ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Сеть биолабораторий Пентагона в Армении: «бомба замедленного действия»
 
 

Сеть биолабораторий Пентагона в Армении: «бомба замедленного действия»

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Будучи одним из лидеров советской микробиологической науки, Армения обладала значительными возможностями по изучению особо опасных микроорганизмов и методов борьбы с ними. После перевода в 1972 году в новый научно-производственный комплекс в Абовяне Институт микробиологии Академии Наук Армянской ССР становится одним из крупных центров общей и прикладной микробиологии СССР. Опыт в проектировании, строительно-монтажных работах и эксплуатации микробиологических заводов в Армении имел существенное значение для развития промышленного производства, в частности, бактериальных инсектицидов. В 1993 году, уже после распада Союза, директор Института Э. Африкян основал Центр микробиологии и депонирования микробов, представляющий собой национальную коллекцию культур непатогенных микроорганизмов научно-промышленного значения[1].

В 2010 году на базе ЗАО «НИИ Биотехнологии» и «Центра микробиологии и депонирования микробов» НАН РА создан Научно-производственный центр «Армбиотехнология» НАН РА в организационно-правовой форме Государственной некоммерческой организации[2].

В постсоветский период отмечается повышенный интерес США, Великобритании и ряда других государств к научному и кадровому потенциалу республики, включая стремление обрести доступ к хранилищам культур микроорганизмов (около 14000 штаммов научно-производственного значения). Немаловажное значение имели также наработки по выявлению и борьбе с распространением особо опасных инфекций (чума, туляремия, сибирская язва, энцефалит, ящур, АЧС и др.) в Кавказском регионе и проведению соответствующих санитарно-эпидемиологических мероприятий. Военное ведомство США приглашало экспертов Центра депонирования микробов для исследования материалов, полученных Пентагоном в Ираке, на предмет наличия штаммов сибирской язвы. Также по инициативе американских партнёров руководству Центра было предложено принять участие в проекте НАТО (с привлечением Германии и Грузии) по определению генотипов возбудителей сибирской язвы и чумы. На основе партнёрского соглашения с компанией Pioneer, входящей в структуру корпорации DuPont, выполнялись работы по изучению энтомопатогенных бактерий[3].

На рубеже 2008-2009 гг. Республика Армения вовлекается в мероприятия в рамках так называемой «Программы уменьшения биологической угрозы» через сотрудничество с Агентством по уменьшению угроз Министерства обороны США (DTRA)[4]. Вопрос о создании сети биолабораторий начал активно обсуждаться после эпидемии в Армении и Нагорном Карабахе африканской чумы свиней (АЧС), а также на фоне драматических событий в ночь на 1 марта 2008 года, предоставивших внешним игрокам дополнительные инструменты давления на армянские власти. Перейдя из Грузии, в Армении вирус спровоцировал атипичную форму заболевания и в дальнейшем распространился по Кавказскому региону, включая Россию[5]. В самой Армении только в 2007-2008 гг. пришлось выбраковать примерно 25 тысяч домашних свиней, что привело к значительному экономическому ущербу. Несколько забегая вперёд, отметим, что к 2014 году свиноводство на севере Армении значительно сократилось[6]. Будучи главной угрозой свиноводству, АЧС способна нанести колоссальный экономический ущерб странам-производителям. В  исследованиях на сайте NCBI говорится о том, что её вирус способен заражать людей в качестве возбудителя лихорадки денге либо фактора поражения иммунной системы человека. В DTRA, под эгидой которого в Армении проводятся соответствующие исследования, АЧС считают потенциальным биологическим оружием[7]. Согласно недавнему исследованию специалистов лаборатории клеточной биологии и вирусологии Института молекулярной биологии НАН Армении, заболевание приобретает более хроническую форму[8].

Из дипломатической переписки посольства США в Ереване стало известно о переговорах по тексту Соглашения о реализации мер по снижению биологической угрозы (Biological Threat Reduction Implementation Agreement) в рамках оборонной «Биологической программы совместного участия» с общим бюджетом более 2 млрд. долларов. Перед подписанием документа военное ведомство США обещало армянским властям уже в 2009 году выделить на создание двух лабораторий при Министерствах здравоохранения и сельского хозяйства до 9 млн долл.[9].

Американо-армянское Соглашение о мерах по снижению биологической угрозы было подписано в сентябре 2010 года. Согласно официальной версии, оно направлено на укрепление сотрудничества сторон в предотвращении распространения технологий, патогенов, а также знаний и опыта, которые могут быть использованы при разработке биологического оружия[10]. Ещё в начале 2000-х годов армянское предприятие «Лизин» обвинялось американцами в попытке продажи Ирану штаммов бактерий, якобы пригодных для создания бактериологического оружия. По имеющейся информации, начиная с 2011 года, на армянских пограничных пропускных пунктах устанавливалось специальное оборудование для мониторинга движения радиационных, химических и биологических материалов. При этом цели и задачи, финансируемых Пентагоном возможных закрытых исследований, не регулируются в рамках двусторонних межведомственных соглашений.

В 2012 году в местных лабораториях было установлено специальное оборудование для тестирования вирусов сибирской язвы. Одновременно в Гегаркуникском марзе неожиданно появились больные с симптомами этой болезни, причем положительные результаты были получены путем диагностики на том самом современном оборудовании. А через два года в Грузии, Турции, Краснодарском крае, в Ноемберяне (на границе Армении и Грузии) были зафиксированы нетипичные для этих широт южноамериканские москиты, несущие с собой ряд экзотических болезней. Тогда же стало известно, что «Центр Лугара» в Грузии занимается исследованиями комара-переносчика тропической лихорадки и вируса Зика[11].

С сентября того же 2014 года на базе Центра по ветеринарно-санитарной безопасности продуктов питания и фитосанитарных услуг, а также Республиканского центра лабораторных служб по ветеринарной санитарии и фитосанитарии реализуется совместный с США проект «Наблюдение и эпидемиологическое состояние эпизоотии африканской чумы свиней в странах Закавказья». С американской стороны в работе участвуют подведомственный Пентагону Национальный центр по изучению болезней животных (остров Плам), Тихоокеанская северо-западная национальная лаборатория, Университет штата Коннектикут, Научно-исследовательский институт армии США имени У. Рида и Агентство по уменьшению угрозы МО США. Программа предусматривает мониторинг текущей ситуации по АЧС (отбор сывороток крови, сбор штаммов АЧС и клещей-переносчиков), а также обучение армянских специалистов в западных биологических лабораториях. Финансирование осуществляется по линии Министерств обороны и сельского хозяйства США, а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Кроме того, Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) США с 2012 года планировал реализовать в Армении проект под условным наименованием DETRA, в рамках которого намерен получить доступ к закрытой информации по медико-биологическим ресурсам этой страны, а также разрешение на проведение экспериментов с высокопатогенными штаммами. Если и случайность, то вполне символическая: структура Министерства здравоохранения Армении, на базе которой развёрнута сеть биолабораторий, носит точно такое же название[12].

К 2018 курируемая представителем DTRA Эриком Ларсеном сеть «референс-лабораторий» в Армении включала 7 объектов, 3 из которых расположены в Ереване – в Национальном Центре по контролю и профилактике заболеваний Минздрава РА (НЦКПЗ), в Государственной службе безопасности пищевых продуктов и в инфекционной клинической больнице «Норк». Ещё 4 объекта действуют в Иджеване (Региональная лаборатория «Национального центра по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава Армении), Гюмри («Центр по контролю и профилактике заболеваний»), Мартуни и Ванадзоре[13]. Только для оснащения референс-лаборатории НЦКПЗ было выделено 9,8 млн. долларов и ещё 1,7 млн. долларов – на приобретение оборудования и мебели. На объект в Гюмри – 2,7 млн. и 340 тыс. долларов соответственно. За счет дополнительного финансирования в приграничных областях Армавир и Сюник планируется открыть ещё два объекта. В результате американские партнёры получат возможность не только контролировать биологическую и фитосанитарную обстановку в регионе, но и формировать ее силами примерно десятка лабораторий[14], объединённых в вертикально интегрированную структуру.

В 2016 году директор DTRA Элизабет Джордж сообщила, что в создание в лаборатории Министерства сельского хозяйства Армении было инвестировано 4,1 млн. долл., а в лаборатории Министерства здравоохранения Армении – 9,8 млн. долл.[15] Согласно оценкам экспертов, речь идёт о суммах, превышающих типовые затраты на строительство аналогичных объектов сугубо гражданского назначения.[16] Как свидетельствует опыт многих стран постсоветского пространства и «третьего мира», формально провозглашаемые «благородные» цели «противодействия биологическим угрозам» преследуют сугубо пропагандистские цели, в то время как в реальности дистанция от изучения микроорганизмов до создания элементов биологического оружия не столь велика. Наводит на размышления и характер деятельности лабораторий, который директор ГНКО НЦКПЗ Артавазд Ванян считает «вполне нормальным явлением», ибо «…мы имеем дело с патогенными микроорганизмами на режимном объекте. Однако беспокойств по поводу утечки штаммов или особо опасных вирусов нет. Даже в случае сильного землетрясения риск потери контроля над имеющимися у нас биоматериалами практически равен нулю, поскольку здание рассчитано на 11-балльную сейсмику. В целом же мы работаем достаточно открыто, транспарентно, насколько позволяет специфика»[17]. Впрочем, надеяться на счастливый случай было бы, по меньшей мере, наивно – в том числе и потому, что за смысловой «прозрачностью» термина «транспарентность» подчас умело маскируются тематические эксперименты двойного предназначения. Проекты DTRA в третьих странах, предполагают, как минимум, возможность преднамеренного контролируемого выпуска возбудителей заболеваний в окружающую среду для анализа их распространения в естественных условиях. В контексте членства Армении в Евразийском Экономическом Союзе это создаёт предпосылки для трансграничного распространения возбудителей таких опасных заболеваний, как сибирская язва, бруцеллез, чума, АЧС, туляремия и др.

В конце октября 2017 года заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков указал на искусственный характер вспышек некоторых эпидемий, указывая на их возможную связь с деятельностью иностранных лабораторий в некоторых постсоветских странах.[18] Дополнительные доказательства на этот счёт были представлены бывшим министром государственной безопасности Грузии Игорем Гиоргадзе в ходе пресс-конференции в декабре 2018 года[19]. Не могут не настораживать и постоянные контакты сотрудников лаборатории – американских граждан и работников посольства Украины в Ереване. Режимный характер ряда объектов в Армении и Грузии, по-видимому, не является препятствием для дипломатов из страны, на территории которой с 2014 по 2017 год было построено 15 работающих под эгидой Пентагона биолабораторий, и регулярно наблюдаются массовые вспышки опасных инфекционных заболеваний.

В сентябре 2018 года в интервью «Коммерсанту» премьер-министр Армении Никол Пашинян на вопрос об обеспокоенности Москвы в связи с функционированием открытых на американские деньги биолабораторий ответил:

«– Буквально 10–15 дней назад по моему личному поручению российские специалисты были допущены к этим лабораториям.

– Они зашли внутрь?

– Конечно. И вообще у них никогда не было проблем доступа и не будет с того момента, как я стал премьер-министром Армении. Эти лаборатории полностью находятся под контролем властей Армении. Мы готовы к сотрудничеству, и уже специалисты российские там побывали и убедились, что там нет ничего страшного, в этих лабораториях. Правда, это лаборатории очень хорошего качества. Я думаю, очень хорошо, что у нас есть такие качественные лаборатории. Это никак не может быть использовано против России. Наоборот, мы приглашаем российских специалистов и готовы обсуждать вопрос о совместном использовании этих лабораторий. Они там уже побывали, и, когда захотят ещё, не будет ограничений»[20].

Как заверял (на тот момент) главный советник премьер-министра Армении Арсен Гаспарян, «российские специалисты посещали лаборатории в 2017 году. В августе этого года [2018] вновь было организовано посещение с полным доступом представителей Минобороны России в лаборатории Еревана и Гюмри». По его утверждению, исследования в биолабораториях ведутся в области здравоохранения и сельского хозяйства, никаких проблем с ними не связано. Более того, в этом вопросе между Москвой и Ереваном наличествует полное взаимопонимание при отсутствии проблем со стороны Вашингтона[21].

«Вопросы обеспечения биологической безопасности, включая управление рисками, связанными с инфекционными заболеваниями естественного или преднамеренного происхождения, занимают особое место в российско-армянском диалоге. В прошлом году в Ереване на эту тему прошли двусторонние консультации, в рамках которых для российских экспертов было организовано посещение созданной при содействии США биолаборатории. Признательны армянской стороне за этот шаг.

В ходе консультаций состоялся полезный обмен мнениями о ситуации в области биобезопасности и возможных направлениях двустороннего взаимодействия в этой сфере. Нас заверили, что деятельность, осуществляемая на базе построенных при участии Пентагона лабораторий, будет носить исключительно мирный характер и соответствовать нормам Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. С учётом союзнических отношений между Россией и Арменией настроены на дальнейшее развитие взаимовыгодного двустороннего взаимодействия в области биобезопасности»,

– отмечается в комментарии МИД России[22].

Известно, что в настоящее время Москва и Ереван ведут переговоры о подписании соглашения, предполагающего запрет на использование этих объектов третьими странами. Хотелось бы верить, что подписание такого документа расставит точки над i, сняв с их работы пелену секретности и развеяв существующие опасения относительно их возможного «двойного» (гражданского и военного) функционала. В августе 2019 года у нескольких жителей общины Геховит Гегаркуникской области была диагностирована сибирская язва, передавшаяся при разделке туши одной из коров[23]. И это – далеко не единственный случай подобного рода за последние годы, свидетельствующий о том, что вопрос обеспечения биологической безопасности Армении, на фоне растущих геополитических рисков, будет сохранять актуальность на длительную перспективу.


[1] Эврик Гегамович Африкян // http://www.armic.am/modules.php?name=News&file=view&news_id=259

[2] Научно-производственный центр «Армбиотехнология» // https://www.sci.am/orgsview.php?id=14&langid=3

[3] Группа агентов биологического контроля насекомых, некоторые из которых патогенны также для человека и млекопитающих.

[4] Defense Threat Reduction Agency // https://www.dtra.mil/

[5] До 2011 г. чума обнаруживалась в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах, в 2012—2013 годах распространилась и на территориях Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В общей сложности в России было зафиксировано более 500 вспышек заболевания, а экономические потери, по некоторым оценкам, превысили 30 млрд. руб.

[6] The epidemiological status of African swine fever in domestic swine herds in the Tavush Marz region, Republic of Armenia // https://armenia.uconn.edu/wp-content/uploads/sites/208/2016/01/Presentation_AM3_rev8.pdf

[7] Лаборатории США в Армении: как биоружие «работает» у границ России и Ирана?  // https://eadaily.com/ru/news/2018/09/19/laboratorii-ssha-v-armenii-kak-bioruzhie-rabotaet-u-granic-rossii-i-irana

[8] Third wave of African swine fever infection in Armenia: Virus demonstrates the reduction of pathogenicity // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5813512/#ref2

[9] Successful Dod BTRP negotiations in Armenia // https://wikileaks.org/plusd/cables/08YEREVAN913_a.html

[10] Armenia – United States European Command // https://www.eucom.mil/about/the-region/southwestern-asia/armenia

[11] Тигранян С. Слухи об американских биолабораториях в Армении не преувеличены // Ноев Ковчег. — 2019. — № 2.

[12] См., напр.: Remarks at Opening of Ministry of Health’s Tavush Regional Laboratory of the National Center of Disease Control and Prevention // https://am.usembassy.gov/remarks-opening-tavush/

[13] Лаборатории США в Армении: как биоружие «работает» у границ России и Ирана?  // https://eadaily.com/ru/news/2018/09/19/laboratorii-ssha-v-armenii-kak-bioruzhie-rabotaet-u-granic-rossii-i-irana

[14] Тигранян С. Указ. работа.

[15] New reference laboratories opened in Armenia’s capital // https://www.tert.am/en/news/2016/07/13/laboratoria/2078050

[16] Расходы США на биолаборатории в Армении говорят об их двойном назначении // https://regnum.ru/news/polit/2274527.html

[17] Тигранян С. Указ. работа

[18] Рябков напомнил о биологическом оружии, замаскированном под болезни // https://ria.ru/20171101/1507977931.html

[19] Пресс-конференция Игоря Гиоргадзе. 19.12.2018 // https://samartali.net/2018/12/20/пресс-конференция-игоря-гиоргадзе-19-12-2018/

[20] «Владимир Владимирович такой человек – он высоко ценит человеческие отношения». Никол Пашинян рассказал “Ъ” об итогах переговоров в Кремле // Коммерсант. – 2018. – 10 сент.

[21] Российские военные уже посетили лаборатории в Армении – советник Пашиняна // https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180925/14678598/predstaviteli-minoborony-rossii-uzhe-posetili-amerikanskie-laboratorii.html

[22] Москва признательна Еревану за допуск на биолаборатории США // https://regnum.ru/news/polit/2516648.html

[23] В Гегаркунике выявлен случай заражения сибирской язвой // https://newsarmenia.am/news/armenia/v-gegarkunike-vyyavlen-sluchay-zarazheniya-sibirskoy-yazvoy-/; Обнаружен источник заражения сибирской язвой в Гегаркунике // https://newsarmenia.am/news/armenia/obnaruzhen-istochnik-zarazheniya-sibirskoy-yazvoy-v-gegarkunike-foto/