Ситуация на юге страны резко обострилась
По информации ЦПВС России, 28 июля «сирийскими средствами противовоздушной обороны был выявлен беспилотный летательный аппарат, запущенный боевиками незаконных вооруженных формирований из района населенного пункта Кафер-Каттар провинции Идлиб». Однако сирийским средствам ПВО удалось уничтожить аппарат из самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса российского производства «Панцирь-С» над провинцией Хама.
Российский Центр по примирению враждующих сторон в очередной раз порекомендовал предводителям боевиков отказаться от вооруженных провокаций и встать на путь мирного урегулирования ситуации в подконтрольных им районах.
Впрочем, как свидетельствуют вооружённые столкновения, вспыхнувшие на минувшей неделе в приграничной с Иорданией и Израилем южной провинции Дера`а, где в марте 2011 года занялось кровавое пламя «арабской весны», сделать это будет совсем не просто. По информации ЦПВС, «в последние дни существенно обострилась обстановка в районе населенного пункта Дера`а аль-Баляд (южная часть города под контролем бывших боевиков «Южного фронта», пошедших на перемирие под гарантии российской стороны – прим. авт.) провинции Дера`а», где боевики одной из антиправительственных группировок ранее атаковали позиции сирийской армии:
«Усилиями вооруженных сил Сирийской Арабской Республики обстановка стабилизирована, с 30 июля установлен режим прекращения огня. Сирийскими органами безопасности достигнуты договоренности с лидерами вооруженных формирований по урегулированию ситуации».
В то же время «оппозиция» утверждает о договорённости сторон только лишь об обмене телами убитых, но не о перемирии. По данным представителя офиса генерального секретаря ООН Эри Канэко, за трое суток свои дома покинули не менее 2,5 тыс. человек, причём реальное число перемещённых лиц может достичь 10 тысяч:
«Мы с озабоченностью следим за ситуацией, при этом отмечаем сообщения о том, что сегодня установилось относительное спокойствие на время дискуссий о местном перемирии. Но офис верховного комиссара по правам человека зафиксировал гибель восьми гражданских лиц, в том числе женщины и четырех детей. Ещё шесть гражданских лиц, в том числе двое детей, получили ранения с 27 по 29 июля».
Как пишет правительственная газета Al Watan, боевики, связанные с запрещённой в России террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра», нарушили условия действовавшего с 2018 года перемирия, атаковав 29 июля посты сирийцев и пленив нескольких солдат (не менее 25, 24 удалось освободить).
Этому предшествовали обстрелы жилых кварталов административного центра и соседних поселений, находящихся под защитой правительственных сил. В свою очередь, военное командование перебросило на юг страны дополнительные подкрепления и бронетехнику 4-го корпуса, потребовав выдать причастных к нападениям на военнослужащих боевиков и освободить заложников, на что последовал отказ и очередной виток эскалации. А по информации местного военного источника РИА Новости, 29 июля
«Сирийская армия начала силовую операцию, через несколько часов после провала договоренностей, которые были достигнуты между властями при посредничестве компетентных органов с одной стороны и с представителями определенных групп и старейшин в Деръа-Баляд (кварталы в старом центре города). В рамках договоренностей подразумевалось, что вооруженные группировки в том районе сложат все оружие и пройдут процедуру реабилитации».
Операция будет проходить поэтапно, чтобы предоставить возможность для возобновления переговоров по примирению, однако, судя по всему, власти готовы и к полномасштабному штурму, «если боевики откажутся сложить оружие и принять условия примирения». По сведениям лондонской «обсерватории по правам человека», 29 июля погибли восемь сирийских военных и ополченцев, а также трое боевиков оппозиции. Силы «режима Асада» применяли ракеты класса «земля-земля» малой дальности и минометы, а противоборствующая сторона отвечала нападениями на позиции и контрольно-пропускные пункты в сельской местности. По утверждению SOHR, нынешние боевые действия знаменуют собой «самые ожесточенные и широкие столкновения в [провинции] Дара`а с тех пор, как она перешла под контроль режима».
31 июля стало известно о закрытии для движения грузов и пассажиров, вплоть до стабилизации обстановки, погранперехода Джабер на границе с Иорданией. Контрольно-пропускной пункт должен был начать «полноформатную» работу после 10 лет полного или частичного закрытия из-за вооружённого конфликта и объявленной ВОЗ пандемии коронавируса.
28 июля жертвами атаки террористов запрещённого в России «ИГ» стали, по меньшей мере, 7 военнослужащих, убито также 5 боевиков. Местные реалии свидетельствуют о тесной связи военно-политической динамики в различных регионах страны. Об этом свидетельствует и недавнее заявление главаря заправляющей в Идлибе запрещённой в России террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» Абу Мухаммеда аль-Джуляни, исключившего наземную атаку сирийской армии на южный район Джабель аз-Завия. Общаясь ещё 23 июля с журналистами в рамках кампании по его информационной раскрутке, он заявил: «Мы укрепили Джабаль аз-Завия и остальные фронты. Мы готовы ко всем сценариям и способны сорвать любую атаку противника. Мы усовершенствовали наши боевые навыки, особенно в ночных боях, и мы приобрели новое, совершенное оружие», показывать которое террористы, однако, пока не собираются. Разномастные группировки боевиков «организовали свои силы в едином оперативном пространстве», что придаёт им «дополнительную силу». Поддерживая связи «со многими революционными группировками в северной сельской местности Алеппо», они якобы «не намерены входить в те районы, которые контролируются свободной сирийской армией». Полагая турецкое присутствие «бонусом», тем не менее, они «должны полагаться только на себя». Звучит комично, но тем не менее…
Через несколько дней после этой «пресс-конференции» Джуляни и ещё один из главарей группировки побывали в Джебель-аз-Завии, заявив о готовности «вернуть земли, захваченные режимом в конце 2019 года и в начале 2020 года». По мнению одного из лидеров «ССА», захватив у конкурирующих группировок много оружия, «ХТШ» обладает значительным военным потенциалом. Проживающий в Идлибе полевой командир, некий Абу Омар аль-Халаби уверяет, что «ХТШ» готовится к любому развитию событий, в том числе – в ночных условиях, намекая, таким образом, на имеющиеся у них средства ведения ночного боя. Кроме того, в рамках «оперативного штаба» «Аль-Фатех аль-Мубин» координируются действия с «ССА» и с другими «коллегами».
Пока доподлинно неизвестно, связана ли бравада о «передовом оружии» с какими-то новыми поставками, либо же – с попыткой поднять дух рядовых боевиков. В распоряжении боевиков – относительно современное оружие, включая американские противотанковые комплексы TOW. Если «режим Асада» начнёт войну без одобрения России, оппозиция может использовать турецкий беспилотник Bayraktar, что быстро изменит уравнение в пользу оппозиционных отрядов, полагает идлибский журналист Мустафа аль-Ноами.
* * *
28 июля администрация Байдена объявила о новых санкциях, затронувших на этот раз не только очередных функционеров «режима Асада», но также одну из протурецких группировок «Ахрар аш-Шаркия» и её главаря, некоего Ахмеда Ихсана Райяда аль-Хейса, более известного как Абу Хатем Шакра. Помимо причастности к зверскому убийству осенью 2019 года в ходе турецкой операции «Источник мира» курдского политика Х. Халаф, американское финансовое ведомство обвинило группировку в вербовке террористов «ИГ» и в убийствах мирных жителей на северо-востоке Сирии. Имеется предположение, что предводители многих формирований, собранных под «зонтиком» «сирийской национальной армии», обзавелись турецким гражданством и бизнесом (не исключено – и криминальным) в соседней стране.
«Ахрар аш-Шаркия» – первая протурецкая группировка, «удостоившаяся» американских санкций. Администрация Трампа не приветствовала подобного рода шагов, опасаясь обострения отношений с Анкарой. По-видимому, у «сонного Джо», опираясь на двухпартийную поддержку в Конгрессе, избрали несколько иной, более жёсткий тон. Госдепартамент неоднократно критиковал Анкару за «нарушения прав человека», а в июле занёс Турцию в список стран, использующих несовершеннолетних солдат (детей), в частности – через другую группировку – «Бригады Султана Мурада».
Примечательно и заявление одного из чиновников Белого Дома о безуспешных попытках «привлечь различные элементы внутри сирийского временного правительства [в Идлибе] и сирийской национальной армии к нашей постоянной обеспокоенности… нарушениями прав человека». В санкционный список включены также два персонажа, связанных с запрещённой в России «Аль-Каидой» и с вышеупомянутой «ХТШ», тесное сотрудничество которой с турецкими спецслужбами не является ни для кого особым секретом.
Как представляется, всё это – очередные свидетельства конъюнктурного характера озабоченности со стороны Белого Дома «страданиями сирийского народа», которые он своей реальной политикой последовательно усугубляет.
Андрей Арешев, по материала: ВПА