ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика «Активная оборона»: Россия ответит на новые вызовы для безопасности Евразии
 
 

«Активная оборона»: Россия ответит на новые вызовы для безопасности Евразии

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Весна 2019 года запомнилась рядом программных выступлений на тему безопасности: руководители Министерства обороны РФ обозначили направления развития военной стратегии страны и задачи военной науки, а также отчитались об итогах работы по укреплению обороноспособности государства. При этом в обеспечении безопасности России особая роль традиционно отводится Беларуси и другим странам – членам ОДКБ. О том, что нового появится в российской оборонной стратегии, в каком состоянии находятся вооруженные силы страны и насколько важна коллективная безопасность в Евразии, читайте в статье независимого военного обозревателя Дмитрия Стефановича специально для «Евразия.Эксперт».

Стратегия


Начальник генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов на общем собрании Академии Военных наук на площадке Военной академии Генерального штаба представил свои взгляды на военно-стратегические перспективы. Многие СМИ обратили внимание на отдельные яркие элементы этого доклада, однако именно его цельный, всеобъемлющий характер представляет наибольший интерес.

В своем выступлении генерал Герасимов остановился на многих вопросах – от эволюции военной стратегии с конца XIX в. и до взаимодействия элементов военной организации государства.

Сегодня основу российских вооруженных сил представляет «стратегия активной обороны», предусматривающая мероприятия по упреждающей нейтрализации угроз безопасности государства.

Постепенно распадаются соглашения в области контроля над вооружениями, что ведет к неприятному, но понятному подходу: «на угрозу отвечать созданием угрозы», для чего в том числе запущены программы создания новых видов вооружений. Отдельно выделена и задача по нейтрализации возможных угроз в космическом пространстве.

В докладе теоретически обоснованы подходы к операциям на отдаленных театрах военных действий, подобных сирийской кампании – «стратегия ограниченных действий». Помимо вопросов обеспечения непосредственно боевого превосходства «малых сил» акцентировано постконфликтное урегулирование и гуманитарные операции. Подобные ограниченные, но высокоэффективные действия для защиты российских интересов могут быть предприняты и в других регионах, в том числе и в сфере ответственности ОДКБ.

Противоборство в информационной сфере заслуженно выделено в отдельный раздел доклада.

Несмотря на очевидные неприятные последствия «милитаризации» информационного пространства (никто не любит военных людей в своей «песочнице»), здесь можно найти и позитив. В вооруженных силах и в военных исследовательских центрах, как правило, несколько лучше понимают последствия применения тех или иных систем, независимо от характера их воздействия на вероятного противника.

Генерал Герасимов подчеркивает связь между национальной экономикой и военной стратегией.

Он косвенно указал на невозможность длительного неядерного вооруженного конфликта в современных условиях: цена и сложность производства средств ведения боевых действий делает невозможной «мобилизацию промышленности» для сохранения и наращивания боевого потенциала уже в ходе войны. Данный подход позволяет надеяться на умеренность при принятии решений в сфере обороны государства, что может способствовать стабилизации международных военно-политических отношений.

Одна из ключевых угроз, по мнению Генштаба, заключается в возможном использовании вероятным противником «протестного потенциала «пятой колонны» в сочетании с ударами высокоточным оружием. Пожалуй, такая оценка больше говорит о наших военачальниках, однако отметим, что разработка системы совместного применения разноведомственных сил и средств по обеспечению комплексной безопасности – вне всякого сомнения, важная задача.

Кроме того, сформирована система исходных данных для военного планирования на 2021-2025 гг.

Предположительно, теперь нас ждет очередной цикл обновления доктринальных документов в области обороны России, и было бы здорово, если бы их публичные версии были достаточно качественными и детальными.

Строительство


Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу, в свою очередь, в формате расширенного заседания Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации представил ряд качественных и количественных показателей, свидетельствующих о достижении относительно современного уровня оснащения и боеготовности российских вооруженных сил. Не будем вдаваться в отдельные детали (тем более, по некоторым показателям есть сомнения в корректности сравнения с состоянием дел при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове), отметим лишь самые важные элементы, свидетельствующие о весьма тесной связи процессов в военной науке и военном строительстве. К таковым отнесем:

• безусловный приоритет сил ядерного сдерживания и восстановление полноценной системы предупреждения о ракетном нападении, что позволяет предотвратить полномасштабный вооруженный конфликт со сравнимым по силе противником;

• развитие высокоточного оружия и средств его обеспечения;

• формирование сил постоянной готовности, здесь наиболее говорящей является цифра в 136 батальонных тактических групп. Вероятно, можно говорить о примерно 100 тыс. военнослужащих, неравномерно распределенных по территории России, но данное число представляется достаточным для решения практически любых задач в спектре от полицейской операции до ядерного конфликта.

Вместе с тем выбранный для доклада отрезок времени, совпадающий с периодом руководства Министерством со стороны Сергея Шойгу, представляется не самым оптимальным для оценки состояния дел и основных тенденций. Многие проекты и программы были запущены ранее, некоторые, напротив, только набирают ход. Абсолютные величины по количеству поставленных в войска межконтинентальных баллистических ракет или перевооруженных ракетных бригад заиграли бы более яркими красками в случае предоставления информации в ежегодном выражении, а также данных по подготовке инфраструктуры и поставкам обеспечивающей техники.

Международное измерение


Отдельно отметим, что практически сразу после представленного доклада генерал Герасимов имел возможность уточнить некоторые концептуальные основы на встрече со своим американским коллегой генералом Джозефом Данфордом, а также на очередном заседании Комитета начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ с участием Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Отметим, что одно из ключевых направлений развития – применение беспилотных систем и противодействие им – нашло самое прямое отражение и в ходе многосторонней дискуссии, упомянутой выше.

Соответствие концептуальных основ военной деятельности Российской Федерации тенденциям развития военно-политической обстановки в мире отметил и заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Михаил Попов.

При этом особая роль в обеспечении безопасности России, реагировании на новые вызовы и угрозы, в соответствии с предложениями военной науки, отводится ОДКБ, а также двустороннему военному сотрудничеству с Беларусью.

Коллективная безопасность – один из краеугольных камней общей архитектуры обеспечения мирных условий для развития нашей страны и евразийского региона в целом. Не все угрозы можно парировать с помощью стратегических ядерных сил.

Вместе с тем и на стратегическом уровне многосторонние форматы на постсоветском пространстве остаются весьма важными. В рамках СНГ действует Объединенная система Противовоздушной обороны (адаптируемая к задачам воздушно-космической обороны), в начале апреля прошло заседание Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны. Полигон «Сары-Шаган» в Казахстане – ключевая площадка для отработки задач, связанных с противоракетной обороной.

Белорусский вклад в дело обеспечения ядерного и неядерного сдерживания наглядно представлен в виде продукции Минского завода колесных тягачей, шасси производства которого служат базовой платформой для стратегических, оперативно-тактических и береговых ракетных комплексов.

Таким образом, в целом вырисовывается вполне цельная картина научных и практических подходов к обеспечению военной безопасности России и наших ближайших союзников, в которой и самим союзникам отводится весьма важная роль.


Дмитрий Стефанович, независимый военный обозреватель

Источник