Со времени начала турецкой военной операции «Источник мира» сообщения из северной Сирии поступают с калейдоскопической быстротой. Несмотря на то, что оперативная ситуация продолжает быстро меняться, очевиден крупный военный и особенно политический просчёт правящего турецкого режима. Несмотря на демонстративную истерику Реджепа Тайипа Эрдогана и его первоначальный отказ встречаться с вице-президентом США Майком Пенсом, госсекретарём Помпео и советником по национальной безопасности О`Брайеном, 17 октября стало известно о достигнутых договорённостях по прекращению огня сроком на 5 суток.Предполагаемая американо-турецкая «сделка» по Сирии и её отвергнутые курдами пункты
«Турция прекратит огонь для того, чтобы предоставить силам YPG выйти в зону безопасности в течение 120 часов. Все военные операции под эгидой «Источник мира» будут остановлены немедленно после отвода сил YPG»,
– заявил в эфире телеканала Fox News десантировавшийся в Турцию американский вице-президент, добавив, что его страна будет способствовать отводу курдских формирований. Демаркационная линия, за которую они должны быть отведены, «прочерчена» примерно в 32 километрах (20 миль) к югу от границы Сирии с Турцией. Сообщается, что Вашингтон получил гарантии от курдов об их организованном отходе от границы с Турцией. При этом М. Пенс заверил, что военных действий на северо-востоке Сирии США вести не намерены – в соответствии с «генеральной линией» Дональда Трампа. Из слов вице-президента (после 4-часового переговорного марафона с турецким лидером) можно сделать вывод и о том, что угрозы его шефа «сокрушить» экономику Турции посредством санкций имели характер шантажа, и что по мере прекращения Анкарой активных боевых действий на северо-востоке Сирии соответствующие заявления будут дезавуированы.
В этом, собственно, мало кто сомневался, равно как и в том, что встретившие явные затруднения турецкие власти при помощи американцев стремятся хотя бы частично дезавуировать успехи сирийской арабской армии, сумевшей при помощи российской военной дипломатии без сопротивления занять Манбидж и Кобани (к 16 октября), а также впервые после 2014 года установить наблюдательные посты Ракке. Глава международного отдела партии «Демократический союз» Салих Муслим рассказал новостному агентству Firat News о соглашении между Дамаском и администрацией автономной «Рожавы», которое могло бы стать прологом к более серьёзным переговорам. К 13 сентября стало известно о предполагаемом размещении частей сирийской армии по всей границе с Турцией, на участках между Аль-Сулейманией (Дайрик) и Рас-эль-Айном (Сары Кане) и между Тель-Абъядом и Манбиджем. Это позволит не только пресечь дальнейшее расползание агрессии, но и наметить пути к освобождению ранее утерянных официальным Дамаском районов (Африн, Аззаз, Аль-Баб, Джараблус). Одно из положений меморандума касается пленных из числа боевиков запрещённой в России террористической группировки «ИГ» и членов их семей, которые и дальше будут охраняться силами «СДС» до создания специального трибунала, либо же репатриации указанных категорий лиц в места их выхода.
Как отмечают эксперты, турецкое вторжение и оперативное сворачивание американского наземного присутствия (1) вынудило курдов пойти на примирение с Дамаском, чего ранее безуспешно добивались сирийские власти. Как заявил один из военных руководителей СНС Мазлум Абди, «если нам приходится выбирать между геноцидом и компромиссом, мы выбираем жизнь наших людей». В то же время командующий SDF Маслум Кобани заявил телеканалу Ronahi TV о том, что курды принимают соглашение Вашингтона и Анкары и сделают всё необходимое для его реализации, что «не позволит Турции достичь целей, которые она ставила перед собой своим вторжением в Сирию на последней неделе». По утверждению М. Кобани, соглашение ограничивается пограничными районами между Рас-эль-Айном и Тель-Абъядом.Фиолетовым цветом отмечены районы, перешедшие под контроль САА
«Мы приостанавливаем операцию «Источник мира» на 120 часов для того, чтобы Рабочая партия Курдистана и «Силы народной самообороны» покинули [планируемую зону безопасности]. Это не является режимом прекращения огня, Турция может остановить операцию только в том случае, когда все террористические элементы выйдут с территории зоны безопасности»,
– так интерпретирует достигнутое с Вашингтоном соглашение министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Как он утверждает, стороны «договорились о том, что СНС сдадут тяжелое вооружение, также будут уничтожены их укрепления, но это не означает, что наши военные покинут [зону боевых действий]. Мы останемся там».
Сегодня Вашингтон и Анкара клянутся в приверженности «политическому единству и территориальной целостности Сирии, а также политическому процессу под эгидой ООН», что, конечно, выглядит чистым лицемерием. Согласно М. Пенсу, достигнутое соглашение «включает обязательство Турции не участвовать в боевых действиях в приграничном городе Кобани». Однако прислушаются ли к этому протурецкие террористические банды, используемые в качестве «наконечника копья» и уже отметившиеся на захваченной ими территории кровавыми преступлениями – большой вопрос. Так, 12 октября боевики из так называемой «сирийской национальной армии» расстреляли девять гражданских лиц, зверски убили лидера Партии будущего Сирии, правозащитницу Хеврин Халаф (правда, они сами отрицают причастность к этому жестокому преступлению). При этом в боестолкновениях с отрядами «Сирийских демократических сил» «успехи протурецких боевиков отнюдь не столь впечатляющи. Уже после переговоров Р. Эрдогана М. Пенса государственное телевидение Сирии al-Ikhbariya сообщило о жертвах атак турецкой армии: «Пятеро мирных жителей погибли в результате авиаудара турецкого режима по деревне Умм-аль-Хейр в окрестностях Рас-эль-Айна», ещё 20 человек пострадали. Затем телеканал al-Mayadeen сообщил о 13 погибших и 70 пострадавших вследствие авиаудара турецкой авиации по гуманитарной колонне, направлявшейся из поселения Телль-Тамр в Рас-эль-Айн.
Общее количество жертв в ходе развязанной Турцией агрессии ещё только предстоит оценить, однако по информации лондонской «обсерватории по правам человека», беженцами уже стали около 60 тысяч человек, и их количество может вырасти до 100 тысяч. Высказываются предположения, что реальные цели турецкой экспансии могут простираться гораздо далее декларируемой 30-километровой зоны, достигая едва ли не Дейр-эз-Зора и захватывая основные районы добычи энергоносителей.
«В зоне безопасности мы планируем построить 12 наблюдательных пунктов», – заявил Эрдоган 18 октября журналистам в Стамбуле, что адресует к печальному опыту Идлиба, о чём мы неоднократно писали ранее. В любом случае, американо-турецкие договорённости объективно способствуют затягиванию вооружённого конфликта. Приблизить его окончание способны только успешные прямые переговоры Турции с легитимными властями Дамаска, вопрос о которых, судя по имеющимся косвенным признакам, активно прорабатывается российской дипломатией. На 22 октября в Сочи намечена очередная встреча президентов России и Турции, в ходе которой, по словам С. Лаврова, будет обсуждаться «прежде всего ситуация в Сирии, задачи обеспечения суверенитета и территориальной целостности Сирии при бескомпромиссной борьбе с остатками террористических бандформирований». В свою очередь, советник Президента Сирии по политическим вопросам Бусейна Шаабан не исключает возможности проведения «турецко-сирийской встречи по вопросам безопасности в Сочи», которую пытаются организовать «российские друзья»: «Мы это услышали от русских, у нас нет никаких контактов с Анкарой – с силой, оккупирующей нашу страну и разрушающей её».
18 октября президент Сирии Башар Асад обсудил ситуацию на севере страны с российской делегацией во главе со спецпредставителем президента РФ Александром Лаврентьевым, подтвердив, «что на данном этапе нужно работать над прекращением этой агрессии и выводом всех сил – американских и других – незаконно действующих на территории САР, так как они являются оккупантами». Российская делегация, в свою очередь, подчеркнула поддержку Москвой территориальной целостности Сирии и неприятие любых шагов, усложняющих ситуацию в САР. Для завершения войны необходимо в первую очередь покончить с оставшимися очагами терроризма, а также вернуть контроль над всеми территориями САР Дамаску, в первую очередь на границах страны.
Всё это так, однако реализация турецкого плана расширения неподконтрольной Дамаску «зоны безопасности» может означать провозглашение там альтернативной псевдо-«государственности», наподобие той, которую противники «режима Асада» ранее пытались создать в Алеппо, либо же – в провинции Идлиб и на сопредельных территориях. Как отмечают внутренние оппоненты российской военной операции на Ближнем Востоке, оттуда и далее будет сохраняться угроза Дамаску, другим сирийским городам, а также российским военным объектам в Хемймиме и Тартусе. Как пишет Anna News, на захваченной сирийской территории началась раздача «новых революционных (то есть турецких) паспортов», причём не только мирным жителям, но и боевикам так называемой «умеренной оппозиции». Как свидетельствует опыт «Щит Евфрата» и «Оливковой ветви», наряду с выдачей документов, турки строят на оккупированных территориях школы (прежде всего религиозные), создают так называемую «полицию», предпринимают иные меры, нацеленные на изменение этногеографического баланса с последующей аннексией указанных районов.
Есть и ещё один немаловажный момент, являющийся предметом растущей обеспокоенности, как властей европейских стран, так и Москвы. «Возможный выход террористов [террористической группировки «ИГ» в лагерях для перемещённых лиц – Ред.] на свободу, неконтролируемое и неорганизованное расформирование лагерей для беженцев, могут спровоцировать резкое ухудшение обстановки во всем Ближневосточном регионе», – сказал руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон генерал-майор Алексей Бакин. Стоит ли говорить, что всё это едва ли совместимо с политико-дипломатической линией Москвы на сворачивание вооружённого противостояния? И хватит ли имеющихся ресурсов российско-турецкого политико-дипломатического взаимодействия для того, чтобы не получить от Эрдогана и его бандитской клиентеллы очередной «нож в спину»?
* * *
Несмотря на официально объявленное перемирие, 19 октября активные боевые действия продолжились в районах Рас-аль-Айна (ранее отрезанном от дороги на Таль-Темер) и Зерикании. Турки и их союзники применяли артиллерию и ударные беспилотники. Стороны обвиняют друг друга в срыве соглашения, о выполнении которого говорить, таким образом, не приходится.
Андрей Арешев
Источник: Военно-политическая аналитика
Примечание
(1) Дошло до того, что американские самолёты F-16 уничтожили базу, служившую штаб-квартирой «антиигиловской коалиции» между Кобани и Айн-Иссой, включая склад боеприпасов на бывшем цементном заводе французской компании Lafarge.Заглавное фото: российские и сирийские передовые патрули в районе близ Кобани.