Вы здесь: Home Аналитика К вопросу о биологической безопасности стран ОДКБ (II)
 
 

К вопросу о биологической безопасности стран ОДКБ (II)

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В предыдущей части мы писали о том, как выстраивается государственная политика Российской Федерации, Белоруссии, Армении и Казахстана в области биологической защиты. В этой работе мы постараемся представить видение остальных членов Организации Договора о коллективной безопасности, а также практическое взаимодействие национальных референс-лабораторий с международными структурами, которые оказывают непосредственное влияние на проводимые лабораториями исследования.

Пункт 2 Военной доктрины Кыргызской Республики закрепляет в качестве внешней угрозы распространение оружия массового поражения и вероятность его применения международными террористическими организациями. Из этого следует, что возможность применения ОМУ иными субъектами не рассматривается в принципе. В ноябре 2017 г. заслуженный врач и государственный деятель России Геннадий Онищенко сообщил, что военные биологические лаборатории США есть и в Кыргызстане. До сих пор правда неясно какие именно центры имел ввиду Г. Онищенко, поскольку на текущий момент в стране действует лишь Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Инициатива со стороны Канады в вопросе строительства лаборатории провалилась, несмотря на то, что в 2008 г. было подписано и в дальнейшем ратифицировано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Канады о сотрудничестве в области биологической защиты и биологической безопасности. Пункт 3 ст.11 данного Соглашения содержал формулировку, позволяющую импортировать или экспортировать патогены из других стран, использование которых может противоречить мирным целям и в конечном итоге нанести ущерб флоре, фауне и гражданскому населению близлежащих государств.

Примечательно, что в 2016 г. на этом же месте Китайская Народная Республика вызвалась построить ветеринарную лабораторию, стоимость которой оценивается в $18 млн. Заместитель директора Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Амангелди Исаев сообщил, что это обычная лаборатория, которая будет проверять качество продуктов и интерес Китая заключается в поступлении сертифицированных товаров из Кыргызстана. Кандидат биологических и доктор географических наук, заслуженный деятель науки КР Эмиль Шукуров на пресс-конференции в Бишкеке заявил, что «ветеринарная лаборатория — сосредоточение различного рода возбудителей болезней, опасных не только для животных, но и для людей. А если учитывать, что территория, на которой планируется построить лабораторию, находится рядом с рекой, то возбудители могут попасть и в грунтовые воды». Дальнейшая судьба инициативы по строительству лаборатории остается под большим вопросом, так как зимой 2019 г. в центре киргизской столицы прошли антикитайские протесты, вызванные сообщениями в СМИ о новой волне репрессий в Синьцзян-Уйгурском районе, которым подвергаются в том числе этнические киргизы.

О своих интересах помимо Китайской Республики заявил Европейский Союз. Генеральный секретарь Европейской Службы по внешним действиям Ален Ле Руа в июне 2016 г. на встрече с  премьер-министром Сооронбаем Жээнбековым обсуждал меры по усовершенствованию ветеринарных и фитосанитарных лабораторий в Киргизии с целью приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов. Европейский чиновник отметил, что в случае официального обращения с запросом по совершенствованию лабораторий, будет рассмотрена возможность сотрудничества в этом направлении. Интерес ЕС заключается, прежде всего, в уменьшении рисков микробиологического и химического заражения производимых пищевых продуктов, экспортируемых в страны Евросоюза.

Вместе с тем определенное затишье по вопросам сотрудничества с Китаем и ЕС делает Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций крайне значимой для государства лабораторией, которая, кстати, активно сотрудничает с соответствующими ведомствами Российской Федерации. Так, в 2017 году на высоком уровне, при участии президентов государств, были подписаны Меморандум между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и Роспотребнадзором в области борьбы с инфекционными заболеваниями, Соглашение в области обеспечения эпидемиологического благополучия по чуме и внедрению международных медико-санитарных правил, а также Договор между РосНИПЧИ «Микроб» и РЦКиООИ МЗ КР о совместных действиях. Помимо прочего в 2017 г. со стороны России была оказана безвозмездная помощь для нужд РЦКиООИ в виде: полимеразной цепной реакции (ПЦР) и иммуноферментных тест систем, сывороток, иммуноглобулинов, лабораторного оборудования на сумму 1,8 млн. рублей [1]. В декабре 2018 г. российская сторона также передала Киргизии мобильную микробиологическую лабораторию экспресс диагностики, позволяющую укрепить систему эпидемиологического надзора за карантинными и особо опасными инфекциями.

За сохранение национальной и международной безопасности выступает еще одно государство-участник ОДКБ – Таджикистан, в Военной доктрине которого написано, что республика будет добиваться недопущения экспорта (передачи) материалов и технологий, способствующих созданию и распространению любых видов оружия массового поражения и средств его доставки. Несмотря на то, что в указанном пункте отсутствует положение о недопущении импорта различных штаммов, а в СМИ не раз появлялась информация о наличии сети бактериологических лабораторий в Согдийской и Хатлонской областях, мы не можем найти тому прямое подтверждение, поскольку Агентство по уменьшению оборонной угрозы (DTRA), являющееся одним из главных центров по т.н. сдерживанию распространения и применения оружия массового уничтожения, официально не проводит свою миссию на территории Республики Таджикистан.

Тем не менее, не стоит забывать, что работу в области биозащиты и биоразработок ведут не только официальные ведомства ЕС и США такие как: Департамент внутренней безопасности; Агентство по международному развитию; Министерство здравоохранения; Пентагон, а также подведомственные ему служба эпидемиологической разведки, глобальная система эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, национальный центр медицинской разведки, химический и биологический центр Эджвуд, но и другие аффилированные с ними организации. Речь, в частности, идет о Международном научно-техническом центре (МНТЦ) и сотрудничающей с ним Ассоциации биобезопасности Центральной Азии и Кавказа, учредителем которой является (КНЦКЗИ).

КНЦКЗИ при выполнении научных исследований осуществляет сотрудничество с научно-исследовательскими организациями США (проект «Укрепление физической и биологической безопасности» и «Влияние Rickettsia spp. на приспособляемость и развитие Yersinia в блохах, являющихся переносчиком чумы в Республике Казахстан» с Агентством по снижению военной угрозы при Пентагоне; проект с Центром контроля и предупреждения инфекционных болезней и др.), Англии, Испании, Норвегии, Франции, Канады (создан Региональный центр по биобезопасности, в рамках которого проводятся семинары по биобезопасности и транспортировке патогенов). На текущий момент центр принимает участие в 38 международных проектах, в число которых входит подготовка тренеров для снижения биорисков в Казахстане и странах Центральной Азии; обучение по биобезопасности и биозащите в КНЦКЗИ; программа предотвращения распространения биологического оружия; анализ очагов и штаммов чумы в Казахстане и США и др.

В 2009 г. по инициативе КНЦКЗИ в сотрудничестве с Программой глобального партнерства Министерства иностранных дел и международной торговли Канады прошла Первая ежегодная конференция Ассоциации биологической безопасности Центральной Азии и Кавказа «Бактериальные и вирусные зоонозы». Как мы видим, Канада проявляет интерес не только к Кыргызской Республике, но и к Центральной Азии в целом, что несколько удивительно даже с экономической точки зрения. На сайте Статистической службы Канады размещен отчет по международной торговле за 2018 г., свидетельствующий, что основным экономическим партнером являются США (импорт составляет $357 млрд) и Европа (импорт составляет $73 млрд), а импорт в страны ЦА насчитывает порядка $ 1 млн. Итоговый отчет примечателен тем, что он отражает современные реалии, которые основаны на общем добрососедстве двух государств – США и Канады; а также учитывает санкционную риторику Вашингтона, который 31 мая 2018 года объявил об установлении  тарифов в размере 25% на импорт канадской стали и 10% на импорт канадского алюминия. Поэтому какие интересы преследует Оттава в области биологической защиты стран Центральной Азии – остается только догадываться.

Основными партнерами Таджикистана в области биологической защиты помимо России также являются , которая в 2016 году началанаставническую миссию в вирусологической лаборатории (Национальный Центр гриппа – НИЦ) Государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора, Таджикском Научно-исследовательском институте профилактической медицины и Национальной лаборатории общественного здравоохранения. Евросоюз для повышения осведомленности о важности вопросов биобезопасности претворяет в жизнь Проект 53, охватывающий Афганистан, Киргизию, Пакистан, Таджикистан, Казахстан, Монголию и Узбекистан.  Основной задачей проекта является подготовка молодых специалистов к работе с опасными вирусами.

Примечательно, что указанная работа проводится командой по обучению новым и опасным патогенам (NADP) общественного здравоохранения Англии, которая до сих пор не представила доказательства, свидетельствующие о причастности российской стороны к покушению на жизнь Скрипалей, а также замалчивающая тот факт, что в момент отравления на равнине Солсбери проводились трехнедельные учения под кодовым названием «Токсичный кинжал», где отрабатывались вопросы обнаружения и противодействия химическому, биологическому, радиологическому и ядерному заражению. Интересно, что Оборонная научно-техническая лаборатория в Порт-Даун в конце 2018 г. получила военную награду за работу по прорыву в диагностике сепсиса – инфекции, развивающейся вследствие проникновения и циркуляции в крови различных возбудителей и их токсинов; а также в дополнение к $64 млн, выделенных министерством обороны в 2018 году для создания нового Центра защиты от химического оружия еще $14млн. Возможно ли, что лаборатория в Порт-Даун исследовала как протекает отравляющее вещество под общим наименованием «Новичок», за что и была, собственно, удостоена награды? Да, безусловно. Газета Гардиан от 2004 г. сообщает: «Портон-Даун был основан в 1916 г. и является старейшим учреждением, занимающимся исследованием химического оружия в мире. Программа нервно-паралитического газа была существенной для Портона, потому что эксперименты над людьми были неотъемлемой частью учреждения с момента его основания. За последние 80 лет около 25 000 человек были подвергнуты экспериментам в Портоне, многие из которых прошли испытания с использованием химического оружия, такого как иприт и слезоточивый газ». Обучение молодых специалистов стран СНГ под непосредственным кураторством западных стран позволяет им держать под контролем наши разработки в области биологической защиты, что создает определенные угрозы национальной безопасности.

Как мы отмечали ранее Проект 53 охватывает 7 стран, однако финансируемый ЕС Международный научно-технический центр (МНТЦ) является межправительственной организацией, объединяющей ученых из Казахстана, Армении, Таджикистана, Кыргызстана и Грузии с их коллегами и исследовательскими организациями в ЕС и США. МНТЦ был задуман как инструмент, главной задачей которого будет недопущение распространения ядерного и бактериологического оружия. В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев, сообщил о том, что по предложению правительства Россия выходит из учредительных документов МНТЦ, относящихся к 1992 и 1993 годам [2]. В декабре 2015 г. депутаты мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана одобрили ратификацию соглашения, с подписанием которого штаб-квартира МНТЦ переносилась в здание Nazarbaev University в Астане. В ходе обсуждения законопроекта сенатор Ляззат Киинов усомнился, стоит ли принимать данный документ, так как лично ему были непонятны некоторые моменты: «Надо исходить из того, что вообще ни одно государство мира не заинтересовано развивать науку другого государства. Это главное. И второе, есть непонятные центры, которые 1,5 миллиона долларов выделяют нам и при этом получают огромную возможность контролировать, какие у нас разработки есть в Казахстане и какие есть результаты. Тот, кто софинансирует эту разработку, имеет право использовать результаты этой научной разработки. Надо исходить и из этого. И потом, неужели мы во всем Казахстане не найдем 1,5 миллиона долларов, чтобы помочь своим научным работникам? Мне кажется, надо было бы найти на все эти вопросы ответы, после этого только принимать закон. И я думаю, что не зря, наверное, Россия и Беларусь вышли из этого центра. Наверное, это тоже о многом говорит, и можно было бы за эти шесть лет у коллег из России выяснить, почему они вышли» [3]. Таким образом, с открытием МННТЦ основные спонсоры организации – Европейский союз и США получили доступ к совершенно секретным технологиям, продуктам интеллектуальной собственности учёных постсоветских стран, а самое главное – к перспективным направлениям будущих научных исследований.

Вспоминая высказывание Владимира Путина о сборе биологического материала россиян, мы должны понимать, что исследования генотипа той или иной нации уже проводятся в официальных референс-лабораториях, которые находятся либо на полном западном обеспечении, либо получают финансирование в виде грантов. Цель подобных исследований одна – выявление «слабых и сильных мест» для дальнейшего подрыва нации.

Практика показывает, что посещение биологических центров иностранными наблюдателями никоим образом не проясняет ситуацию и не может являться альтернативой механизму верификации в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. К сожалению, даже гибель 24 человек в грузинской лаборатории Лугара не послужила отправной точкой для принятия соответствующих мер безопасности населения. Новые факты, приведенные бывшим министром госбезопасности Грузии, вновь ставят вопрос об истинных целях и задачах американских военных не только в Грузии, но и на всем постсоветском пространстве. Для должного обеспечения защищенности нашего населения и территории мы должны понимать, что инфекции не имеют границ. Поэтому для того, чтобы избавить себя от угрозы массовой эпидемии и иных негативных последствий, странам постсоветского пространства необходимо приложить усилия для принятия Концепции по биологической безопасности, включающей в себя как положение об исключении деятельности военных биологов третьих стран на их территориях, так и императивные нормы, закрепляющие намерения совместного противодействия потенциальным угрозам.

Вероника Мальчикова

Источник


Примечания

[1]. По материалам Директора РЦКиООИ Минздрава Кыргызстана Абдикаримова С.Т. на ХIV Межгосударственной научно-практической конференции «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в государствах-участниках СНГ» Россия, г. Саратов, 20-21 ноября 2018 года.
[2]. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11.08.2010 № 534-рп О выходе Российской Федерации из Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра от 27 ноября 1992 г. и из Протокола о временном применении Соглашения об учреждении Международного научно-технического центра от 27 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ от 2010 г. , N 33 , ст. 4423. [3]. Международный научно-технический центр в Астане вызвал вопросы у сенатора // Tengri news. -2016. -13 октября. -URL: (дата обращения 02.06.2019)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить