Совет безопасности РФ под председательством президента Владимира Путина одобрил план развития Арктики на 2020-2035 гг. Об этом 27 декабря сообщил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Новая стратегия приходит на смену предыдущей, утверждённой в 2008 году и рассчитанной как раз до 2020 года. Спустя 12 лет любопытно посмотреть, что из запланированного тогда получилось сделать, а что не очень.
Битва за границу
Первый вопрос, который проходит красной нитью сквозь весь текст принятых в 2008 году «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», – это граница. Удивительно, но спустя 12 лет так до конца и не ясно, где начинается и где заканчивается территория, которую, собственно, намерена развивать Москва. На первом этапе прошлой стратегии (2008-2010 гг.) предусмотрено «проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ», а на втором (2011-2015 гг.) её международно-правовое оформление.
Ещё не так давно даже с внутренней границей всё было не так просто. Согласно предыдущим «Основам» в неё «входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, а также земли и острова, указанные в постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года „Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане“ и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ».
В том же документе указано, что границы могут уточняться, что и произошло в 2014 году, когда указом Владимира Путина «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» туда добавили Республику Коми, а 27 июня 2017 года вступил в силу новый указ, дополнивший российскую Арктику тремя районами Карелии.
Если с внутренними границами региона к 2020 году всё стало более или менее понятно, то с внешними (морскими) выйти на какой-то конечный результат пока не удалось. В первую очередь потому, что в этом вопросе далеко не всё зависит от Москвы.
Отдельного международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует, а потому границы здесь регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой за каждой из стран закреплено право подать заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа и расширить свои территории на расстояние до 200 морских миль (370,4 км) от побережья, а если дно является неразрывным продолжением материка, то ещё на 150 морских миль (277,8 км). Исследования российских учёных подтверждают, что с дном Северного Ледовитого океана дело именно так и обстоит.
Первую заявку на признание хребта Ломоносова и соединенного с ним хребта Менделеева продолжением северной территории РФ Москва подала в 2001 году. Её так и не стали рассматривать «из-за необходимости проведения дополнительных более точных исследований». Сначала потребовали измерить толщину осадочного слоя между хребтами Ломоносова и Менделеева. Учёные «ВНИИокеангеологии» это сделали, доказав, что в котловине разрыва нет. Затем затребовали сейсмо-исследования, они тоже оказались в пользу РФ. Следующим этапом Роснедра изучили 600 км донной территории, доказав однотипность структуры коры хребта Ломоносова с корой шельфа Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых.
Начиная с 2010 года российские научные судна не раз выходили в Северный Ледовитый океан с целью создать картинку морского дна в формате 3D с подводным рельефом, дополненным отметками глубин на всем протяжении участка. Но для комиссии ООН и этого оказалось мало. «А что вы хотели?! Мы претендуем на полокеана, кто же нам так быстро отдаст эти хребты?» – говорит один из участников этих экспедиций.
В 2015 году РФ подала новую заявку. На сей раз на основе всех имеющихся данных и новых сейсмоисследований специалисты из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, «Роснефти» и примкнувшие к ним исследователи из Нидерландов и США воссоздали все этапы геологического развития Арктики. «Мы еще раз доказали, что кора хребта Менделеева – континентальная», – говорит доктор геолого-минералогических наук, завкафедрой региональной геологии и истории Земли геологического факультета МГУ Анатолий Никишин. Но официально добиться от ООН признания положенной ей по закону территории (хребет Ломоносова, часть поднятия Менделеева, хребет Гаккеля) Москве до сих пор не удалось.
В аналогичном положении сейчас находятся Канада и США, которые претендуют на хребет «Альфа» (продолжение хребта Менделеева), но даже в случае положительного вердикта комиссии ООН по 200 милям следующем этапом борьбы за Арктику станет проведение морской границы с этими двумя странами.
Севморпуть, экология и оборона
Что касается других направлений развития Арктики, то настоящий рывок совершён в развитии Северного морского пути (СМП). В документе 2008 года его использование «в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике» было объявлено одним из четырёх главных «национальных интересов» Москвы в регионе. Спустя 12 лет можно констатировать, что перевозки по нему выросли с 1,9 млн тонн в 2006 году до 26 млн тонн в 2019-м и продолжают лавинообразно увеличиваться. И дело не только в глобальном потеплении.
Основной драйвер роста – активное освоение минерально-сырьевой базы региона, прежде всего в рамках проекта «Новатэка» по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). По итогам 2019 года доля этой компании в общем объёме перевозок СПМ составила свыше 60%. Также через Арктику транспортируется продукция «Норникеля», «Газпромнефти» и угольных компаний, пока небольшой объем грузопотока дают Северный завоз и иностранные транзитные перевозки. Важно, что все эти успехи Москва конвертирует в развитие отечественного судостроения, российский ледокольный флот растёт ударными темпами.
Ещё одна ключевая цель «Основ» 2008 года – это «сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности» прошлого. В 2009 году в северной части архипелага Новая Земля создан национальный парк «Русская Арктика», который в 2019 году посетило рекордное количество туристов (1306 человек из 44 стран мира).
Начиная с 2012 года из Арктической зоны вывезено и утилизировано более 80 тыс. тонн опасных отходов – затопленные суда, ржавая техника, ветхие здания, бочки из-под нефтепродуктов, склады химикатов, бытовой мусор и другие остатки жизнедеятельности человека. Самостоятельно хрупкая северная природа переработать такое «наследство» была бы просто не в состоянии.
Наконец последнее, на чём особо акцентировала внимание стратегия развития российской Арктики, – это безопасность. С 2012 года Минобороны РФ построило в регионе 475 объектов военной инфраструктуры общей площадью более 710 тыс. кв. метров, где сегодня размещены военнослужащие, техника и вооружение. В 2014 году в Арктике создано Объединённое стратегическое командование, а в 2015-м Погрануправление ФСБ РФ, принявшее под охрану участок границы от Норвегии до полуострова Таймыр. Фактически в Арктической зоне появилось 9 новых военных баз (в 2018-м начато строительство базы в посёлке Тикси), восстановлено и реконструировано 16 глубоководных портов и 13 аэродромов.
В 2019 году в состав размещенного на Новой Земле вооружения вошли ЗРК С-400, а в перспективе вдоль северных границ России создадут сплошное радиолокационное поле. «Это значит, что Заполярье будет прикрыто от любых средств воздушного нападения противника, будь то авиация, крылатые или баллистические ракеты», — пояснил командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев. В новую систему войдут загоризонтные радиолокационные станции типа «Контейнер», способные отследить массовый взлет авиации, пуск крылатых ракет или старт гиперзвуковых аппаратов на расстоянии в 2 тыс. км от границ России.
Хотя сегодня все достигнутые успехи кажутся само собой разумеющимися, 12 лет назад такие сдвиги в Арктике представлялись не иначе как фантастика. Теперь перед Москвой стоят задачи нового уровня. Остаётся надеяться, что в 2035 году объёмами перевозки по СМП в 160 млн тонн, уровнем развития транспортной (железнодорожной, авиационной, морской, речной) и телекоммуникационной (высокоскоростной интернет) инфраструктуры, а также высоким уровнем жизни в Арктике уже никого нельзя будет удивить.
Николай Кучеров, по материалам: Ритм Евразии