США, Россия, Турция и Иран усиливают свои военные возможности на Ближнем Востоке
30 августа министерство обороны России объявило о проведении в период с 1 по 8 сентября в Средиземном море масштабных учений группировки сил Военно-морского флота и Воздушно-космических сил. В учениях задействованы 25 кораблей Северного, Балтийского, Черноморского флотов, Каспийской флотилии, две подводные лодки и около 30 самолётов дальней, военно-транспортной и морской авиации (включая стратегические ракетоносцы Ту-160, противолодочные самолёты Ту-142МК и Ил-32, истребители Су-33 и самолёты Су-30СМ морской авиации). В состав ударного морского соединения входят, в частности, ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевой корабль «Пытливый», фрегат «Адмирал Григорович», сторожевые корабли «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочек», дизель-электрические подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». На крейсере «Маршал Устинов» развернут мощный противокорабельный ракетный комплекс «Вулкан», а восемь боевых кораблей оснащены крылатыми ракетами «Калибр». Для снабжения многочисленной группировки в Средиземное море направлен большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов».
Таким образом, речь идёт о самой мощной группировке с начала 30 сентября 2015 года российской военной операции в Сирии. В соответствии с планом учений в Средиземном море отрабатывается комплекс задач по противовоздушной и противоподводно-диверсионной обороне и по противоминному обеспечению. Одной из главных задач ВМФ является обеспечение доставки морским путем вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, других грузов для ведения боевых действий, напоминают «Известия». «Российское присутствие важно, чтобы не позволить западным странам помешать скорейшему завершению войны. Российские силы выступают гарантом стабильности в регионе и не дают разгореться широкой региональной войне, – отмечает пресс-секретарь сирийского парламента Н. Габид.
Военно-учебные мероприятия российской стороны в Восточном Средиземноморье, способные стать фактором усиления российского контингента в Сирии, следует рассматривать в контексте серьёзного роста напряжённости на Ближнем Востоке. «Можно сказать, что американцы проиграли в военном плане в Сирии, несмотря на те усилия, которые они для этого приложили, и сейчас они хотят воспользоваться моментом, чтобы получить какие-либо дивиденды через политические процессы и недопущение возвращения беженцев в свои дома», – заявил 30 августа министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем по итогам переговоров с Сергеем Лавровым. Нежелание администрации Трампа признать своё стратегическое поражение в Сирии более чем очевидно, как и её намерения любыми способами торпедировать едва наметившийся процесс политического урегулирования и частичного экономического восстановления страны. Как мы отмечали в предыдущем обзоре, подготовка очередной провокации с применением химического оружия в Идлибе идёт полным ходом. В ходе состоявшегося на прошлой неделе специального заседания Совбеза ООН внимание на это обстоятельство обратил постпред России В. Небензя: «У сирийских вооруженных сил нет химического оружия и нет планов по его использованию. Нет в этом никакой военной необходимости, мы об этом неоднократно говорили. Люди в здравом уме не будут использовать бессмысленные с военной точки зрения средства, чтобы вызвать на себя ответный огонь трех могущественных держав. Зато последние, объявив об этом и дождавшись провокаций боевиков, могут начать бомбардировки». Соответствующая информация, с указанием конкретных населённых пунктов (Саракиб) и спецификаций смертоносного зелья неоднократно озвучивалась представителями министерств обороны и иностранных дел России, однако вероятность адекватной реакции со стороны «западных партнёров» и патронируемых ими международных организаций равна нулю.
Добавим сюда похищение «белыми касками» 44 детей с целью использования их в инсценировке «химической атаки». В частности, в российском МИДе обратили внимание на Twitter-аккаунт некоей «шестилетней девочки Халы», представляющий собой пример «циничного, расчетливого, но не новаторского подхода наших западных коллег к пропаганде на сирийском направлении». У «девочки Халы», призывающей «цивилизованный мир» «обратить внимание на Идлиб, прекратить убивать детей и наносить авиаудары», сотни подписчиков, среди которых – ведущие западные СМИ, такие, как британская BBC, американские Huffington Post, Buzzfeed, Радио Свобода… Конечно же, это чистая случайность.
«Нельзя исключать, что именно аккаунт Халы поделится с миром кадрами, подтверждающими якобы имевшее место применение химического оружия сирийскими правительственными войсками против мирного населения. Мы все это уже проходили», – поясняет представитель МИД России М. Захарова. Кто стоит за Twitter-преемницей «девочки Баны Алабед из Алеппо», догадаться несложно. 25 августа глава российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-майор Алексей Цыганков сообщил о том, что лидерам террористических группировок удалось собрать в Идлибе несколько тысяч боевиков с тяжелым вооружением для последующего наступления на Хаму и Алеппо. Только 31 августа, по данным ЦВПС, из так называемой «Идлибской зоны деэскалации» было обстреляно 11 населённых пунктов в провинциях Латакия, Алеппо и Хама. Ожидая наступления сирийцев, противник взрывает мосты, активизирует работы по строительству фортификационных укреплений, в том числе с принудительным использованием труда местного населения. Главарь запрещённой в России террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» Аль-Джулани в очередном видеообращении (которое могло быть сделано из горной части Латакии) призвал все наличные идлибские банды к «джихаду» против властей Дамаска. Одновременно «непримиримые» развернули массовый террор в отношении сторонников вовлечения в процесс национального примирения при посредничестве российского ЦПВС, что также наводит на мысли об активизации в Идлибе сотрудников спецслужб США и их региональных сателлитов (1).
В этой связи нельзя не обратить внимания на информацию о завершении строительства американскими военнослужащими на северо-западе Сирии новой авиабазы, как минимум сопоставимой по своим возможностям с объектом в Хмеймиме. Ранее, со ссылкой на иностранные военные источники, мы упоминали о строительстве такой базы в районе Ракки.
Кроме того, турецкое издание Hurriyet пишет о размещении Центральным командованием ВС США современных радиолокационных систем в районах Таль Байдар, Кобани (Айн-эль-Араб) и Саррин, не считая 13 портативных и стационарных радарных систем для наблюдения и разведки. Радиолокационные комплексы развёртываются силами американского экспедиционного корпуса в районе города Кобани, а также на базе в Эш-Шаддади на северо-востоке Сирии (провинция Эль-Хасеке), что означает создание на севере страны собственной системы противоракетной обороны, подтверждает эту информацию Yeni Safak со ссылкой на бывшего командующего военной ассамблеи провинции Дейр-Эз-Зор Файеза Аль-Эсмера. Источник издания утверждает, что «планы США по созданию в регионе обстановки хаоса и предпринимаемые в этом направлении шаги свидетельствуют о намерении американской администрации укрепить свое пребывание в Сирии, обеспечивая поддержку террористам из курдской партии «Демократический союз» (PYD)» (2). Всё это может означать подготовку объявления бесполётной зоны общей площадью более 250 тысяч кв. км от Манбиджа до Дейр эз-Зора – соответствующая работа была начата более двух лет назад, что ещё раз доказывает очевидную истину: заявления Дональда Трампа о намерении вывести из Сирии американские войска не имеют ни малейшего отношения к реальности. Контролируемые «СДС» обширные территории интенсивно насыщаются современными средствами радиолокационной борьбы, способными функционировать в автономном режиме. Технические возможности позволяют американским военным строить в пустыне взлетно-посадочные полосы, способные принимать тяжелые транспортные самолеты, посредством которых можно оперативно перебрасывать практически любые военные грузы и личный состав откуда угодно.
Конечно, обо всем этом известно российским военным и дипломатам, как и об их направленности на «сдерживание» не столько Анкары, но в первую очередь – Москвы и Тегерана. Также появилась информация о доставке двумястами грузовиками «международной коалиции» очередной партии материальной помощи (включая военную) арабо-курдским «Сирийским демократическим силам». Учитывая местные реалии, не следует удивляться появлению этой «помощи» у боевиков террористических группировок Идлиба, общая численность которых оценивается экспертами в диапазоне от 20 до 50 тысяч, причём вооружены они гораздо лучше, чем в Восточной Гуте или же Дера`а.
* * *
Ранним утром 1 сентября боевики экстремистской группировки «Восточные Львы», проходящие подготовку на американской базе Эт-Танф, попытались в очередной раз атаковать Пальмиру. В результате боестолкновения с сирийцами в 36 км юго-восточнее города двое боевиков уничтожены, двое взяты в плен и дают интересные показания. «В задачу боевиков входило провести серию терактов в районе населенного пункта Пальмира и обеспечить проход главных сил около 300 боевиков для захвата города в течение ближайшей недели», – говорится в сообщении российского ЦВПС.
Показания пленных террористов подтверждают наличие 55-километровой оккупированной США зоне вокруг Эт-Танфа баз, на которых боевики проходят подготовку под руководством американских и других инструкторов для дестабилизации обстановки на территории Сирии. Оружие и боеприпасы также поставляются с американской базы.
Неделей ранее, 22 августа, советник Трампа по национальной безопасности одиозный Джон Болтон сделал примечательное заявление, смысл которого заключается в том, что Россия якобы «завязла» в Сирии и поэтому ищет у ряда государств поддержки в вопросе финансирования послевоенного восстановления ближневосточной страны, и это предоставляет Вашингтону дополнительные «рычаги давления» на Москву. Участившиеся в последнее время российско-американские контакты (в частности, на уровне секретарей Советов безопасности) вовсе не свидетельствуют о снижении уровня конфронтационности в российской стратегии Вашингтона: скорее наоборот. Очередные удары по позициям сирийской арабской армии – только лишь вопрос времени, и вполне естественно, что Пентагон стремится лучше к ним подготовиться: «Новая американская военная авиабаза, располагающаяся на северо-западе Сирии, позволяет американским ВВС наносить быстрые и мощные удары (в том числе, как предполагают некоторые наблюдатели, и по президентскому дворцу в Дамаске – прим. авт.), что может стать для правительственных сил Сирии разгромным, тем более, что российские военные не смогут обеспечить защиту против американской боевой авиации… единственным рациональным вариантом для России станет обеспечение патрулирования воздушного пространства и развёртывание средств радиоэлектронной борьбы».
Согласно CNN, предварительный список целей в Сирии, по которым будут наноситься удары, уже готов. Развертывая в Средиземном море корабельные радары, российские военные попытаются перехватывать и сбивать ракеты Tomahawk. В ответ на это американцы могут задействовать свои системы радиоэлектронной борьбы, а также запускать ракеты из Красного моря и из северной части Персидского залива, чтобы избежать российских средств обнаружения. В логике партнёров (если, конечно, это можно назвать логикой), российское военно-морское присутствие у берегов Сирии рассматривается как доказательство «ответственности режима» за инсценированные террористами «химические атаки» в Идлибе.
В складывающейся, без преувеличения, предгрозовой обстановке Сирия активно взаимодействует с союзниками. «Мы действительно используем свое право на защиту. Хотели бы подчеркнуть, что попытки, подобные тем, которые собираются предпринять США и другие, последствия будут устрашающими и окажут негативное влияние на ситуацию. Мы прямо сейчас предостерегаем от совершения тройственной агрессии по отношению к сирийскому народу», – заявил на пресс-конференции в Москве В. Муаллем. Помимо военно-тренировочных мероприятий ВМФ и ВКС России, 24 августа Дамаск посетил министр обороны Ирана А. Хатами, обсудивший в ходе переговоров с сирийским коллегой И. Айюбом вопросы совместного противодействия американской агрессии. «В рамках «Астаны» была достигнута договорённость о продолжении бескомпромиссной борьбы с террористами, которые сейчас больше всего сконцентрированы в районе Идлиба. Эту проблему надо решать, но при этом, конечно, мы понимаем важность минимизировать ущерб для мирного населения», – заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов. В настоящее время проходят «активные консультации с тем, чтобы ликвидировать террористов, для этого нужно их отделить от оппозиции, которая принимает участие в переговорах в астанинском формате, и не допустить, чтобы террористы использовали мирное население как живой щит».
Подготовка официальным Дамаском безальтернативной с военной точки зрения операции в Идлибе и согласование позиций в преддверии намеченного на 7 сентября в Тегеране трехстороннего ирано-российско-турецкого саммита имеют фоном откровенно деструктивную позицию ООН, с подачи Вашингтона де-факто торпедирующую любые попытки борьбы с международным терроризмом (3). США планомерно и целенаправленно укрепляют своё присутствие в регионе, и не приходится сомневаться в том, что они и их союзники будут всеми силами стремиться сохранить и усилить террористический очаг на северо-западе Сирии. Не исключено, что для парирования возникающих (и лишь частично описанных выше) угроз Москве придётся увеличивать военный бюджет, что приведёт к дополнительным нагрузкам на экономику и социально-политическую стабильность внутри страны в условиях развязанной Западом санкционной войны. Очередной раунд геополитической схватки за Сирию видится неизбежным, и противоборствующие стороны намерены подойти к нему во всеоружии. Удастся ли в условиях курса Белого Дома на открытую военную конфронтацию удержаться от эскалации силового противоборства – ответ на этот ключевой вопрос далеко не очевиден.
Андрей Арешев
Примечания
(1) В числе объектов этого террора – местные гражданские активисты, некоторые старейшины и даже склоняющиеся к диалогу с Дамаском полевые командиры отдельных группировок «сирийской свободной армии». По информации пользователей социальных сетей, Турция всё-таки призналадействующее на северо-западе Сирии объединение «Хайат Тахрир аш-Шам» террористами. Ранее некоторые источники заявляли о требовании Анкары о роспуске группировки, на что её главари ответили отказом.
(2) 28 августа стало известно об отправке в Сирию, в дополнение к уже имеющимся, 224 турецких военнослужащих из состава 49-ой бригады коммандос. По заявлению турецкого командования, они примут участие в некой контртеррористической операции. Также Турция продолжает укреплять свои наблюдательные пункты в провинциях Идлиб и Хама, для чего в Сирию завозятся бетонные блоки, которые устанавливаются в районе наблюдательных пунктов.
(3) 29 августа генеральный секретарь ООН А. Гутерриш выступил со скандальным заявлением, которое трудно интерпретировать иначе, нежели как прямое поощрение преступлений, чинимых боевиками орудующих на сирийской земле террористических группировок. «Попытки возложить на правительство Сирии вину за теракты, совершенные [запрещённой в России группировкой] ИГИЛ на юго-западе страны, грубо искажают реальную ситуацию в Сирии. Мы рассматриваем очередные спекуляции в данном случае, к нашему большому сожалению, ооновцев над трагедией людей, пострадавших в ходе теракта, как дискредитирующие верховного комиссара ООН по правам человека и возглавляемое им управление», – заявила ранее официальный представитель МИД России М. Захарова. Ранее официальный представитель УВКПЧ ООН Р. Шамдасани, укрепляя параллельную «информационную реальность», призвала правительство Сирии «не ставить под угрозу» жизнь гражданских лиц, на самом деле ставших жертвами террористов. Помимо этого, 1 сентября стало известно об отказе Ирака пропустить через воздушное пространство страны следующий в Латакию военно-транспортный самолёт ВКС России Ту-154М.