США намерены и далее повышать в регионе ставки для России
20 мая российские и турецкие военные провели очередное совместное патрулирование трассы М4 в провинции Идлиб до поселения Ариха. Двумя днями ранее аналогичное мероприятие проводилось на северо-востоке Сирии, сообщил руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон Олег Журавлёв:
«Состоялось очередное совместное российско-турецкое патрулирование по маршруту: Шейрек – Деллик – Тавтар – Дейла – Баркаври – Кутия – Кара-Мания – Кунейтра – Шейрек в провинции Хасеке».
Кроме того, подразделения российской военной полиции продолжили патрулирование по нескольким маршрутам в провинции Алеппо и Хасеке. По-прежнему работает непрерывный канал связи для оперативного взаимодействия между ЦПВС и Турцией.
Курдские СМИ сообщают о достигнутой между Россией и Турцией договорённости об открытии участка трассы M4 между Тель-Тамром и Манбиджем. Утверждается, что в целях предотвращения возможных провокаций по линии трассы будут развернуты российские наблюдательные посты.
На фоне перманентной напряжённости, провоцируемой незаконным американским присутствием в регионе, подобные меры (в случае их реализации) будут явно не лишними. Как видно на видео выше, 20 мая сирийские военнослужащие заблокировали проезд колонны бронетехники армии США близ поселения Умм-эль-Хейр в местности Тель-Тамра (Хасака); непрошеные гости были вынуждены развернуться с тем, чтобы попытаться найти иной маршрут. Местные источники сообщают о регулярных нападениях неизвестных вооруженных отрядов на оккупантов в Дейр-эз-Зоре и Эль-Хасаке, где были замечены американские дипломаты – представитель «международной коалиции» Уильям Робак и его помощница Эмили Брандет. В министерстве иностранных дел России отметили ухудшение обстановки в неподконтрольных Дамаску районах на северо-востоке Сирии. Воспользовавшись вспышкой коронавируса, боевики запрещённой в России группировки «ИГ» «активизировали свои вылазки, и только в период с 10 по 15 мая террористы совершили более 20 атак против курдских формирований в провинциях Дейр-эз-Зор, Ракка, в результате свыше 20 человек были убиты, около 40 – ранены».
«Кроме того, обратили внимание [на] тревожные сообщения о побеге семи ИГИЛовцев из тюрьмы при лагере внутриперемещенных лиц Аль-Хауль. Все эти факты лишний раз подтверждают, что оккупирующие Заевфратье Соединенные Штаты Америки и их союзники не заботятся о гражданском населении, о поддержании безопасности и о других действительно важных вопросах»,
– добавила представитель МИД Мария Захарова. Относительно беспрепятственное перемещение боевиков по обе стороны сирийско-иракской границы (как минимум, не без ведома американцев, основательно обустраивающихся на нефтяных полях Заефвратья).
18 мая состоялся телефонный разговор президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, посвященный обсуждению актуальных вопросов двусторонних отношений. Согласно официальной информации, помимо обсуждения ситуации в Идлибе и распространения коронавирусной инфекции, лидеры двух стран выразили обеспокоенность эскалацией боестолкновений в Ливии:
«Отмечена необходимость скорейшего возобновления бессрочного перемирия и межливийского диалога на основе решений Берлинской международной конференции 19 января 2020 года, одобренных резолюцией 2510 Совета Безопасности ООН».
Ливийский сюжет представляется весьма важным в связи с недавними событиями в этой богатой энергоресурсами североафриканской стране, где Москва и Анкара, как известно, вошли в ситуативные неформальные коалиции, поддерживающие активно противостоящие друг другу силы – «Ливийскую Национальную Армию» Халифы Хафтара и так называемое «Правительство Национального Согласия» Фаеза Сараджа. Несколько дней назад силы «ПНС» при активной поддержке турок с земли и воздуха захватили авиабазу аль-Ватыйя, сформировав непрерывную зону контроли от Триполи к границе с Тунисом и значительно осложнив задачи «хафтаровцев» по штурму ливийской столицы. Вслед за этим появилась неподтверждённая информация о переброске на авиабазу Аль-Джуфра в 230 километрах от Сирта многоцелевых истребителей МиГ-29 и Су-35, предположительно с авиабазы «Хмеймим». В ожесточённой борьбе за контроль над этой частью бывшей Османской империи турецкий лидер заметно поднял ставки, задействуя самые современные высокотехнологичные виды вооружений. Помимо тысяч боевиков из Сирии, в Триполитанию переброшены военнослужащие регулярной армии, спецподразделений и наёмники ЧВК «Sadat», представляющие серьёзную силу.
Несколько дней назад командование «ЛНА» доказательно обвинило Анкару в поддержке террористов. Раскрыта схема вербовки боевиков с последующей их переброски в Ливию. Дальнейшее разрастание военных действий в этой стране (в немалой степени обусловленных противоборством за контроль над энергетическими маршрутами в Европу через Средиземное море) способно значительно обострить оперативную ситуацию и в Сирии. Ослабление давления на противника с воздуха может привести к активизации террористических банд. Так, 20 мая боевики запрещённой в России группировки «Джабхат Ан-Нусра» обстреливали поселения в Идлибе:
«…Зафиксирован 1 обстрел населенного пункта Кафер-Мус, 1 обстрел населенного пункта Руайха, 1 обстрел населенного пункта Мааррет-Мухос, 1 обстрел населенного пункта Дахр-Эль-Кебир в провинции Идлиб со стороны позиций террористической организации «Джабхат Ан-Нусра»»,
– сообщил О. Журавлев. По данным совместной мониторинговой комиссии, количество обстрелов за минувшую неделю (относительно предшествующей) возросло в полтора раза. Факты нарушений режима прекращения огня в провинции Идлиб упорно не замечаются турецкими партнёрами. И хотя подконтрольные им группировки пока не столь активны, их разделение, как мы неоднократно отмечали ранее, выглядит весьма условным, так что ситуация может измениться в любой момент. Теоретически наличествует и менее конфликтный сценарий, в рамках которого испытывающая серьёзные экономические затруднения Турция окажется не в состоянии вести две «полноформатные» войны – в Ливии и в Сирии, прямо или косвенно противостоя большинству арабских стран. Однако Анкара также располагает серьёзной поддержкой – со стороны не только Катара, смягчающего финансовые затруднения турок, но также Вашингтона и некоторых европейских игроков, заинтересованных в дальнейшей хаотизации региона.
Очередной турецкий конвой проследовал в Сирию 23 мая
* * *
22 мая заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин обсудил со спецпосланником генсека ООН по Сирии Гейром Педерсеном оказание гуманитарной помощи населению арабской республики. Между тем, 12 мая Еврокомиссия представила разъяснения о порядке оказания гуманитарной помощи Сирии в контексте противодействия коронавирусной инфекции, в связи с чем российский МИД в очередной раз призвал Брюссель отказаться от практики односторонних санкций, проявить солидарность с сирийским народом и противостоять COVID-19 совместно:
«Сирия уже многие годы живет в условиях незаконных односторонних, принятых в обход Совета Безопасности ООН есовских санкций, которые и прежде существенно осложняли процесс гуманитарного содействия стране. Ныне же, в условиях пандемии, сохранение санкций в полном объеме выглядит и вовсе антигуманно. Зримо расходится с озвученным Генеральным секретарем ООН Гутеррешем призывом к смягчению и приостановке международных ограничений, препятствующих борьбе с вирусной инфекцией. Призываем Европейский союз отказаться от практики односторонних санкций в отношении Сирии. Предлагаем Брюсселю проявить солидарность с многострадальным народом этой страны и вместе противостоять опасному вызову, затронувшему всех без исключения».
Очевидно, ответом на подобного рода благие пожелания станет дальнейшая консолидация «друзей сирийского народа» под эгидой Вашингтона на различных международных площадках (ООН, Совет Безопасности, Совет по правам человека, ОЗХО, ВОЗ и т.д.).
«Мы знаем, что мы, СБ ООН, должны привлечь [Башара] Асада к ответственности. Мы также должны выявлять кампанию по дезинформации со стороны России и Китая… В Совете, когда обсуждается что бы то ни было по Сирии, мы не можем сделать ни шагу без того, чтобы Россия и Китай не попытались подавить голоса других стран. Мы должны проводить с этими странами определенное время, говорить с ними о том, что США делают (в Сирии) и о том, что мы делаем для их стран»,
– заявила постоянный представитель США при ООН Келли Крафт (та самая, которая в начале марта вместе с Джеймсом Джеффри проникла в Идлиб с турецкой стороны) в ходе онлайн-мероприятия Гудзоновского института в Вашингтоне. Спекуляции на тяжелой гуманитарной ситуации в Сирии сопровождаются попыткой подтолкнуть Москву к дистанцированию от «режима Асада». Шквал публикаций о растущем непонимании между Москвой и Дамаском потребовал опровержения со стороны российского посла в Сирии Александра Ефимова:
«…Такие вбросы и фейки сейчас особенно на руку нашим общим недоброжелателям, которые только и ищут возможность очернить весь тот позитив, которого России и Сирии в последние годы удалось добиться… Однако, я уверен, что они провалятся, если не сказать, уже провалились. Это не поможет им даже приблизиться к желаемому результату. Как известно, «собака лает, а караван идет»»,
– заявил дипломат 21 мая в интервью сирийской газете «Аль-Ватан», заверив, что российско-сирийские отношения сегодня как никогда крепки, носят дружественный, стратегический характер и ориентированы на достижение общих целей во благо народов.
«Недружественные иностранные игроки не смогли реализовать свои цели военным путем, пытались оказывать на Дамаск политическое давление, удушить его беспрецедентными экономическими санкциями, но по-прежнему остаются ни с чем. Сегодня в ход идут уже любые средства – мы наблюдаем жалкие потуги найти несуществующие изъяны в отношениях между Россией и Сирией и поссорить нас… В наши дни ситуация во многом повторяется… В наиболее опасный для сирийской государственности момент именно решительная поддержка со стороны России позволила сирийцам добиться коренного перелома в борьбе с международным терроризмом и обеспечить возвращение под контроль законных властей САР большей части территории страны. Наши военные усилия дополняются активными шагами на международной политической арене»,
– отметил Ефимов, отметив высокий уровень экономического сотрудничества между двумя странами, развивающемуся вопреки мощному санкционному давлению как на Сирию, так и на Россию. Утверждения о мнимой заинтересованности в «смещении Асада» опровергли также и в Тегеране.
Впрочем, всё это не означает прекращения дезинформационных вбросов, всё больше обретающих не только «сирийское», но также и «ливийское» измерение.
Андрей Арешев, по материалам Vpoanalytics.com