ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Армения – Россия: рванёт ли газовый «детонатор»?
 
 

Армения – Россия: рванёт ли газовый «детонатор»?

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

Находясь в конце января с визитом в Ереване, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин выразил надежду на то, что две страны придут к общему знаменателю относительно возможного изменении цены поставляемый в Армению российский природный газ: «Этим занимаются представители двух стран. Этим занимаются уполномоченные ведомства».В свою очередь, вице-премьер Тигран Авинян надеется на оптимизацию расходов, что позволит удержать цену для конечного потребителя: «Хотя цена газа на входе в Армению и выросла, но, думаю, нам удастся удержать цены для конечных потребителей, сократив ряд расходов. Сейчас мы обсуждаем такие возможности с «Газпром Армения». Думаю, результата достичь удастся».

Напомним, в последний день минувшего года руководство «Газпрома» и премьер-министр Армении Никол Пашинян достигли соглашения, предусматривающего увеличение цены на российский газ до 165 долларов за тысячу кубометров против прежних 150 долларов. При этом внутренние цены на газ, составляющие в Армении от 275 до 290 долларов за тысячу кубов, по крайней мере, в 2019 году для потребителей повышаться не будут. В интервью РБК Пашинян рассказал о достижении соответствующей договорённости с ЗАО «Газпром-Армения» (100-процентная дочерняя компания «Газпрома»). «В 2019 году Армения продолжит переговоры с «Газпромом», чтобы прийти к согласию по ценам на газ», – отметил премьер-министр, выразив надежду на снижение цен по итогам переговоров. Более того, на предположение о возможном подорожании газа в текущем году Пашинян ответил: «Почему вы так думаете? Я надеюсь на обратное – что в будущем году цена на газ для потребителей снизится». А будучи недавно в Давосе, он пояснил, что «Газпром» «продаёт газ не Армении, а компании «Газпром Армения», поэтому роль Армении в этих поставках опосредованая. Но мы договорились с «Газпром Армения», что внутри страны цена на газ не будет меняться».

По мнению экономиста В. Хачатряна, власти Армении не сумели выстроить с «Газпромом» переговоров на равных, «потому что такой порядок вещей был им выгоден. Они, во-первых, получали выгоду от высокой наценки на газ. А во-вторых, могли договариваться с «Газпромом», чтобы не повышать цену перед выборами – как это сделали, например, в 2013 году. Нужны ли такие отношения обществу и экономике Армении? Ответ очевиден – нет. Нам нужны практичные и по-настоящему партнерские отношения». По всей видимости, заявляющее об «экономической революции» в Армении руководство страны будет не только отстаивать неизменность внутренних газовых цен, но и отказываться от передачи новой собственности российскому бизнесу, в том числе газовому. В начале года Пашинян заявлял о том, что «сохранение внутреннего тарифа не приведет к накоплению долгов и необходимости уступок российской стороне армянских активов».

Как известно, вопрос о цене на поставляемое в Армению «голубое топливо» периодически политизируется ангажированными общественными группами, выражающими недовольство ценовой политикой российского газового холдинга. Прежние власти различными способами (не исключая отчасти манипулируемые уличные протесты) неоднократно пытались убедить Москву в необходимости снижения цен на энергоресурсы, и в конечном итоге в соответствующем соглашении 2016 года цена была установлена в 150 долларов за тысячу кубометров.

Подспудное недовольство деятельностью компании «Газпром Армения» можно было разглядеть в предъявленных летом 2018 года её дочерней компании «Автогаз» Комитетом по государственным доходам налоговых нарушениях. Немногим после против неё даже возбудили уголовное дело, и хотя до судебных разбирательств дело не дошло, но сам факт и время предъявления претензий совпали по времени с первыми сообщениями о предстоящем повышении цен на российский газ для Армении. А 2 февраля стало известно о включении Комиссией по регулированию общественных услуг Армении в повестку запланированного на 6 февраля заседания вопроса о вынесении ЗАО «Газпром Армения» предупреждения в связи с нарушением срока подачи ежемесячного отчета.

Напомним, Россия – монопольный (95 %) поставщик газа Армении; иранский гез направляется в кавказскую страну с 2007 года исключительно для выработки электроэнергии, основная часть которой «возвращается» Ирану. По оценке  кандидата технических и экономических наук из Оренбурга Валерия Рудинцева, «Тегеран, в принципе, может увеличить газопоставки в Армению, но не  факт, что они будут существенно дешевле российских. И более важно, на мой взгляд, то, что Тегеран политически  не заинтересован – по крайней мере, в настоящее время – конкурировать с Москвой на газовом рынке СНГ, где давно правит бал российский газ. С  учетом этих факторов, существенное увеличение иранских газопоставок в Армению в 2019 году и ближайшие годы едва ли возможно». В предвыборной программе пашиняновского блока «Елк» в своё время содержался пункт о возможном транзите иранского газа в Грузию и Европу, за счёт чего тариф планировалось снизить на 10-15 %. Впрочем, несмотря на теоретическую возможность расширения энергетического сотрудничества с южным соседом, американские партнёры государств Кавказа наподобие Джона Болтона, будут предпринимать всё возможное для того, чтобы торпедировать этот процесс.

Как известно, нынешний глава армянского правительства неоднократно сетовал на то, что союзнические взаимоотношения между Арменией и Россией в военно-политической сфере должны сопровождаться надлежащим характером экономических взаимосвязей. Энергетика объявлена одним из приоритетов армянского председательства в Евразийском Экономическом Союзе, однако перспектива формирования единых рынков нефти и газа не только близка, а в случае с Арменией возникает ещё и потенциально политизируемая проблема грузинского транзита. Пока переговоры по соответствующему контракту продолжаются. До 2017 года Грузия в качестве платы за транзит получала 10% поставляемого в Армению природного газа, а в последние два года – фиксированную денежную плату. Что же касается перспектив внутренней газодобычи в Армении, потенциально способной покрыть от 10 до 15 процентов потребностей страны, то она пока затратна и нерентабельна – прежде всего, вследствие залегания сырья на значительных глубинах (минимум 600 метров).

Российско-армянские «газовые» переговоры, как часть более широкой повестки тщательно отслеживаются западными аналитическими центрами, активно ожидающими дальнейшего ухудшения отношений Москвы с бывшими советскими республиками (1). Нельзя не признать, что в случае с Украиной, Белоруссией и Молдовой «энергетическая дипломатия», мягко говоря, не привела к позитивной политической динамике. В случае с Арменией соответствующие тенденции отслеживаются не менее тщательно, а варианты прогнозируются, исходя из сверхзадачи дальнейшего ослабления позиций России в «ближнем зарубежье». «…Вскоре после того, как всенародные протесты вынудили С. Саргсяна, главу правившей РПА, подать в отставку, Россия попыталась организовать «тихую» передачу власти Карену Карапетяну, бывшему главе армянского отделения Газпрома. Но РПА не успела и не смогла утвердить Карапетяна в новой должности. Тем временем, российские компании распоряжаются львиной долей армянской энергетики», – пишет в мае 2018 года, по горячим следам «бархатной революции» Foreign Affairs.

И вот совсем недавно в статье известного также как «теневое ЦРУ» аналитического центра Stratforотмечается растущая напряжённость в армяно-российских отношениях после «бархатной революции» и прогнозируются возможные последствия. Фабрикуя вымышленную реальность, американские аналитики говорят об участившихся демонстрациях против российской военной деятельности в стране, а также продвигают идею мифического армяно-американского соглашения о поставках оружия, которое «поставило бы под угрозу монополию России на продажу оружия Армении и заставило бы Москву переосмыслить свою роль гаранта безопасности Еревана». Немало внимания уделяется и усиливающимся якобы разногласиям в энергетической сфере, включая прямую увязку повышения цен на российский газ с решением армянских властей о проведении аудита в компании «Газпром-Армения». И далее, вполне откровенно: «Расхождение между Москвой и Ереваном могут использовать другие страны, чтобы улучшить отношения с Арменией и в целом в регионе… Чем больше нарастает напряженность в отношениях между Россией и Арменией, привлекая других желающих воспользоваться этим, тем больше вероятность ухудшения отношений Москвы и Еревана со временем… Учитывая множество взаимосвязанных и нестабильных отношений в регионе, неудивительно, что продолжительный разрыв между Россией и Арменией вызовет последствия на всем Кавказе – и не только».

«Могут ли недавние события в Армении стать предвестником демократизации в условиях российской гегемонии? – задаётся вопросом автор цитированной выше статьи в Foreign Affairs, камуфлируя геополитические и экономические устремления своей страны на Кавказе. – Даже небольшие и откровенно зависимые страны формата Армении могут проводить демократизацию, не боясь вмешательства России, если не идти с ней на откровенный конфликт». А в эпилоге – косвенный намёк на американскую помощь, которая уже в пути и направлена, понятное дело, на ослабления влияния России по принципу «далее везде»: «Армении и её соседям по постсоветскому пространству мало что по силам предпринять, чтобы свести на нет военное и экономическое господство России. Но это вовсе не значит, что демократия внутри собственных границ недостижима».

В то, что «Чип и Дейл» уже вовсю «спешат на помощь», убеждает и недавнее откровение в Твиттере хорошо известного в Армении американского идеолога и миллиардера, основателя запрещённого во многих странах фонда «Открытое общество» Джорджа Сороса: «Сильная поддержка армянского гражданского общества жизненно важна для демократического будущего и будущего страны. В апреле 2018 года армяне вышли на улицы, чтобы потребовать лучшего управления и большей демократии, и победили хорошие парни. Возглавляемые бывшим журналистом Николом Пашиняном активисты-демократы сместили коррумпированное и укоренившееся правительство и пришли к власти… у Армении есть уникальная возможность реформировать систему уголовного правосудия и внедрить широкие антикоррупционные законы, а Соединенные Штаты, которые заинтересованы в обеспечении стабильности в нестабильном регионе, имеют шанс помочь в достижении этих целей». 88-летний глашатай «светлого глобального будущего» предлагает возродить Совместную экономическую группу США – Армения, призванную продвигать двустороннюю торговлю, неизменную помощь в псевдо-борьбе с коррупцией и «правовые реформы». Профильные неправительственные организации, «могут выступать в качестве партнера и проверки правительства, что было бы крайне важно, так как Пашинян стремится построить долгосрочную демократию». Умильно выглядит рассчитанная на дурачков рекомендация по возврату из Америки активов, вывезенных туда близкими к прежнему режиму олигархами, как будто США кому-то что-то когда-то просто так отдавали. Помимо «укрепления целостности государственной службы», Сорос предлагает более тесную связь американских профильных ведомств с армянской судебной системой, и усиление поддержки правозащитников, функционал которых предлагается резко усилить, разумеется, при руководящей и направляющей роли «технических сотрудников Госдепартамента».

Пока не вполне понятно, в какой степени будут реализовываться в эти и другие пожелания «буревестника мировой либеральной демократии», славного своими крепко выстроенной сетью аффилированных структур и разрушительной деятельностью во многих странах мира. После победы «бархатной революции», на многие ключевые должности были назначены выходцы из Transparency International и других структур из созданного в 1997 году армянского филиала «Института Открытое Общество», а зачастую откровенно мутные личности, в том числе – непосредственные участники антироссийских и антигазпромовских «акций прямого действия». Глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян и председателя Совета директоров «Фонда открытого общества – Армения» Давид Хачатрян – родные братья. В Армении хорошо известна обусловленная родственно-иерархическими связями роль «питомцев» Сороса в выгораживании всякого рода экстремистов, а также жестокого убийцы Мгера Енокяна, в том числе путём противозаконного давления и злоупотребления должностными полномочиями. После того, как удары по институтам традиционного общества, таким как церковь, армия и семья оказались недостаточно эффективными, ставка была сделана на так называемое «переходное правосудие», и вовсе не исключено, что в дальнейшем предметом «забот» адептов Сороса вновь станут военная и экономическая составляющие российско-армянских отношений.

В любом случае, на таком непростом политико-идеологическом фоне любые переговоры, даже посвящённые частным вопросам газового или иного бизнеса, неизбежно приобретают более широкий контекст, попадая в объектив не просто недоброжелателей, но откровенно деструктивных сил, в одинаковой степени враждебных интересам России её партнёров.

Алексей Балиев

Источник

Примечание

(1) Озвучиваются и совсем уж фантастические варианты. Так, в ходе одного из бизнес-форумов в ТПП России в ноябре 2017 года циркулировала неофициальная информация о гипотетических поставках в Армению американского сжиженного природного газа через Грузию (действующий терминал в Кулеви и проектируемый в Батуми) с регазификацией в сжатое состояние и последующей железнодорожной (!) перевозкой в Армению. В качестве отправного пункта поставок фигурировал бельгийский порт Зебрюгге, куда СПГ из США поступает  с весны 2017 года для Бельгии и ряда других стран Западной Европы. Несмотря на очевидную запредельную дороговизну такого проекта, варианты ослабления энергетической зависимости Армении от России  всерьез прорабатываются западными партнёрами. Не исключено, что информация по поставкам американского СПГ в Армению могла быть специально запущена через бельгийцев с целью повлиять на соответствующую ценовую политику «Газпрома».