Представленная 28 января президентом США Д. Трампом израильскому премьеру Б. Нетаньяху «сделка века» по палестино-израильскому урегулированию скорее призвана спасти личные судьбы двух её протагонистов, чем послужить миру на Ближнем Востоке. И Трамп, и Нетаньяху стоят перед решающими выборами и находятся в гуще судебных процессов против них за превышение власти и коррупцию. Прикрываясь несбалансированным планом, они не особо волнуются насчёт того, что он может лопнуть, как мыльный пузырь. Хуже, если вместе с ним полыхнёт весь регион.
У такой «независимой Палестины» не будет портов или аэропортов, армии или сил безопасности, контроля над воздушным пространством и границами, возможности заключать какие-либо союзы с другими государствами, помимо Израиля. Не будет и права вернуться на родину у палестинских беженцев. Столицей Палестины будет назван отдалённый пригород Иерусалима Абу-Дис, в то время как сам знаменитый город, включая его восточную часть, будет считаться столицей Израиля.
Б. Нетаньяху уже заявил, что в свете готовности США признать израильский суверенитет в еврейских населённых пунктах ЗБРИ в ближайшее воскресенье на утверждение правительства будет вынесен первый этап аннексии, касающийся Иорданской долины и еврейских посёлков на «территориях», а затем планируется второй этап. Однако противники Нетаньяху, в том числе одобряющие сделку, намерены перенести её реализацию на послевыборный период.
Все палестинские руководители, несмотря на угрозы со стороны США, от такой «независимости» дружно и гневно отказались.
Трамп рассчитывал, что сделку поддержат наиболее влиятельные арабские режимы, учитывая его твёрдый курс в отношении Тегерана. Многие из них действительно «приветствовали мирные усилия» Трампа, о чём израильская пресса пишет, как о полной поддержке. Однако видны и требования арабского мира согласовать «все решения с международным правом и соответствующими резолюциями ООН». Для палестинцев наиболее значительным был звонок вечером 28 января от «Хранителя двух Священных мечетей» короля КСА Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда Махмуду Аббасу. Король заверил Аббаса, что «позиция королевства по палестинскому вопросу не изменится в интересах сохранения прав палестинского народа».
Важно и то, что пресс-секретарь ООН Стефан Дюжаррик заявил, что Организация продолжит придерживаться своих резолюций о создании двух государств Палестины и Израиля в пределах признанных границ 1967 года. Шансов «продавить» новые резолюции в поддержку американского плана нет.
Германия и некоторые другие государства Евросоюза призывают «внимательнее изучить сделку», но с прямой её поддержкой выступает лишь любитель эпатажа Борис Джонсон. Есть основания полагать, что позиция ЕС по палестино-израильскому урегулированию останется в традиционном русле. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Джозеф Борелл сказал, что Европейский союз оценит выдвинутые американцами предложения на основе «твердой и единой приверженности переговорному и жизнеспособному решению о двух государствах, которое учитывает законные чаяния как палестинцев, так и израильтян, соблюдая все соответствующие резолюции ООН и согласованные на международном уровне параметры».
А в случае подавления палестинских протестов силой и введения тотальной экономической блокады Палестины, чем угрожает Вашингтон, у палестинцев остаётся последнее средство. О нём заявил многолетний член палестинского руководства Саиб Эйрекат. Речь идёт о самороспуске всех руководящих структур Палестины ввиду ревизии Израилем и Соединёнными Штатами имеющихся соглашений и резолюций, а также принципиальной невозможности воплотить идею двух государств. В этом случае палестинцы потребуют предоставления им полноты гражданских прав в составе израильского государства на всех занятых им территориях и возложения ответственности за своё положение на государственные органы Израиля. Такие требования соответствуют нормам международного права, а их невыполнение означало бы введение Израилем «режима апартеида и расовой сегрегации».
Сейчас в Израиле и на оккупированных им территориях проживают примерно 6,7 млн евреев и около 7 млн арабов (из них – 2,1 млн во внутренних районах страны с правами гражданства). Нетрудно представить, к чему приведут первые же свободные выборы в таком обществе. То, что палестинцы до сих пор этого не добивались, объясняется их стремлением иметь своё государство, всецело самостоятельное от «еврейских соседей». Однако в той безвыходной ситуации, в какую их поставили «подсудимые» Трамп и Нетаньяху, они могут выбрать этот путь. Тогда нынешние «победители» рискуют оказаться «побеждёнными».
Дмитрий Минин, по материалам: Фонд стратегической культуры