Человеческий разум как новая область войны
Специализированный центр НАТО Innovation for Defence Excellence and Security (IDEaS) известен как хаб по инновациям, размещенный в Канаде. Он не входит в список официально аккредитованных «центров превосходства» НАТО: в этом центре не хотят привлекать внимание к его работе, центр функционирует «автономно».
Центр был создан и начал работу в 2017 г. На сайте Центра указано семь направлений его работы: образование и тренинги, механизмы принятия решений, киберпространство, гуманитарные инициативы, информация и дезинформация, автономные системы, стратегия. И наиболее часто повторяющейся темой, пронизывающей несколько направлений, является когнитивная война.
В конце 2020 г. Центр выпустил книгу на эту тему Франсуа де Клюзеля.
В предисловии к книге сказано: «Человеческий разум в настоящее время рассматривается как новая область войны... Когнитивная война имеет универсальный охват, от отдельного человека до государств и многонациональных организаций. Она использует приемы дезинформации и пропаганды, направленные на психологическое истощение потребителей информации... Знание можно легко использовать в качестве оружия... Когнитивное поле станет одним из полей сражений завтрашнего дня. Эта перспектива еще больше укрепляется благодаря быстрому развитию нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и пониманию мозга».
Конечно, данные технологии и интерес к ним не являются для военных чем-то новым. Американские агентства DARPA и IARPA занимаются этим многие годы. Однако концепт когнитивной войны признан особо перспективным в войнах будущего.
Процитируем некоторые определения. «Когнитивная война – это война идеологий, которая стремится подорвать доверие, лежащее в основе каждого общества… Когнитивная война использует врожденные уязвимости человеческого разума, имея в виду то, как он устроен для обработки информации... Когнитивная война отличается от пропаганды тем, что в обработке информации и формировании знаний участвует каждый... Это тонкое, но значительное различие».
Крупные компании цифровой экономики разработали новые методы сбора данных, позволяющие использовать личную информацию, которую пользователи не обязательно намереваются раскрыть. А избыточные данные стали основой для новых рынков прогнозирования, создаваемых целевой рекламой. Всё это отработано такими западными компаниями-гигантами, как Facebook, Google, Amazon, Microsoft. И все эти компании сотрудничают с силовыми структурами США в качестве подрядчиков, что создает для пользователей дополнительный риск манипуляций ими.
Отсутствие регулирования цифрового пространства может использоваться в злонамеренных целях, как показал скандал с Cambridge Analytica. Используя передовые методы опроса и психометрии, эта компания смогла собрать огромное количество данных о людях, и эти данные помогли компании понять, что думает каждый из охваченных ею людей.
В книге де Клюзеля говорится: «Поведенческие знания – это стратегический актив. Поведенческая экономика адаптирует психологические исследования к экономическим моделям, создавая более точные представления о человеческих взаимодействиях».
Еще один интересный аспект, отмеченный в исследовании по когнитивной войне, – киберпсихология, которая находится на стыке психологии и кибернетики. «Это имеет отношение ко всем областям, важным для НАТО... Киберпсихология, сосредоточенная на выяснении механизмов мышления и образования концепций, является ключевым направлением в обширной области когнитивных наук... А людям завтрашнего дня придется ещё разработать психологию своего отношения к машинам».
В июне 2021 г. на базе IDEaS вышло очередное исследование по теме когнитивных войн. Там даны определения терминов, что свидетельствует о принятии концепции когнитивной войны на вооружение НАТО. «Когнитивная война – это общевойсковой подход, который объединяет боевые возможности кибернетической, информационной, психологической и социальной инженерии с целью одержать победу без физической борьбы. Это новый тип войны, связанный с использованием внешними субъектами общественного мнения в качестве оружия с целью оказания влияния и/или дестабилизации нации».
В исследовании представлен ряд технологий, направленных на усовершенствования работы НАТО. «Первая состоит из “реальных” средств когнитивной радиоэлектронной борьбы (КРБ). Имеется в виду использование когнитивных систем, искусственного интеллекта или машинного обучения для улучшения разработки и эксплуатации технологий радиоэлектронной борьбы (РЭБ)... Вторая технология – 3D-биопечать с использованием нервной ткани...
Еще одна технология – тренажер когнитивной производительности виртуальной реальности... Последняя технология состоит из квантовых вычислений. Это единственный способ обрабатывать гигантские разрозненные наборы данных и быстро получать аналитические выводы. В будущем это критически важно для того, чтобы иметь возможность проводить нейронную стимуляцию у людей на нано-уровне».
Кстати, первыми жертвами инноваций в области когнитивной войны, разрабатываемой НАТО, стали канадцы. В апреле 2020 г. у них был разработан и введен в действие план по пропаганде, а «пандемия» послужила для этого прикрытием. План использовал методы пропаганды, аналогичные тем, которые применялись во время войны в Афганистане. Другая похожая инициатива состояла в сборе информации из общедоступных аккаунтов в социальных сетях. Особый интерес у военных вызвало движение Black Lives Matter.
Наконец, на 9 ноября запланирована конференция The NATO Innovation Network Conference, а на 30 ноября – конференция "Инновационный вызов НАТО", которая пройдет в Онтарио. Разработки в области ведения когнитивных войн продолжаются.
Леонид Савин, по материалам: Фонда стратегической культуры
Фото: REUTERS/Yves Herman