ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Ближний Восток могут ждать новые испытания
 
 

Ближний Восток могут ждать новые испытания

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

На фоне эпидемии коронавируса в регионе назревает очередной всплеск напряжённости

Обмен угрозами между США и Ираном, как и очередной удар израильской авиации по сирийским объектам, побуждает экспертное сообщество вновь заострить внимание на ситуации на Большом Ближнем Востоке. Выясняется, что пандемия нового коронавируса отнюдь не сняла с повестки дня напряжённость в регионе. На эту тему наш обозреватель беседовал с ведущим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН доктором политических наук Александром ФРОЛОВЫМ.

– Как-то уж много противоречий проявилось в последнее время в регионе…

– А что вы хотели? Они копились последние сто лет как внутри самих ближневосточных стран, так и между ними. И так называемая пандемия не сможет их сгладить: антагонизм между шиитами и суннитами остаётся, как и проблема нехватки водных ресурсов, справедливого решения палестино-израильского вопроса пока не предвидится, тлеющие региональные конфликты могут разгорется с новой силой.

Не будем скрывать, что державы-победительницы Первой мировой – Великобритания, Франция, Италия – кроили арабские земли поверженной Османской империи по своему разумению, исходя из собственных геополитических амбиций и экономических интересов. Последствия соглашения Сайкса – Пико и иных закулисных договорённостей сказываются до сих пор. Тот же патовый курдский вопрос. Не говорю уже о том, что происходило после Второй мировой, о некоторых обстоятельствах создания государства Израиль, а будущее Иерусалима – это вообще взрывоопасная тема…

Все эти противоречия постоянно подогреваются извне. Вот недавно «Нью-Йорк таймс» предрекла, что коронавирус вызовет вторую «арабскую весну». В подтверждение тому газета приводит проблемы, которые обострились в странах региона из-за новой пандемии, и делает вывод, что в поисках их решений возникнет протестное движение против существующих режимов. При этом издание ни слова не говорит, что первую «арабскую весну» породили не некие вирусы, а во многом вмешательство внешних сил, иностранных спецслужб.

Добавлю, что социальную почву для протестов подготовили не только джеймсы бонды, но и ошибки экономической политики самих арабских правительств, не сумевших, в частности, найти адекватный ответ на беспрецедентную засуху в конце первого десятилетия нашего века. На эту проблему, к сожалению, до сих пор закрывают глаза в ряде столиц. Великие реки Евфрат, Тигр, Нил неуклонно мелеют.

– В Вашингтоне всё же есть понимание того, что политику на Ближнем Востоке надо менять. Те же поездки в регион Джареда Кушнера, старшего советника и зятя Трампа, чтобы подготовить «сделку века» для урегулирования палестино-израильского конфликта…

– Понимание в части политического класса, безусловно, есть. Американское издание National Interest пишет, что какой бы хаотичной ни была ситуация на Ближнем Востоке после бури коронавируса, Вашингтон должен выстроить в регионе свою политику так, чтобы она помогла ответить на вызовы, там возникающие, и отстаивать интересы США. Однако вопрос в том, а интересы палестинцев и арабских стран за океаном учитывать готовы? Пока такого стремления не просматривается.

– На ситуации в регионе будет сказываться также нефтяная политика?

– Нефть является, с одной стороны, огромным достоянием для большинства стран региона, а с другой – их же бедой. Нельзя не видеть, что экономический спад, который усугубил коронавирус, привёл к падению спроса на нефть и цен на неё. От этого пострадали все добывающие страны – от Ирака и Алжира до богатых монархий Персидского залива. Косвенно это бьёт и по тем, кто рассчитывал на их спонсорскую помощь, – по Египту, Иордании, Палестинской автономии, ХАМАС в секторе Газа.

Негативную роль в падении цены на нефть сыграло немало факторов, в том числе игры, затеянные вокруг нефтяных фьючерсов биржевыми спекулянтами. Некоторые страны решили, что смогут какое-то время поставлять нефть на мировой рынок даже себе в убыток. Представляется, что в развитии ситуации появились и антироссийские нотки, желание повторить комбинацию середины 1980-х годов, когда на фоне афганской войны Вашингтон и Эр-Рияд договорились обрушить цену на нефть, чтобы вызвать кризис советской экономики и последующую трансформацию режима.

Нынешнее обрушение цен на нефть, конечно, скажется на наполняемости бюджета Саудовской Аравии, ведь эта аравийская монархия живёт лишь за счёт чёрного золота да туризма. К тому же она фактически находится в состоянии войны с северной частью Йемена. Ожидаемого там блицкрига не получилось. Движение «Ансар Аллах» – военизированная группировка шиитов-зейдитов, поддержанная частью бывшей йеменской армии, – устояло, умело используя противоречия между аравийскими монархиями. Ни Объединённые Арабские Эмираты, ни султанат Оман не хотят усиления саудовской династии. ОАЭ благосклонно относится к идее раздела Йемена на два государства и поддерживает Южный переходный совет, выступающий за воссоздание южнойеменского государства со столицей в Адене.

Американская газета «Нью-Йорк таймс» предрекла, что коронавирус вызовет вторую «арабскую весну»

– А что вы можете сказать относительно деятельности международного терроризма в регионе?

– Пандемия коронавируса неизбежно сказалась на деятельности экстремистских организаций. На действия радикальных исламистов повлияли не только те ограничительные меры, которые многие государства, прежде всего западные, ввели на передвижение лиц – произошёл отказ от приёма мигрантов. Сказывается и недавнее сокрушительное военное поражение так называемого второго халифата в Ираке и Сирии, его вооружённые формирования понесли огромные потери, выбиты из населённых пунктов, фанатики укрываются в пустынной местности.

COVID-19 не щадит никого, и неудивительно, что в газете «Аль-Наба», издаваемой ИГИЛ*, была даже опубликована памятка для боевиков с указаниями необходимых действий для борьбы с коронавирусной инфекцией. Рекомендовано чаще мыть руки, не приближаться к больным и, самое главное, воздержаться от поездок в Европу и другие заражённые территории.

Вместе с тем снижение интенсивности контртеррористических действий даёт возможность экстремистам «собраться с мыслями», перегруппироваться, набраться сил, восстановить взаимодействие между собой. Свою социальную базу в среде арабов-суннитов они утратили лишь отчасти, пропаганда игиловцев продолжает паразитировать на социальных проблемах, особенно в сельской местности. Окончательную победу над экстремистскими идеями необходимо одержать в умах людей, силовые действия позволяют разрушить оргструктуры террористических группировок, нейтрализовать их главарей.

К тому же нельзя сводить всё к игиловцам. Радикальные исламисты группируются не только вокруг ячеек ИГ. В Сирии в провинции Идлиб по-прежнему сохраняются структуры «Аль-Каиды»* – то, что теперь экстремистский альянс прошёл несколько переименований и теперь именуется «Хайат Тахрир аш-Шам», по сути ничего не меняет. Никуда не исчезли и «Братья-мусульмане»*, возникшие ещё до Второй мировой войны не без участия британской разведки. Они сегодня активны в Ливии, до конца не сломлены в Египте…

– И какой же вывод вытекает?

– Каков будет мир после выхода из войны с пандемией – через три месяца, через полгода – точно не скажет никто. Пока неясно, как элиты Запада решат распорядиться возникшей ситуацией временного ограничения прав и свобод, появившимися технологиями социального контроля. В западных СМИ много «информационного шума», скрывающего подлинные намерения сильных мира сего. Что касается Ближнего Востока, то страны там пострадали, на удивление, сравнительно легко. Хотелось бы верить, что арабским государствам и Израилю пандемия дала повод задуматься о хрупкости нашего привычного бытия. Оказалось, все народы уязвимы и судьбы всех – мусульман, христиан, иудеев – связаны между собой.

Вопрос в том, смогут ли они без вмешательства извне создать механизм для разрешения существующих политических, экономических, мировоззренческих противоречий? До сих пор этого им не удавалось и в силу собственного эгоизма, и интриг извне. Очень важно, повторюсь, справедливое палестино-израильское урегулирование. Оно способно заложить фундамент эры добрососедства на Ближнем Востоке. Но опять же дают знать о себе силы, заинтересованные в поддержании напряжённости в регионе. Так что боюсь, что Ближний Восток по-прежнему ждут испытания.

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»
_______________
* Террористическая группировка, запрещённая в РФ.