно безыдейной, «товарно-денежной», посему и шаткой преданности многих госструктур и олигархических кланов. Поскольку неуклюжей внутренней политикой многие представители властей РА умудрились выхолостить даже ту объединительную идеологему, которая именовалась когда-то «карабахским фактором».
Само собой разумеется, что пока в Армении существует вероятность развития событий по катастрофическому сценарию, особенно в преддверии майских выборов в парламент и президентских выборов в 2013 году, угроза давления США и их союзников на Ереван не только сохраняется, но и растет как на дрожжах. Администрация Буша наглядно показала, что даже при легком «раскачивании» обстановки она сумела повлиять на смену настроений в растерявшемся и чрезмерно уязвимом руководстве некоторых постсоветских и азиатских государств. Лидеры многих стран, оказавшихся сегодня «на прицеле» у администрации Обамы, никак не осознают тот факт, что именно непродуманная политика в социальной сфере стала главной причиной целого ряда «плодо-овощных» госпереворотов и революций, сынициированных Западом по всему миру. Алчность – категория политическая, чреватая самыми трагическими последствиями не только для индивидуального носителя ее «вируса», но и для целых народов и государств.
За четыре года своего президентства Серж Саргсян не раз оказывался в сложной ситуации, примером чему могут служить события марта 2008 года, когда определенным силам удалось спровоцировать столкновения между властями и оппозицией, вызвав массовые беспорядки в столице республики. Хотя страсти вокруг процесса армяно-турецкого примирения и Мадридских принципов урегулирования карабахского кризиса улеглись, основные испытания для руководства Армении, судя по логике последних дней, еще впереди. Западный прессинг на Ереван, пока в мягкой форме осуществляемый посольствами США и Великобритании за два месяца до парламентских выборов, уже провоцирует активизацию внутриполитических процессов в республике, что вряд ли входило в планы нынешних властей, мирно готовившихся к воспроизводству в нынешнем и 2013 годах – в ходе парламентских и президентских выборов. Несмотря на то, что армянская сторона официально одобрила армяно-турецкий процесс и новые принципы урегулирования карабахского конфликта, положение Сержа Саргсяна и его команды идеальным назвать нельзя. Придти к такому выводу заставляют последние заявления послов США и Великобритании, равно как и представителей различных евроструктур, измученных состоянием народовластия в армянском государстве. Опыт последних лет подсказывает: когда западные дипломаты готовятся к «честным» и «справедливым» выборам в какой-либо стране, властям последней надо готовиться к самому худшему.
Тревожные «звоночки» для Еревана прозвучали буквально на днях. Премьер-министр республики Тигран Саркисян 24 февраля принял посла США в РА Джона Хефферна и обсудил с ним широкий круг внутренней политики Армении перед предстоящими 6 мая парламентскими выборами. Пресс-служба правительства сообщила, что в рамках встречи собеседники обменялись мнениями по поводу не только предстоящих выборов, но и проблем вовлеченности в них бизнесменов и правительственного законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения». Глава правительства РА подчеркнул, что «на выборах будет обеспечена максимальная публичность», а «любой инцидент станет предметом общественных обсуждений». Он также добавил, что правящая Республиканская партия Армении, членом исполкома которой он сам является, в свой избирательный список не включит бизнесменов. В этом контексте посол США и армянский премьер придали важность созданию комитета по этике для высокопоставленных госслужащих, который преследует цель анализировать и публиковать декларации о доходах и имуществе порядка 500 официальных лиц Армении (любопытная деталь, не правда ли? – К.Г.). Дальше – больше. «Мы приветствуем все шаги правительства и законопроекты, предоставляющие оппозиции серьезные инструментарии, которые нацелены на проведение свободных, справедливых и прозрачных выборов», – подчеркнул глава американской дипмиссии, выражающий желания то ли властей США, то ли армянской оппозиции.
Обращаясь к проекту закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», которым были недовольны и оппозиция, и господин Хефферн и который правительство на днях отозвало из парламента для дальнейших доработок, армянский премьер подчеркнул, что были учтены различные предложения оппозиции, в результате которых законопроект был доработан и представлен в парламент.
Судя по всему, встреча с главой армянского правительства не очень удовлетворила американского посла. Или, может, он не успел высказать все свои мысли о предстоящих выборах в Национальное Собрание Армении. И чтобы ни у кого не осталось и тени сомнений относительно намерений властей Соединенных Штатов, он в тот же день дал интервью армянской службе радиостанции «Свобода», в ходе которого снова заявил: «США желают содействовать Армении в вопросе становления демократической и свободной страны, и для того, чтобы это произошло, предстоящие выборы в республике должны пройти справедливо и свободно. Для проведения справедливых выборов необходимо обеспечить равные условия для политических сил, доступные СМИ и реальную конкуренцию».
Джон Хефферн выразил надежду, что местные и международные наблюдатели должным образом выполнят свою миссию во время избирательного процесса.
Говоря о разработанном правительством законопроекте «О правовом режиме чрезвычайного положения» в Армении, американский посол отметил: «Я думаю, что весь предвыборный период, не только в день выборов, но также в чувствительный поствыборный период, важно обеспечения право на свободу собраний, чтобы все желающие смогли выразить свое мнение о процессе выборов, чтобы политические партии и гражданское общество способно было мирным образом выразить свою позицию. Для этого, конечно, нужно, чтобы правоохранительные органы адекватно реагировали на гражданских демонстрациях и действовали в рамках закона».
За два месяца до выборов посол США в Армении демонстрирует просто поразительную осведомленность не только о «чувствительном поствыборном периоде», но и готовящихся «гражданских демонстрациях» и неадекватной реакции правоохранительных органов республики. Г-н Хефферн, судя по всему, – талантливый ясновидец, угадывающий ход событий задолго до того, как они произошли, причем в стране, куда он прибыл совсем недавно. США могут гордиться такими дипломатами.
Естественно, американского посла поддержала его британская коллега в РА – Кэтрин Джейн Лич. Но не только в вопросе предстоящих выборов, но и в нормализации армяно-турецких отношений. В интервью СМИ она заявила следующее: «Великобритания имеет свой вклад в 1,7 миллионов евро, которые ЕС выделил для поддержки выборов посредством тренингов, мониторинга, содействия техническим улучшениям. Мы очень надеемся, что во время парламентских и президентских выборов, как и в прошлые годы, мы, как члены дипломатического сообщества, будем приглашены в качестве наблюдателей. Миссия БДИПЧ (Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека) – ключевая профессиональная организация по наблюдению за выборами, и отчет их наблюдателей будет «золотым стандартом». Но я верю, что наличие как можно большего числа наблюдателей в избирательных участках Армении позволят нам убедиться, что справедливый процесс и результат не только достигнуты, но в него также поверило общество».
Относительно армяно-турецкого примирения г-жа Лич полна оптимизма: «К сожалению, сейчас пока трудно увидеть прогресс в этих процессах. Но в политике иногда открываются возможности, и политики должны быть достаточно смелыми и сильными, чтобы поймать момент и выйти из тупика хорошо известных позиций. Надеюсь, такой момент снова наступит».
Общая картина была бы неполной без евроструктур, учитывая курс РА на евроинтеграцию. Надо ли говорить, что о предстоящих в мае этого года парламентских выборах 27 февраля заговорил и Евросоюз – вначале устами своего представителя в РА Траяна Христеа: по словам последнего, они станут проверкой для отношений Армения-ЕС.
Но не только, вернее, не столько выборы взволновали представителей Евросоюза, сколько «медленный прогресс» в переговорах по Карабаху, о чем без излишнего дипломатического жеманства в тот же день заявила министр иностранных дел ЕС г-жа Кэтрин Эштон: «Евросоюз хочет играть весомую роль в процессе урегулирования карабахской проблемы».
Напомним, что на состоявшейся в Брюсселе встрече министров иностранных дел 27 стран Евросоюза в числе иранского, сирийского и экономического кризисов обсуждалась и ситуация на Южном Кавказе. Кэтрин Эштон, обращаясь к этим обсуждениям, в первую очередь, выделила именно карабахскую проблему, подчеркнув, что, прежде всего, должен быть урегулирован именно этот конфликт. «Недавно я побывала в регионе и обсудила отношения трех стран с Евросоюзом, а также в случае с Арменией и Азербайджаном – карабахскую проблему, и выразила свою глубокую обеспокоенность по поводу того, что там происходит. – заявила Эштон. – Мы весьма четко подчеркиваем, что хотим играть сильную и весомую роль, помочь и содействовать Армении и Азербайджану в вопросе урегулирования этой трудной проблемы».
Кроме того, «Евросоюз готов содействовать мероприятиям по укреплению доверия между сторонами и в этой связи подчеркивает важность обеспечения въезда представителей ЕС в Нагорный Карабах и на сопредельные территории без предусловий». И небольшое пояснение для тех, кто трудно усваивает прозрачные намеки: «Совет министров иностранных дел ЕС также подчеркивает важность проведения в Армении свободных и справедливых выборов, соответствующих международным стандартам, и отмечает, что внимательно будет следить за их ходом. ЕС также поощряет власти Армении для продолжения реформ с целью укрепления демократических институтов, защиты прав человека и особо подчеркивает важность эффективной борьбы с коррупцией. В этой сфере реальный прогресс продолжает оставаться основой развития и процветания экономики».
Комментарии, как говорится, излишни…
Карине Геворкян, Ереван
Источник: «Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»