Последнее десятилетие отмечается стремительным ростом разработки, производства и внедрения беспилотных авиационных систем (БАС). Следствием этого стало массовое внедрение беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА) не только в военную, но и гражданскую сферу деятельности различных ведомств и организаций. При этом практически у всех особую обеспокоенность вызывает вопрос о безопасной эксплуатации БПЛА в воздухе и на земле.
Росавиацией отмечается увеличение в 2016-2017 годах числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства БПЛА: в 2016 году – 41 случай, за пять месяцев 2017 года – 28 случаев (за аналогичный период 2016 года –12).
Некоторые из происшедших в 2016-2017 годах случаев создавали угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей на земле. Например:
– 03 ноября 2016 года и 08 марта 2016 года в аэропорту Шереметьево неопознанный БПЛА произвел несанкционированный полет с пересечением двух взлетно-посадочных полос и последующим облетом производственных зданий аэропорта;
– 09 мая 2017 года в г. Хабаровске был запущен БПЛА, который несанкционированно приблизился к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы;
– 24 марта 2017 года над Пермских пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500м.[1]
Конец XX века ознаменовался принятием рядом развитых государств целевых программ по созданию разведывательных, а с середины 1990 гг. – боевых БПЛА (ББПЛА), способных:
– вести корректировку артиллерийского огня;[2]
– проводить видеоразведку в реальном масштабе времени;
– патрулировать морское пространство и государственную границу;
– заправлять другие БПЛА;
– перехватывать баллистические ракеты на этапе старта;
– перехватывать и уничтожать БПЛА;
– выполнять задачи тылового обеспечения (доставки оружия, боеприпасов и снаряжения за линию фронта, эвакуации раненых, отслеживание передвижения транспорта);
– вести радиоэлектронную борьбу, а в перспективе выводить из строя электронные системы противника;
– самостоятельно вести радио- и телевещание, распространять печатные материалы информационно-психологического воздействия и т.д.[3]
Угроза использования беспилотных летательных аппаратов в террористических целях обсуждается экспертами и в средствах массовой информации уже довольно продолжительное время. До недавнего времени эта угроза рассматривалась преимущественно в контексте возможного создания крылатых ракет для атаки наземных целей на основе модификации противокорабельных крылатых ракет и пилотируемых самолетов. Кроме того, прежние исследования касались в основном угроз, исходящих от государств – «террористов», но не террористических групп. В последнее время стал рассматриваться и более широкий спектр возможных угроз применения БЛА. Специалистами отмечается ряд свойств БЛА, которые в глазах террористов могут сделать их привлекательными средствами атаки:
– возможность атаки целей, которые затруднительно или нереально поразить с помощью средств доставки наземным способом (начиненных взрывчаткой автомобилей или террористов – «смертников»);
– возможность осуществления широкомасштабной («площадной») атаки, нацеленной на то, чтобы вызвать максимальное количество жертв (к примеру, с использованием химического или биологического оружия в крупных городах);
– скрытность подготовки теракта и широкие возможности в выборе площадки для старта БПЛА;
– возможность достижения большой дальности и приемлемой точности БПЛА за счет недорогих и становящихся все более доступными технических решений;
– низкая эффективность борьбы существующих систем противовоздушной обороны с такими целями как низколетящие БПЛА;
– относительная экономическая эффективность БПЛА по сравнению с баллистическими ракетами и пилотируемыми летательными аппаратами при подготовке и использовании в терактах;
– возможность создания сильного психологического эффекта, запугивания населения и мощного давления на политиков.
Как показывает анализ технических характеристик и практики применения БПЛА, они оказываются весьма эффективным средством для подготовки и совершения террористических актов. Это обусловлено, во-первых, относительной дешевизной и доступностью технологии создания БПЛА, а во-вторых, тем, что сегодня ни у одной страны в мире нет эффективной защиты против низколетящих БПЛА небольшого размера. Существующие системы ПВО преимущественно разрабатывались для противостояния угрозам другого типа. Их целями в первую очередь являются относительно крупные объекты, летящие на большой высоте и с высокой скоростью.[4]
Но также необходимо отметить, что беспилотные летательные аппараты в современном мире приносят огромную пользу, современные БПЛА могут выполнять такие стратегически важные для государства задачи, как поиск жертв чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, жертв преступлений и самих преступников, мониторинг земной и воздушной поверхности и т.д. Они на сегодняшний день используются очень активно практически во всех сферах жизни общества.[5]
Таким образом, современный этап развития авиационной техники, характеризующийся бурным прогрессом в области создания БПЛА различных характеристик и назначения, открыл широкие возможности их применения для решения широкого спектра задач в деятельности государственных органов и коммерческих структур, а также частными лицами. При этом большинство стран в настоящее время не обеспечивает должного уровня правового регулирования деятельности, связанной с регистрацией (учетом) БПЛА, подготовкой экипажей и использованием воздушного пространства для полетов БПЛА.
В связи с чем, были предприняты законодательные инициативы по корректировке Воздушного кодекса. Основной целью вносимых изменений стало создание основ для формирования законодательной базы по вопросам использования БАС в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации. Изменения также предусматривают возможность использования БПЛА не только в военных целях, но и для защиты территорий, а также населения в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации при решении ряда вопросов жизнедеятельности общества в современных условиях возрастает необходимость повешения оперативности реагирования на возникающие угрозы. Сегодня нестабильность в социально-экономической сфере отдельных регионов, прежде всего, связана со следующими основными факторами:
– возможностью проведения террористических актов;
– проникновением на территорию регионов различных криминальных групп;
– увеличением уголовных преступлений и др.
Одной из самых злободневных задач, стоящих перед органами государственной безопасности является борьба с терроризмом, угроза которого использует устрашение населения для достижения политических целей. Сложность проведения мероприятий по противодействию террористическим угрозам заключается в необходимости проведения целого комплекса мер, в том числе воздействия на факторы, способствующие их возникновению и развитию (экономические, культурные и социальные), а также в особенностях применяемых террористами методов и средств, в том числе применении высоких технологий, фактора внезапности и других.
Основными направлениями деятельности органов государственной охраны в соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г.[6] являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны, защита охраняемых объектов, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны.
Необходимым условием успешного решения задач возложенных законодателем на органы государственной охраны является применение и использование передовых достижений науки и техники, а также внедрение в практическую деятельность новых и перспективных информационных технологий.[7]
На наш взгляд, основанием применения БПЛА в интересах государственной охраны могут являться полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации – осуществление функции эксплуатанта авиационной техники, предназначенной для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты, охраняемых объект (п. 12 подп. 59 Указа Президента Российской Федерации № 1013 от 07.08.2004 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»).[8]
Возникает вопрос, что понимается под «авиационной техникой». В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» № 10-ФЗ от 08.01.1998 г. – это летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.[9]
К летательным аппаратам относят самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и др. Беспилотный летательный аппарат – летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов. Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными. Авиационная техника двойного назначения – авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
Таким образом, можно предположить, что на основании п.12 подп.59 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» № 1013 от 07.08.2004 г.[10] органы государственной охраны могут применяться БПЛА для осуществления своих полномочий в области обеспечения безопасности объектов государственной охраны и охраняемым объектам, а именно:
– при осуществлении видеонаблюдения и видеоохраны на территории охраняемого объекта, на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;[11]
– для фиксации и сбора доказательств, при совершении преступлений и административных правонарушений;
– для перехвата БПЛА нарушающих воздушное пространство над охраняемыми объектами, зонами охраняемых объектов, а также над трассами проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
– идентификации личности для выявления преступного и террористического элемента при осуществлении охранных мероприятий;
– для патрулирования акватории;
– в качестве ретрансляторов связи, так как чем выше поднят ретранслятор, тем шире обеспечиваемая им зона покрытия, что усложняет условия для ведения противником радиоразведки, а уменьшение высоты подъема ретрансляторов снижается «ценность» ретрансляторов как объектов поражения. Очевидно, чем ниже поднят ретранслятор, тем сложнее противнику обеспечить его огневое и радиоэлектронное подавление.
Таким образом,к использованию БПЛА предъявляются ряд требований, зависящих от его максимальной взлетной массы, которые должны соблюдаться и в подразделениях ФСО России.
Законодательством БПЛА разделены на три группы:
1) до 250 г. - такие БПЛА не подлежат государственной регистрации или учету;
2) от 250 г. до 30 кг – подобные БПЛА подлежат государственному учету;
3) от 30 кг и более – подлежат государственной регистрации.
На БПЛА с максимальной взлетной массой от 250 гр. и выше распространяется действие авиационных правил по использованию воздушного пространства.
Кроме того, на все БПЛА распространяются положения ГОСТ Р 56122-2014, в котором установлены основные требования к сертификации, летной годности, станции внешнего пилота и ряд других требований.
С учетом изложенного при использовании БПЛА в интересах государственной охраны должны соблюдаться следующие правила.
1. Постановка БПЛА с максимальной взлетной массой от 250 гр. и выше на государственный учет.
Использование БПЛА допускается только при условии его постановки на государственный учет, если только исключение для конкретного типа БПЛА не установлено законодательством.
Проектом Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» предусматривается, что при постановке на учет БПЛА получает учетный опознавательный знак, который должен быть прикреплен к нему. Без установки такого знака использование БПЛА запрещено (п. 28 указанного Порядка).
2. Получение разрешения на использование воздушного пространства.
Поскольку использование БПЛА подразумевает его перемещение в воздушном пространстве, то полет БПЛА согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ относится к деятельности по использованию воздушного пространства и требует соблюдения особого порядка его использования.
Для получения разрешения подается сообщение о плане полета БПЛА независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется его полет.
3. Соблюдение правил выполнения авиационных работ.
В ряде случаев использование БПЛА может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.
Так, проведение фото-, видео-, киносъемки с помощью БПЛА относится к авиационным работам, а значит, предполагает соблюдение сертификационных требований, установленных федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249. Это означает необходимость получения сертификата эксплуатанта.
4. Назначение командира воздушного судна.
БПЛА могут эксплуатироваться только при наличии соответствующего экипажа (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В связи с этим использование БПЛА возможно только при наличии внешнего пилота, который контролирует полет и работу БПЛА. Экипаж БПЛА может состоять как из одного, так и из нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БПЛА назначает командиром такого воздушного судна (п. 1.1 ст. 56 Воздушного кодекса).
При этом по смыслу п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса РФ внешний пилот (командир БПЛА) обязан иметь свидетельство пилота (внешнего пилота) при максимальной взлетной массе более 30 кг.[12]
Командир БПЛА руководит работой его экипажа, отвечает за безопасное выполнение полета и вправе (ст. 58.1 Воздушного кодекса РФ):
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке БПЛА, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета БПЛА;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета БПЛА.
Командир БПЛА, члены экипажа (внешние пилоты) БПЛА обязаны соблюдать требования авиационной безопасности, в частности предпринимать меры по исключению возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к БПЛА и системам управления им.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Использование БПЛА в интересах государственной охраны достаточно перспективно, так как обеспечивает решение основных задач, возложенных законодательством на органы государственной охраны.
2. ФСО России наделена функциями эксплуатанта авиационной техники, предназначенной для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. Указанное полномочие позволяет сотрудникам органов государственной охраны использовать БПЛА для решения основных служебных задач.
3. При использовании БПЛА сотрудниками органов государственной охраны должны соблюдаться требования и правила, определенные Воздушным кодексом Российской Федерации и изданными в его исполнение правовыми актами.
Королева Виктория Владимировна, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орел, кандидат исторических наук.
Список литературы:
- <Письмо> Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 "Информация по безопасности полетов № 7" (КонсультантПлюс).
- Указанная задача является для БПЛА традиционной и реализуется на протяжении длительного времени.
- Королева В.В., Королев А.В. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика М. 2010. C. 342
- Яцук К. В., Стафеев М. С., Казаринов С. В. Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 107-111.
- Там же
- Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 226.
- Коробицын И.В. Беспилотные летательные аппараты и противодействие их несанкционированному проникновению в воздушное пространство Российской Федерации над охраняемыми объектами // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2016. – с. 14-20.
- Указ Президента РФ от 07 августа 2004 г. № 1013 (ред. от 27.02.2018) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ. РФ. 2004. №32. Ст. 3314.
- Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 226.
- Указ Президента РФ от 07 августа 2004 г. № 1013 (ред. от 27.02.2018) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ. РФ. 2004. №32. Ст. 3314.
- В данном направлении представляется перспективным использование мини-БПЛА, в том числе вертолетного типа.
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383