В начале сентября на конференции в Тбилиси бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил Грузии рассмотреть вариант членства в Альянсе, при котором пресловутая пятая статья Североатлантического договора распространялась бы только на подконтрольные грузинскому правительству территории. «Сентябрьские тезисы» Расмуссена вызвали волну дискуссии как внутри Грузии, так и за ее пределами. О том, что означает заявление столь видной фигуры и следует ли ожидать изменений в позиции НАТО относительно взаимодействия с Грузией, читайте в статье ведущего научного сотрудника Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергея Маркедонова.
Перспективы вступления Грузии в НАТО – широко обсуждаемая тема. На первый взгляд, в ней трудно найти какие-то новые повороты. Все политические «вводные» давно известны и подробно изучены в экспертной и академической литературе. Присутствие Североатлантического Альянса на Кавказе относится к числу фундаментальных расхождений между Грузией и Россией, а кооперация Тбилиси и НАТО рассматривается как важная составная часть конкуренции между Россией и Западом на постсоветском пространстве. После того, как в августе 2008 г. Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, она утвердила свое влияние в двух бывших автономиях Грузинской ССР, тогда как «ядровая Грузия», как определила ее канцлер ФРГ Ангела Меркель, укрепила евроатлантический вектор своей внешней политики.
В 2012‑2013 гг. высшая власть в Грузии перешла от Михаила Саакашвили и «Единого национального» движения к «Грузинской мечте», а сегодня широко обсуждается возможность возвращения «внутриполитического маятника» по итогам парламентских выборов 2020 г. Тем не менее, отношения с НАТО для Грузии – по-прежнему стратегический выбор, с помощью которого государственные элиты рассчитывают на восстановление территориальной целостности и «сдерживание» России. Как следствие, возникает острая и эмоциональная реакция на все, что связано с тематикой евроатлантической интеграции.
«Сентябрьские тезисы» Расмуссена
9‑10 сентября в Грузии прошла представительная международная конференция. Организаторами стали Центр исследований экономической политики и Институт Маккейна. Обе структуры политически и идеологически близки к экс-президенту Саакашвили, соратники которого в последние несколько месяцев заметно активизировались как на внутренней, так и на международной арене.
Сегодня такими форумами никого в Тбилиси не удивишь: они проводятся там с завидной регулярностью. Однако на конференции в столице Грузии принял участие бывший генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен. И если во вводной части своего доклада он заявил, что Грузия «продемонстрировала способность соответствовать стандартам НАТО», а также «прошла большой путь и достигла отличных результатов», то затем коснулся вопроса имплементации пятой статьи Североатлантического договора в закавказском контексте.
Напомню, данный пункт гласит, что вооруженное нападение на одну или нескольких договаривающихся стран «в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом». Касаясь этого щепетильного вопроса, Расмуссен предложил подумать над таким механизмом вступления Грузии в НАТО, как применение пятой статьи только на территории, контролируемой официальным Тбилиси. После этого «сентябрьские тезисы» бывшего генсека Североатлантического Альянса на несколько дней стали главной темой для дискуссии среди грузинских политиков и экспертов. В ней можно выделить несколько базовых подходов.
Представители оппозиционного «Альянса патриотов» выступили с резкой критикой заявления, расценив его как фактическое признание Западом «новых реалий в Закавказье». Но одно дело, когда с призывами к их признанию выступает российский МИД, а совсем другое – дипломат, который еще вчера возглавлял НАТО. Сторонники партии собрались на митинг у американского посольства. В этом также нельзя не увидеть влияния внутриполитических факторов. Сегодня «Альянс патриотов» представляет собой самую маленькую парламентскую фракцию. Налицо попытка сыграть на национальных чувствах избирателей. Ранее партия пыталась обыгрывать тему демаркации и делимитации грузино-азербайджанской границы. Альянс патриотов обвинялправящую партию в неоправданных уступках Баку.
Как бы то ни было, выступление Расмуссена разбудило определенные тревоги внутри Грузии. И совсем не удивительно, что эти настроения пытаются использовать некоторые политики.
В то же самое время, ряд грузинских политиков и экспертов полагают, что заявление Расмуссена не означает ни отказа от кооперации с Тбилиси по поводу вступления в Альянс, ни тем более признания Южной Осетии и Абхазии. По словам экс-министра по урегулированию конфликтов, а также правозащитника и гражданского активиста Пааты Закареишвили, отказ от распространения пятой статьи на две бывшие автономии Грузинской ССР будет способствоватьснижению градуса дискуссии с участием всех вовлеченных игроков. И не исключено, что он поспособствует рационализации отношений как между Москвой и Тбилиси, так и между Россией и НАТО.
Естественно, сторонники того, чтобы не рассматривать идею бывшего генсека НАТО как руководство к действию, мобилизовали в свою пользу заявление канадского дипломата, спецпредставителя Генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймса Аппатурая. Реагируя на высказывание своего бывшего шефа (Аппатурай занимает свой пост с конца 2010 г. и потому успел поработать с Расмуссеном), он заявил, что идея о вступлении Грузии в Альянс в «урезанном виде» не вызывает интереса у Брюсселя.
Цена вопроса обсуждается
Между тем, встретившим заявление Расмуссена в штыки и тем, кто призвал не воспринимать его как призыв к «сдаче» Абхазии и Южной Осетии, стоило бы напомнить, что дискуссия о «цене вступления» Грузии в НАТО идет уже не первый год. Бывший генсек Альянса – вовсе не первооткрыватель данной темы.
Уже при подготовке стран-членов блока к Бухарестскому саммиту в апреле 2008 г. между ними обозначились противоречия относительно сроков и темпов североатлантической интеграции для постсоветских республик. Представители «старой Европы» (особенно ФРГ и Франции) никогда особо не скрывали свой скепсис по поводу форсирования процессов приема Грузии и Украины в ряды НАТО. Время от времени появляются экспертные доклады по поводу «редуцированного» вступления Грузии в Альянс.
В конце января и в начале июня 2018 г. на эту тему выступил специалист из вашингтонского фонда «Наследие» («Heritage Foundation») Люк Коффи. В докладах с говорящими заголовками «Членство в НАТО для Грузии в интересах США и ЕС» и «Как допустить Грузию в НАТО, не провоцируя войны» эксперт заявил о том, что настало время «креативных подходов» на кавказском направлении. Коффи, не посягая на принцип территориальной целостности, фактически предложил пересмотреть вопрос о применении пятой статьи НАТО «для оккупированных регионов». И даже отметил, что в неформальном общении эту идею разделяют высокопоставленные правительственные чиновники.
Мнение одного из американских фондов, конечно, не отражает официальной позиции правительства США. В подобных рекомендациях Белый дом, Госдеп и Конгресс не имеют недостатка. Но стоит обратить внимание на то, что «Наследие» – это не университетская академическая структура, а одна из политических «фабрик мысли» на правом фланге американской политики. На сайте фонда есть специальный раздел «Влияние «Наследия» с подзаголовком «Администрация Трампа использует политические рекомендации фонда». Следовательно, проблема цены вопроса введена в дискуссионный оборот, и время от времени ее будут озвучивать как эксперты, так и дипломаты. Отставные, но не исключено, что и действующие тоже.
Принять нельзя откладывать
Что имеется в сухом остатке? НАТО в целом, а также США, их союзники из ряда стран Восточной Европы, Канады и Великобритании заинтересованы в активизации Североатлантического Альянса на территории бывшего СССР. В этом видится залог недопущения потенциальных конкурентов в Евразии.
В то же самое время давать военные гарантии Грузии, а тем паче участвовать в «собирании земель» для нее блок не готов.
Раз за разом Брюссель откладывает предоставление Грузии «Плана действий по членству», мотивируя это недостаточной реформированностью системы национальной безопасности закавказской республики. Вот и в сентябре 2019 г. в Тбилиси из уст влиятельных западных политиков и дипломатов снова зазвучали вечные темы совершенствования национального законодательства и борьбы с коррупцией.
Такой логике мог бы только завидовать самый известный уроженец города Гори: по мере продвижения к НАТО и многочисленных успехов на этом пути борьба с коррупционерами и нарушителями верховенства закона только усиливается!
Но если говорить серьезно, то «сентябрьские тезисы» Расмуссена как рентгеновский снимок высветили весь спектр проблем в отношениях между Грузией и НАТО.
Запад заинтересован в укреплении союзнических отношений с Тбилиси, но не ценой наращивания конфронтации с Москвой. При этом признавать Кавказ в качестве сферы особых интересов Москвы США и их союзники не готовы, как не готовы признавать «новые реалии в Закавказье». Возникает патовая ситуация. Двери НАТО для Тбилиси закрыты, но и нормализации российско-грузинских отношений в Вашингтоне и в Брюсселе опасаются, видя в этом признаки наступления Москвы в Евразии.
Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО