Международное сообщество в ХХ в. столкнулось с новыми угрозами, к которым можно со всей уверенностью отнести стремление все большего количества государств и различного рода сообществ к обладанию оружием массового поражения (ОМП). Очевидным стал факт того, что возрастающий и главное – неконтролируемый оборот ОМП – создаёт явную угрозу международному миру, в конечном итоге, самому существованию человечества. Реакцией мирового сообщества стало подписание целого ряда документов, запрещающих или ограничивающих оборот тех или иных видов оружия массового поражения. Однако, по многочисленным данным, в лабораториях некоторых государств по-прежнему ведутся активные исследования в области бактериологических средств нападения, что ставит под сомнение эффективность ранее заключенных международных соглашений. Так, Соединенные Штаты через программы, финансируемые Пентагоном, создают сеть биологических лабораторий в Закавказье и Центральной Азии, в том числе на территории Грузии, Украины, Азербайджана и Казахстана [1]. Наглядным примером является открытие в 2011 году в посёлке Алексеевка под Тбилиси лаборатории третьего уровня биологической защиты, который позволяет проводить эксперименты с возбудителями особо опасных заболеваний. Количество городов, в которых строятся данные биолаборатории растет, однако о масштабах угрозы довольно-таки сложно судить в связи с отсутствием какой-либо публичной отчетности деятельности указанных структур.
Как мы уже отмечали ранее, под видом работ по обеспечению качества сельскохозяйственной продукции и деятельности по улучшению эпидемиологической ситуации в стране могут проводиться угрожающие жизни населения рискованные исследования [2]. Данное обстоятельство создаёт непосредственную угрозу их использования в качестве политического инструментария для реализации своих национальных интересов. В условиях сложной геополитической ситуации одна сторона стремится установить паритет как во военной сфере, так и в целом в области международных отношений; другая сторона, напротив, стремится сохранить свою гегемонию всевозможными средствами, не исключая при этом прямого военного столкновения.
В 2000 году была опубликована стратегия под названием «Восстановление американской обороны», включающая в себя планы и средства, которые Вашингтон стремился использовать для достижения глобальной гегемонии. В 5 разделе, посвященному созданию доминирующей силы говорится, что «хотя процесс трансформации может занять несколько десятилетий, со временем искусство войны на воздухе, в суше и на море будет значительно отличаться от нынешнего, а «борьба», скорее всего, будет иметь место в новых измерениях: в пространстве, «киберпространстве», и, возможно, мире микробов» [3].
Не даром современные достижения и открытия в области биологической науки и генетики позволяют создавать бактериологическое оружие, способное истреблять живую силу противника в зависимости от цвета кожи и ряда других расовых признаков. Поэтому нетрудно предположить, что сеть военно-биологических, или референс-лабораторий США, будет расширять территориальные границы влияния данного государства. В качестве ещё одной страны-претендента на потенциальное размещение объектов военно-биологических лабораторий можно рассматривать Республику Беларусь. Предпосылкой для этого может являться непростая внутриполитическая ситуация в стране, подогревающая разговоры некоторых политических экспертов о возможном повторении событий армянской революции в Беларуси. Александр Лукашенко в марте 2017 г. во время общения с представителями трудовых коллективов предприятий компании «Кроноспан» отметил, что западные организации, финансирующие оппозицию в Беларуси, готовы давать деньги в первую очередь при условии организации беспорядков [4]. Основная задача субъектов, спонсирующих массовые беспорядки, заключается в том, чтобы полностью изменить не только политический курс страны, но и представления людей о жизни европейских стран. Поэтому для реализации поставленных задач также задействуются различные программы по повышению политической активности граждан Беларуси, на которые в 2017 году Агентство США по международному развитию выделило более $520.000 [5].
Социологические данные свидетельствуют о том, что 32 % населения Беларуси ориентируется на укрепление отношений с Китаем и странами Европейского союза [6, с. 34]. Немаловажным фактором, конечно же, является территориальная близость Белоруссии к ЕС, поскольку наличие подвижных границ (так называемого фронтира) способствовало стремлению граждан Беларуси, проживающих вблизи Польши, Литвы и Латвии, к более тесному партнерству с Евросоюзом. Можно предположить, что наиболее приемлемым для Пентагона месторасположением биолабораторий является западная часть страны, поскольку сеть лабораторий — это средство нападения, а не обороны. Следовательно, военный стратегический (тактический) приём в первую очередь заключается в окружении территории страны опасными биологическими объектами, которые уже располагаются в соседней Украине.
В Вашингтоне полагают, что основная цель данных биолабораторий заключается в эпидемиологической защите и процветании местного населения. Поэтому открытие этих объектов напрямую связано с инфекционными заболеваниями, борьбу с которыми осуществляют специалисты Министерства обороны США. На данный момент в Беларуси продолжается вспышка кори. По информации «Центра гигиены и эпидемиологии» в текущем 2018 году в Республике Беларусь было зарегистрировано несколько случаев завоза вируса кори на территорию страны с Украины и Европейского союза [7]. Также в Республике за 1 полугодие 2017 г. зарегистрировано 27 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Ежегодно в республике регистрируется 40-50 случаев ГЛПС [8].
Несмотря на декларируемые добрые намерения Соединенных Штатов по обеспечению биологической безопасности, страны, в которых уже открыты биолаборатории, не только не улучшили эпидемиологическую обстановку, но и подверглась новым или давно забытым для них угрозам. Крайне тревожная ситуация складывается в Восточной Европе, особенно после начала конфликта на Донбассе. По оперативным данным Центра общественного здоровья Минздрава Украины, c начала года корью заболели 24027 человек [9]. Напомним, что корь – опасное и очень заразное заболевание, лекарств от которого не существует, а осложнения этой болезни могут привести к смертельному исходу. Также в 2017 году Министерство здравоохранения Украины подтвердило 90 новых случаев с 8 смертельными исходами отравления ботулотоксином [10], известным ядовитым биологическим веществом. Ботулинический нейротоксин представляет собой серьезную угрозу биологического оружия вследствие легкости производства и транспортировки. Его применение приводит к параличам мышц, дыхательной недостаточности и, в конечном счете, к смерти [11]. Один грамм кристаллического токсина, равномерно рассеянный и вдыхаемый, способен убить более миллиона человек.
Информация, представленная в отчете испытательного центра США (West Desert Test Center — WDTC) [12] свидетельствует о том, что в настоящее время Пентагон производит и тестирует биологические агенты на том же военном объекте, что и в прошлом – на базе для испытаний на химическую и биологическую защиту – Dugway Proving Ground.
Документы доказывают, что армия США производит, обладает и испытывает аэрозоли как ботулинического нейротоксина, так и сибирской язвы. Возвращаясь к Украине, отметим, что на её территории функционирует порядка двух десятков биолабораторий. Среди патогенных агентов, с которыми проводятся испытания, фигурируют сибирская язва и токсин ботулизма. Поэтому в связи с тем, что источник, послуживший отравлению 90 человек не найден, можно лишь гадать каким образом могли заболеть невинные граждане Украины. Вместе с тем нельзя исключать версию пропажи опасных патогенов, поскольку подобный случай произошел в 2013 году. Тогда был утерян вирус латиноамериканского происхождения под названием Гуанарито, вызывающий венесуэльскую геморрагическую лихорадку – заболевание, сопровождающееся жаром, диареей и токсикозом, нередко приводящее к смертельному исходу [13].
Понимание обозначенных вызовов и угроз основано на стремлении к сохранению территориальной целостности и обеспечении военной безопасности своей страны. Например, в Стратегии национальной безопасности РФ в качестве одной из угроз отмечено расширение сети военно-биологических лабораторий США на территориях соседних с Россией государств [14]. В свою очередь, Военная доктрина Республики Беларусь в качестве внешней военной опасности выделяет «распространение ОМУ, его компонентов и технологий производства, особенно размещение их на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь» [15]. При этом в п.15 и п.16 отмечается, что Республика Беларусь будет считать своим противником любой государственный или негосударственный субъект, деятельность которых представляет военную угрозу. Однако поскольку военно-биологические лаборатории осуществляют свою деятельность в секретном режиме работы, а вспышки и пандемии легко замаскировать под естественные, очень сложно определить характер возможной угрозы и соответственно отнести к военному виду. Важно подчеркнуть, что в случае реальной угрозы со стороны западных биоспециалистов, работающих на территории Республики, Беларусь оставляет за собой право обратиться за помощью, в том числе военной, к государствам — членам Организации Договора о коллективной безопасности, что отчасти является сдерживающим фактором для открытия биолабораторий, поскольку западные стратеги опасаются прямого военного противостояния.
Подводя итог, отметим, что в геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: с одной стороны, граничащей с Россией, с другой – со своими восточными партнерами, входящими или намеревающимися войти в Североатлантический блок. При этом желание Вашингтона любыми средствами сохранить глобальную гегемонию, в том числе через прессинг стран, проводящих независимую внешнюю политику, имеет тенденцию к значительному усилению. В связи с этим протестная активность в Республике может быть использована как инструмент давления на Минск с целью открытия биолабораторий на территории Беларуси. Каналом воздействия на высшее руководство Республики может оказаться та часть белорусской элиты, которая ориентирована на Запад и хранит там свои активы. В своем недавнем Послании белорусскому народу и Национальному Собранию [16] Президент Александр Лукашенко не раз в критическом ключе обращался к теме смены политического руководства Армении вследствие непродуманных, на его взгляд, конституционных реформ. Глава государства высказал мысль об исчерпании Белоруссией лимита на революции. Подобная позиция руководства страны свидетельствует, как минимум, об опасениях властей относительно возможностей внутренней дестабилизации в Республике. Ничто не мешает Вашингтону попытаться сыграть на таких опасениях.
Аргументом в пользу потенциального размещения военных биолабораторий на территории Белоруссии может оказаться, как это ни странно, биологическая угроза со стороны соседней Украины. По крайней мере, официальная американская дипломатия может попытаться разыграть данную карту на переговорах с белорусской стороной. Не стоит так же забывать о возможностях США финансово заинтересовать белорусские элиты. Скорее всего, Вашингтон продемонстрирует подход, сочетающий высказанные предположения. Несмотря на то, что размещение оружия массового уничтожения, его компонентов и технологий производства на территориях соседних с Беларусью государств военной доктриной Республики признаётся одной из военных угроз безопасности, остается неясным вопрос о том, считает ли Минск биолаборатории официально объектом, имеющим отношение к ОМУ. Подобной юридической лазейкой может воспользоваться Вашингтон при формулировании соответствующего предложения белорусским властям. В отличие от других государств, в которых размещены биолаборатории, положение Белоруссии отличается тем, что она в случае согласия будет не только «испытательным полигоном» и средством давления на другие страны, но и одной из целей. Одной из красных нитей приведённого выше недавнего Послания Александра Лукашенко в апреле этого года была идея такой внешней политики Беларуси, при которой Республике удастся избежать вовлечения в крупномасштабный военный конфликт. Президент прямо указал на то, что в крупнейших военных конфликтах прошлого Беларусь оказалась одной из самых пострадавших и впредь ей такое более не нужно. Не только на революции, но и на войны Республика давно исчерпала все лимиты. Глава белорусского государства поставил чёткую задачу: «… от нас должны исходить только мирные инициативы и разговоры, чтобы весь мир видел в нас настоящих и миролюбивых людей, хлебнувших это горе сполна».
Таким образом, объективно не в интересах Республики Беларусь размещение на собственной территории объектов военно-биологических лабораторий США. Подобная инфраструктура угрожает безопасности в первую очередь самой Белоруссии. Однако подобная внешнеполитическая акция может оказаться в интересах части белорусских политических элит. Указанные противоречия представляют для Вашингтона определённый коридор возможностей для реализации своих интересов на евразийском континенте.
Вероника Мальчикова
Примечания
[1]. США утверждают, что биологические лаборатории «носят гражданский характер» // Информационное агентство REGNUM. – 2017. – 26 апреля. – URL
[2]. Мальчикова В. В. Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». -2017. — 22 сентября. – URL
[3]. Rebuilding America’s Defenses. Strategy, Forces and Resources for a New Century // Information Clearing House. September 2000. – URL
[4]. «Слишком далеки они от народа» — Лукашенко об активизации в Беларуси неконструктивной оппозиции // Белорусское телеграфное агентство. – 2017. –21 марта. – URL
[5]. Usaid. – URL
[6]. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2016 год. – Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента республики Беларусь, 2017. – 209 с.
[7]. Вспышка кори в Европе: текущая ситуация (по состоянию на 08.06.2018 г.) // ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии». – URL
[8]. Эпидемиологическая ситуация в мире // ГУ «Республиканский Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья». – URL: http://www.rcheph.by/news/epidemiologicheskaya-situatsiya-v-mire.html
[9]. Оперативні дані щодо захворюваності на кір: 26-й тиждень // Міністерство охорони здоров’я України. – 2018. – 3 июля. – URL
[10]. Deadly botulism toxin ‘could threaten the UK’ as dozens of cases diagnosed in Europe // Express. – 2017. – Jul 23. – URL
[11]. Ботулизм // Всемирная организация здравоохранения. – 2018. – 10 января.
[12]. Capabilities Report 2012, West Desert Test Center. – URL
[13]. Vial of deadly virus missing at Texas bioterror lab // USA Today. -2013. 25 March. – URL
[14]. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N 1 (часть II), ст. 212.
[15]. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 26 июля 2016 года, 2/2410.
[16]. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г // Президент Республики Беларусь. Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL