В интервью «Голосу Армении» директор Института сетевых исследований Гагик ТЕР-АРУТЮНЯНЦ анализирует события, происходящие в мире в аспекте политических целей и задач отдельных структур и государств.
— Коронавирус меняет мироустройство столь стремительно и в то же время как будто целенаправленно, что невольно возникает вопрос: а спонтанный ли это процесс? Между тем сегодня в информационном пространстве часто можно встретить издевательства, а то и суровые обличения в адрес так называемых конспирологов, или сторонников «теории заговора», хотя, возможно, к ним все же стоило бы прислушаться и хотя бы попытаться вникнуть в предлагаемые объяснения – как считаете?
— В контексте «конспирологии» и отношения к ней, давайте сделаем небольшой исторический экскурс.
Вспомним XII век до нашей эры, Троянскую войну, когда хитроумный Одиссей для взятия города разработал многоходовую спецоперацию «Троянский конь». Ахейцы (греки) сели в свои судна и имитировали отход от берегов Илиона, оставив троянцам в качестве дара огромного деревянного коня, в котором скрывался отряд отборных греческих воинов. Жители города, конечно же, обрадовались уходу неприятеля, но не совсем поняли смысл подарка. Однако нашлись люди (по всем признакам эта была заранее внедренная «агентура влияния»), которые назвали коня «божьим даром», призвали разрушить городские стены, чтобы ввести его в город. И только один человек — оракул и «конспиролог» Лаокоон, угадав замысел врага, призвал сограждан не совершать необдуманные шаги. Однако, по версии Гомера, волею богов он и его сыновья были задушены вышедшими из моря огромными змеями, а по другой, на наш взгляд, более реальной версии – киллерской группой из той же «агентуры влияния». «Конспиролог» замолк, и судьба Трои была предрешена.
Конечно, сегодня далеко не все сторонники «теории заговоров» обладают даром пророчества Лаокоона, но многие из них пытаются понять суть происходящих сложных процессов, то есть не принимают все за чистую монету. В контексте изощренных манипуляционных возможностей современных информационных технологий о «конспирологах» и их оппонентах (кстати, по необходимости, последние тоже могут рядиться «конспирологами») можно говорить бесконечно, но вернемся к нашим баранам и попытаемся все- таки выяснить, откуда же появился этот коронованный вирус, и чем все это может закончиться.
— Так откуда он появился?
— Здесь также уместен исторический экскурс, но уже не в далекое прошлое. В 2003 году ведущий американский «мозговой центр» (кстати, таких центров в США – около 2000) — корпорация РЭНД в рамках исследовательских программ Национального совета по разведке США опубликовала отчет под названием «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия». Характерно, что в отчете были проанализированы не только изменения в различных сферах жизнедеятельности, которые могут возникнуть под воздействием современных информационных технологий, но и возможные качественные сдвиги под влиянием различных биологических факторов. Эксперты РЭНД указывали на успехи в биологической науке и особо подчеркивали неоднозначность последствий революции в данной области.
Отметим, что скачкообразный прогресс в науке реализуется, как правило, на стыке дисциплин и именно в этом духе происходит взаимно усиливающий, синергетический симбиоз информационных и биологических технологий, что вполне естественно, так как обе сферы непосредственно связаны с человеческим существом — его разумом, психикой и организмом. Сегодня, благодаря информационной – виртуальной революции, уже бурно распространяется своего рода информационная пандемия с ее фейками, лайками, селфи и зачастую бессмысленными комментариями и текстами, направленными на оболванивание и деградацию общества. Уместно отметить, что, по оценкам американских экспертов более 50% информационных потоков в виртуальной среде обеспечивают «боты», то есть управляемые роботами программы, которые автоматически распространяют в соцсетях специально составленные тексты и комментарии.
— Информационная пандемия – звучит устрашающе…
— А если к этому добавить еще биологическую, конкретно — коронавирусную пандемию, то получается как раз та ситуация, которая, согласно политкорректному определению экспертов РЭНД-а, чревата «неоднозначными последствиями». Отметим также, что в США разработали также концепцию «войн, основанных на эффектах», согласно которой «надо создавать «эффекты» в одном регионе, а основные действия совершать в другом месте». Правда, концепцию эту разработал еще в начале прошлого века итальянский стратег генерал Джулио Дуэ, но суть, конечно, не в авторских правах…
— Учитывая вышесказанное, выходит, что, если посмотреть на происходящее с этой точки зрения, нынешняя ситуация с пандемией — только присказка, основные же события впереди, так, что ли?
— Именно так. Вполне естественно, что подобного рода симбиозные технологии диктуют формирование доктрин ведения войн нового, так называемого, гибридного характера, в которых в комплексном, взаимодополняющем режиме используются практически все возможные методы для нанесения урона «условному противнику» практически во всех сферах. В этом контексте нелишне отметить, казалось бы, тривиальную истину о том, что наиболее острой формой конкуренции между странами была и остается война. Вспомним также: согласно подсчетам историков, за несколько тысячелетий своей зафиксированной истории человечество пребывало в состоянии полного мира лишь 300 лет. В остальное же время в той или иной части нашей планеты происходили крупные войны и люди «героически» истребляли друг друга. Не вызывает сомнений также и то, что гибридный характер войн обеспечивают полную перманентность противостояний еще очень и очень долгое время (если, конечно, дело не кончится глобальным апокалипсисом), то есть можно гарантировать, что упомянутый период «триста лет полного мира» еще очень долго так и застрянет на этой отметке. Впрочем, к этим вопросам мы еще вернемся, а сейчас давайте обратимся к биологическим операциям.
— Есть стартовая точка?
— Считается, что первые биологические эксперименты были проведены в 1900 году, когда на оккупированных Филиппинах американский врач заразил около 20 заключенных чумой, а еще 29 заключенных довел до состояния полного авитаминоза. В результате часть узников погибла, а выжившие стали инвалидами. А уже в 2003 году президент Буш (в отличие от некоторых стран, руководство США всегда прислушивается к рекомендациям своих аналитиков, тем более из РЭНД) заявил о программе «Биощит», согласно которой, в частности, на разработки в области биологического оружия планировалось потратить $6 млрд. Уже тогда заговорили, что известные развития вокруг «сибирской язвы» были затеяны с целью «выбить» деньги под «Биощит». Пошли даже сообщения, что споры сибирской язвы рассылал некто из ведущей американской военной лаборатории в Форте Детрике. Известно также, что, хотя США ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия еще в 1972 году, однако в 2001-ом отказались принимать протокол к ней, предусматривающий механизмы взаимного контроля. В результате чего на деле проверить исполнение Вашингтоном конвенции не представляется возможным. То есть у них полностью развязаны руки для ведения разработок в этой сфере. Все это доказывает что США, по крайней мере, больше, чем какая – либо другая страна, имеют возможность синтезировать экзотичный коронавирус. Известно также, что сегодня во многих странах мира функционируют более 400 американских биологических лабораторий (из коих, кстати, 7 – в Армении) и практически никто из простых смертных не знает, чем же они конкретно занимаются. Между тем сегодня специальные лаборатории под мудрым руководством спецслужб и армии США переходят к реализации концепции «искусственного отбора человека», а успехи в изучении структуры гена, механизмов наследственности и программируемых генетических дефектов способствуют реализации на практике концепции «генетической бомбы»».
— И кто мишень?
— Согласно публикациям американского журналиста Тома Хартмана, первые возможные объекты «генетической бомбардировки» — это китайцы и арабы. Хартман в своей статье «Генетически модифицированная бомба» упоминает о проекте «Перестройка обороны Америки: стратегия, силы и ресурсы нового столетия». Из этого документа следует, что необходимо преобразовать американские вооруженные силы с тем, чтобы воспользоваться преимуществом «революции в военных делах» на основе новейших достижений науки. С одними врагами можно бороться в киберпространстве, с другими — под водой или в космосе, а с некоторыми — даже в пределах собственных тел.
Согласно докладу Пентагона, генетическое оружие может кардинально изменить положение США во всем мире: «Передовые формы биологической войны, которая может быть «целевой», то есть направленной на определенный человеческий генотип, превратит царство террора в политически полезный инструмент». Кстати, именно в этом контексте была воспринята относительно недавняя вспышка атипичной пневмонии (АП), по поводу которой известный эксперт в области международного права Тун Цзэн заявил, что эпидемия АП была испытанием генетически измененного бактериологического оружия, направленного против китайцев. В качестве аргументов эксперт приводит следующие факты: по данным Всемирной организаций здравоохранения, из 8437 заболевших по всему миру, 7960 оказались китайцами, из 813 погибших —770 опять-таки китайцы.
— Но ведь логично, что если эпидемия атипичной пневмонии началась именно в Китае, то и число жертв больше среди китайцев?
— Верно. Однако Тун Цзэн указал на то обстоятельство, что участок возникновения заболевания слишком мал и потому вероятнее выглядит версия о его не природном происхождении. Ведь история показывает, что очаги возникновения всех мировых эпидемий, таких, как чума, унесшая в Средневековье жизни почти половины населения Европы, или тиф, охватывали гораздо более крупные участки местности при гораздо меньшей, чем в Китае, плотности населения. Цзэн утверждал, что погибшие и заболевшие атипичной пневмонией люди других национальностей попали в ряды китайцев случайно — это было первое испытание этнического оружия, которое еще не доработано. «Подобные исключения в случае с АП лишь подтверждают правила. Хотя говорить наверняка не приходится: если эта тайна и будет открыта, то очень нескоро», — заявил Тун Цзэн. Во всех случаях, широким информационным тиражированием эпидемии атипичной пневмонии был нанесен сильный урон репутации Китая. В итоге, китайцы понесли огромные убытки. Они вынуждены были потратить организационные и экономические ресурсы на карантин, локализацию очагов эпидемии АП и т.д. Таким образом, эпидемия атипичной пневмонии является примером проведения информационно — биологической операции и как бы генеральной репетицией современной коронавирусной пандемии, виновником которой являются США, о чем недавно прямо заявило посольство КНР в США.
Однако в контексте «конспирологии», о которой мы говорили вначале, позволю себе выдвинуть и несколько другую версию появления пандемии. В современную эпоху субъектами гибридных противостояний являются не только государства, но и крупные транснациональные кампании и так называемые «неправительственные организации» (НПО), которые часто действуют весьма согласованно как между собой, так и с ультралиберальными политическими кругами крупных держав. В этом плане нынешняя ситуация содержит определенные выгоды для части подобных структур. К примеру, нетрудно предположить, что для финансовых воротил нынешние колебания биржевых и валютных курсов сулят огромные барыши. А для тех НПО, целью которых, по известным мотивациям, является формирование хаоса путем «цветных революций» в различных странах и регионах, пандемия также является весьма желанной для реализации своих планов. Ведь коронавирус также не признает никаких границ. Но это — тема уже другого разговора…
По материалам: Голос Армении