ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Абхазия: об итогах президентства Хаджимбы
 
 

Абхазия: об итогах президентства Хаджимбы

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Современная ситуация в Республике Абхазия характеризуется целым комплексом негативных факторов, наносящих прямой социально-экономический ущерб государству и периодически провоцирующих рост общественно-политической напряженности:

  • клановыми приоритетами при принятии решений в системе госуправления;
  • отсутствием государственной стратегии социально-экономического развития, а также информационной политики;
  • неэффективностью в сфере взаимодействия ведомств с институтами гражданского общества, общественными организациями, политическими партиями, лидерами общественного мнения;
  • низким уровнем доверия населения к власти, социально-политическим негативизмом и апатией;
  • нарастающими криминогенными показателями, масштабной, прогрессирующей коррупцией государственных институтов, сращиванием их с преступными сообществами;
  • ростом числа наркозависимых людей, в том числе в органах власти и управления;
  • наличием признаков деградации правоохранительной системы (милиция, прокуратура, суд);
  • несовершенством законодательства и низким уровнем правовой дисциплины (социальная сфера, инвестиционная и предпринимательская деятельность, управление госимуществом, антикоррупционная деятельность, налоговая сфера, финансы и бюджет, антитеррористическая защищенность, оборот оружия и наркотиков и др.);
  • кризисным состоянием экономики и отсутствием объективных предпосылок для ее оздоровления (так называемый «теневой» сектор по разным оценкам составляет до 70%).

Как известно, Рауль Хаджимба пришел к власти в августе 2014 года по итогам внеочередных президентских выборов. Его предшественник – А. Анкваб покинул президентский пост после массовых протестов, инициированных помощником Президента России В. Сурковым. Причина – несговорчивость А. Анкваба по вопросу «освоения» (читай «распила») поступающей из России финансовой помощи. При этом костяк митинговавших составляли представители местных преступных сообществ, которые в последующем «легализовались» в качестве сотрудников Государственной службы охраны Абхазии.

Если смотреть на вещи объективно, то Р. Хаджимба оказался не готов к роли главы государства в силу своей политической незрелости, эмоционально-психологической неустойчивости и зависимости в принятии решений от интересов фамильных кланов и криминалитета. В результате за весь период нахождения на посту президента он не инициировал ни одной системной реформы в какой-либо из сфер жизнедеятельности страны, а государственная и муниципальная власть так не были консолидированы единой концепцией развития или пониманием задач, требующих первоочередного решения.

Кадровая политика Р. Хаджимбы отличалась хаотичностью. Собственной команды профессиональных управленцев у него не было, как на этапе прихода во власть, так и не сформировалось вплоть до ухода в отставку. За период президентства Р. Хаджимбы сменилось в общей сложности пять составов правительства, пять министров внутренних дел, три генеральных прокурора, три главы администрации президента.

Работу экономического блока правительства, возглавляемого нынешним кандидатом в президенты Абхазии, вице-премьером и министром экономики А. Ардзинбой следует признать полностью провальной. За все время республиканский бюджет ни разу не был исполнен в полном объеме по доходам: в 2015 году – на 665 млн 462,1 тысяч рублей; в 2016 году – на 243 млн 734,4 тысячи рублей; в 2017 году – на 376 млн 704 тысячи рублей; в 2018 году – на 320 млн 199,4 тысячи рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств и сопряженные с ним злоупотребления неоднократно отмечались в актах проверок Контрольной палаты Республики Абхазия и Счетной палаты Российской Федерации. Так, за 2017 год 1 млрд 49 млн 669,9 тыс. руб. были израсходованы на ненадлежащие цели, а сумма неисполненных запланированных расходов государства составила порядка 1,2 млрд. руб.

Судя по всему, такая работа устраивала российских коллег, а именно курирующего абхазское направление сотрудника Администрации Президента России Д. Травина. Иначе как он смог объяснить своему непосредственному начальнику В. Суркову подобную печальную картину? Или же она явилась следствием неких коррупционных схем?

Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015-2017 гг. не исполнена до сих пор. Ответственность за это также несет Министерство экономики Абхазии. Среди причин: задержки с предоставлением абхазской стороной перечня потребностей, а также некорректно сформированные обоснования и проектно-сметная документация.

В настоящее время практически все подведомственные Министерству экономики предприятия убыточны. Так, в реконструкцию Сухумского молокозавода было вложено более 140 миллионов инвестиционных рублей, однако завод так и не запущен, продукция не выпускается. При этом никаких мер административного или уголовного характера в отношении ответственных лиц не принято. А может быть это просто один из способов расхищения совместно с российскими кураторами поступающих в республику финансовых средств?

Подобная картина наблюдается повсеместно. Так, были вскрыты недостачи в государственной компании «Абхазтоп» на более 269 млн рублей. Невыясненными остаются обстоятельства получения и не возврата Гудаутской нефтебазой кредита в размере 38 млн рублей. Отсутствие на это реакции со стороны Минэкономики и правоохранительных органов может быть объяснено либо служебной халатностью, либо коррупционной составляющей.

Абсолютно бесконтрольной, наносящей ущерб государству и повышающей нагрузку на давно изношенные энергопередающие линии является деятельность так называемых майнинговых ферм, генерирующих на территории Абхазии криптовалюту. Обращает на себя внимание тот факт, что активным сторонником и главным их лоббистом в Абхазии является министр экономики А. Ардзинба.

Характерно, что бенефициары наиболее крупных майнинговых ферм обладают устойчивыми коррупционными связями с РУП «Черноморэнерго», также входящим в систему Министерства экономики Абхазии. Данный вид хозяйственной деятельности не регламентирован законами Республики Абхазия и находится на 100% в теневом секторе.

В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса российской стороной профинансированы 11 проектов на общую сумму 1 млрд 373 млн 767, 3 тыс. руб.. По прошествии четырех лет ни один из них не завершен. Кроме того, значительная часть предпринимателей прекратила обслуживание выделенных им на льготных условиях кредитов.

Таким образом, Министерство экономики Абхазии оказалось неспособным управлять процессами развития реального сектора национальной экономики. Характерно, что в государственном бюджете на 2020 вообще не оказалось соответствующей расходной статьи.

Многократными проверками, в том числе с привлечением специалистов Счетной палаты России, установлено, что освоение абхазской стороной российской финансовой сопряжено с коррупцией, хищениями, приписками, имитацией конкурсных процедур, распределением подрядов по родственно-клановому признаку и в интересах местных криминальных сообществ. Сам Р. Хаджимба неоднократно публично признавал, что минимальный объем расхищаемых в результате коррупции бюджетных средств составляет 500 млн рублей ежегодно.

Вопрос состоит лишь в том, почему эти сведения не были официально обнародованы московскими кураторами и не явились основанием для уголовного преследования виновных. А может быть уважаемых господ В. Суркова и Д. Травина все устраивало?

Неуклонно ухудшается криминогенная обстановка в стране. Более того, выявились очевидные проблемы с обеспечением безопасности туристов, прибывающих в Абхазию на отдых и лечение. Р. Хаджимба, в прямом подчинении которого находился весь правоохранительный блок, так и не предпринял действенных мер, направленных на исправление ситуации. Более того, Государственная служба охраны Республики Абхазия, по сути, трансформировалась в устойчивую ОПГ, используя свой статус в качестве индульгенции на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, таких как вымогательства, изнасилования, грабежи, похищения, насильственное отчуждение имущества и активов, убийства граждан.

За период 2014-2019 гг. официальная статистика только зарегистрированных преступлений выглядит как сводка новостей с территории военного конфликта низкой интенсивности:

  • убийства – 100;
  • похищения граждан – 20;
  • разбои – 160;
  • грабежи – 170;
  • кражи – 1400;
  • дорожно-транспортные происшествия – 962.

В ходе дорожно-транспортных происшествий:

  • погибло – 342 человека;
  • ранено – 1464 человека.

Основные институты правоохранительной системы (милиция, прокуратура, суд) коррумпированы. Лица, обвиняемые в совершении тяжких преступлений, необоснованно отпускаются на свободу после задержания. Уголовные производства по тяжким преступлениям прекращаются «по примирению сторон».

В течение всего периода 2014-2019 гг. в широкой электоральной среде критические настроения по отношению к действующей власти Республики Абхазия росли неуклонно и последовательно. И в этом смысле события января 2020 года, закончившиеся отставкой Р. Хаджимбы, явились закономерным итогом развития внутриполитических процессов.

Многочисленные нарушения законодательства, неадекватное применение административного ресурса в ходе проведения летних 2019 года президентских выборов, убийство так называемых «воров в законе» Авидзба и Шамба, совершенное при активном участии действующих сотрудников Государственной службы охраны, были лишь событийными поводами, которые спровоцировали радикальный сценарий. Российская Федерация, публично поддерживавшая прежнее руководство Абхазии, в условиях таких общественных настроений неизбежно принимала на себя сопутствующие репутационые риски.

За прошедшие годы в абхазском обществе сложилось устойчивое мнение о наличии в ближайшем окружении Р. Хаджимбы криминального сообщества, чье стремление к личному обогащению препятствовало прогрессивному развитию республики. Представителем этого является вице-премьер, министр экономики А. Ардзинба. Его избрание на пост Президента угрожает Абхазии дальнейшими годами стагнации и политической напряженности.


Автор: Георгий Туманов
Источник: http://politanalyse.com/