Журнал Американской ассоциации содействия развитию науки Science опубликовал статью под названием «Сельскохозяйственные исследования или новая система биологического оружия?», подписанную пятью авторитетными учеными из Университета Монпелье (Франция), Института эволюционной биологии Макса Планка (Германия) и Фрайбургского университета (Германия). Они предполагают, что в рамках проекта Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA) «Насекомые-союзники» (Insect Allies) насекомые могут быть использованы для распространения генно-модифицированных вирусов в нарушение Конвенции о биологическом оружии.
Программа Insect Allies подразумевает, в частности, использование насекомых, например тли, для изменения генов растений. Таким способом в DARPA рассчитывают привить растениям иммунитет к болезням, засухе и другим типичным для сельскохозяйственных культур угрозам. Эти исследования начались в 2016 году, на них было выделено $45 млн.
Европейские ученые считают, что эти разработки вряд ли могут быть применимы в сельском хозяйстве и, возможно, являются «попыткой разработать биологические агенты и средства их доставки для враждебных целей», что нарушает Конвенцию о биологическом оружии.
«Конвенция запрещает разработку любых биологических агентов, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей, – отметила Силья Вёнеки из Фрайбургского университета. – Разрабатываемый метод сложно контролировать, и вряд ли его использование будет разрешено в мирное время. Кроме того, прививать вирусы растениям можно проще – через опрыскивание. Если мирная цель проекта заключается в защите растений, к нему есть много вопросов, остающихся без ответа».
Менеджер пентагоновского проекта «Насекомые-союзники» Блейк Бекстайн в интервью «Вашингтон пост» сходу отмел все подозрения европейских ученых: «DARPA не создает ни биологическое оружие, ни способы его доставки, – уверяет он. – Если бы мы хотели разработать биологическое оружие, разве стали бы мы просить университеты предлагать свои идеи для исследований?»
В то же время в интервью он признал, что ряд технологий, разрабатываемых в рамках программы Insect Allies, может иметь «двойное назначение» и применяться как в целях обороны, так и для атаки. «Я думаю, при разработке любой революционной технологии есть потенциал ее двойного использования. Но это не то, чем мы занимаемся. Мы улучшаем растения, мы сосредоточены на положительной цели. Мы хотим обеспечить продовольственную безопасность, потому что продовольственная безопасность – это национальная безопасность в наших глазах», – утверждает Б. Бекстайн.
В свою очередь, упомянутая выше Силья Вёнеки сказала «Вашингтон пост», что мирная направленность этой программы сомнительна. По ее словам, использование насекомых вызывает у нее и ее коллег особую тревогу, поскольку «использовать насекомых для распространения болезней - это классическое биооружие».
В своих подозрениях в адрес США европейские ученые не одиноки. 4 октября этого года начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ генерал-майор Игорь Кириллов заявил на брифинге в Минобороны РФ, что с 2001 года Вашингтон блокирует все международные инициативы по верификации Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия от 16 декабря 1971 года, исключая возможность проверки своих лабораторий.
По данным Минобороны РФ, Пентагон создал биолаборатории, которые являются «постоянным источником биологических угроз», в непосредственной близости от границРоссии и Китая. На их финансирование этой деятельности в 2017-2019 годах выделен $1 млрд.
«Приоритетом их деятельности является сбор информации об инфекционной заболеваемости и вывоз национальных коллекций, содержащих штаммы патогенных микроорганизмов, в том числе преодолевающих защитное действие вакцин и обладающих устойчивостью к антибиотикам», – заявил генерал Кириллов. По его словам, Вашингтон курирует лаборатории, которые могут заниматься разработкой биологического оружия, в Грузии, на Украине, в Азербайджане и Узбекистане.
Особое внимание Минобороны РФ обратило на Центр общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара, который расположен в Грузии вблизи Тбилиси. В этом центре располагаются подразделения медслужбы Сухопутных войск США.
Игорь Кириллов представил документы, которые доказывают разработку в этом центре технологий боевого применения зараженных насекомых, в частности с помощью беспилотников. Так, в описании к патенту № 8967029, выданному Агентством США по патентам и товарным знакам, указано, что с помощью такого БПЛА войска противника могут быть уничтожены или выведены из строя без риска для военнослужащих США. «В других патентах показаны различные типы боеприпасов для доставки химических и биологических рецептур. В их описании отмечены такие характеристики, как «низкая удельная стоимость поражения и отсутствие необходимости контакта с живой силой противника».
Начальник российских войск РХБЗ считает, что в США ведется разработка биологического оружия в рамках концепции бесконтактной войны, и Вооруженные силы США уже обладают возможностью снаряжать капсулы «с отравляющими, радиоактивными, наркотическими веществами, а также возбудителями инфекционных заболеваний».
В ноябре 2016 года научный сотрудник РИСИ Дмитрий Попов опубликовал доклад «Военно-биологическая деятельность США на постсоветском пространстве», в котором предположил, что Пентагон планирует «решать широкий спектр задач, подрывающих безопасность не только РФ, но и её партнёров по ОДКБ» и с этой целью ведет исследования по созданию «нового поколения наступательного биологического оружия».
В докладе говорится, что в перспективе Пентагон сможет «проводить диверсионные акции», которые могут уничтожать поголовье скота в России и странах ОДКБ, а также снижать иммунитет и способность населения к воспроизводству.
В 2005 году одну из украинских биолабораторий, работающих в рамках договора с Пентагоном, посетили сенаторы Барак Обама и Ричард Лугар. Увиденное ужаснуло будущего президента США: «…в какой-то момент во время нашей экскурсии, после созерцания распахнутых окон (из-за отсутствия кондиционеров) и полосок металла, грубо прикрученных к дверным косякам (чтобы отгонять мышей), нас подвели к небольшому холодильнику, опечатанному только лишь ниткой. Женщина средних лет в лабораторном халате и хирургической маске достала из чрева холодильника несколько пробирок, взмахнула ими в 30 см от моего носа и что-то произнесла по-украински.
«Это – сибирская язва, – пояснил переводчик, указывая на пробирку в правой руке дамы. – А вот это, – сказал он, показав на пробирку в левой руке женщины, – чума».
Я обернулся назад и заметил, что Лугар уже стоит у дальней стены комнаты. «Не хотите ли рассмотреть это поближе, Дик?» – спросил я, делая несколько шагов назад.
– Видали мы всякое, – отвечал он с улыбкой».
Исследовательский центр общественного здравоохранения Ричарда Лугара – биолаборатория Пентагона в Грузии. Она располагается в 17 километрах от американской авиабазы «Вазиани» под Тбилиси.
Изучениями здесь занимаются биологи из грузинского Соединения медицинских исследований Пентагона. В третий уровень этой лаборатории имеют доступ только граждане США, имеющие допуск к секретной информации. Все они имеют дипломатический статус по Межправительственному соглашению 2002 года между США и Грузией о сотрудничестве в оборонной сфере.
В контрактных обязательствах подрядчиков центра Лугара, которые размещены на сайте Федерального реестра контрактов, есть, например, исследование штаммов сибирской язвы и туляремии, вирусных заболеваний, включая геморрагическую лихорадку Крым-Конго, и сбор биообразцов для экспериментов. Большая часть работ передана частным компаниям, неподотчетным Конгрессу США. В грузинской биолаборатории США работают три из них – CH2M Hill, Battelle и Metabiota. Кроме Пентагона, эти компании проводят биологические исследования для ЦРУ и других госструктур США.
В 2014 году Центр Лугара оснастили специальным оборудованием по разведению насекомых и начали три проекта по изучению флеботоминовых песчаных мух и тестированию уровня их инфекционности. Один из проектов назывался «Повышение осведомленности о баркодировании песчаных мух в Грузии и на Кавказе».
Как известно, флеботоминовые песчаные мухи переносят в своей слюне болезнетворных паразитов, которые при укусе человека попадают в его кровь, вызывая лейшманиоз, который может привести к летальному исходу.
В 1982 году Соединение медицинских исследований Пентагона провело эксперимент, в котором изучало, могут ли песчаные мухи быть переносчиками лихорадок Рифт Валли или денге.
Симптоматично, что через год после начала исследований в Центре Лугара в Тбилиси и граничащем с Грузией российском Дагестане местные жители сообщали о появлении мух, похожих на песчаных. Эти насекомые селились в закрытых помещениях, в ванных комнатах и канализации и кусали людей во время купания, что вызывало сильные высыпания.
Болгарская журналистка Диляна Гайтанджиева, ставшая известной как автор статей о поставках болгарского оружия для сирийских боевиков, в своем очередном расследовании пишет, что в Центре Лугара занимаются также производством и тестами биоагентов в виде аэрозолей. В 2014 году департамент армии Госдепа США приобрел 100 миллиграммов произведенных здесь токсинов ботулина для их тестирования. В 2012 году в Центре Лугара тестировались токсины ботулина и аэрозоли сибирской язвы, чумной палочки и вируса венесуэльского конского энцефалита.
По данным болгарской журналистки, Пентагон разрабатывает технологии распыления биологического оружия, в том числе взрывчатку и биоаэрозольные распылители. Такие устройства называют Micronair, и они уже приняты на вооружение.
Не исключено, что эти распылители были испытаны в Чечне весной 2017 года, когда местные жители сообщили о беспилотнике, распылявшем белый порошок на границе с Грузией. Пентагоновское агентство по снижению военной угрозы (DTRA) имеет доступ в этот район в рамках программы «Проект безопасности сухопутной границы Грузии». Границу контролирует американская ЧВК Parsons Government Services International, с которой DTRA подписало соответствующий договор.
Диляна Гайтанджиева пишет, что DARPA ведет ряд проектов по созданию генно-модифицированных насекомых, грызунов и бактерий. В частности, по программе «Насекомые-союзники» ведутся исследования насекомых для того, чтобы те могли передавать модифицированные гены растениям. Дальнейшим шагом будет создание организмов, которые могут противостоять определенным температурам, менять место обитания и источники питания.
Таким образом, Пентагон намерен создать по сути дела арсенал боевых штаммов, который можно будет применять на различных ТВД по всему миру. Многие разработки таких штаммов ведутся в лабораториях, расположенных на территории республик бывшего СССР, где, как засвидетельствовал Барак Обама, не соблюдаются даже элементарные нормы техники безопасности. Эти запрещенные международным правом исследования угрожают в первую очередь гражданам Украины, Грузии и Азербайджана, чьи правительства в погоне за «длинным» долларом подвергают своих граждан смертельной опасности.
Владимир Прохватилов