В Идлибе готовится очередная «химическая» провокация по известному сценарию
Согласно данным российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии, несмотря на установленный режим прекращения боевых действий, продолжают фиксироваться нарушения со стороны незаконных вооруженных формирований, действующих в так называемой «Идлибской зоне деэскалации». Только в течение 22 августа были зафиксированы обстрелы населенных пунктов в провинциях Латакия, Хама, жилые кварталы города Алеппо.
21 августа сирийскими военными были замечены три беспилотных летательных аппарата в ударном оснащении, приближавшиеся к позициям правительственных войск у западной окраины населенного пункта Абу-Дали на юге провинции Идлиб со стороны подконтрольных террористам территорий. Огнём зенитной установки ЗУ-23 и стрелкового оружия все три дрона были уничтожены.
ЦПВС призывает предводителей незаконных вооруженных формирований отказаться от вооруженных провокаций и встать на путь мирного урегулирования ситуации в подконтрольных им районах, однако напряжение вокруг Идлиба нарастает. Орудующие в Сирии боевики запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» получает оружие от полуофициальных структур, в том числе связанных с западными спецслужбами, заявил 23 августа постоянный представитель России при ООН Василий Небензя: «Продолжают копиться свидетельства осуществления поставок вооружения извне, в том числе через полулегальные структуры или даже под покровительством спецслужб отдельных стран». Дипломат выразил надежду, что данную проблему удастся обсудить в ходе международной конференции противодействия незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом, которая должна пройти в Москве 3-4 сентября. Как предупредил В. Небензя, «вполне возможно, что частота террористических вылазок будет возрастать, в первую очередь на идлибском направлении. Игиловцы идут во все тяжкие, активно привлекая к совершению терактов несовершеннолетних, включая детей до 12 лет». Добавим к этому, что соответствующие доказательства предоставляются сирийскими властями, однако не находят со стороны так называемого «международного сообщества» ни малейшего отклика. Потому как дети – точно такой же расходный материал в ведущейся против Сирии террористической интервенции, как и всё остальное. Постпред России при ООН высказал точку зрения о том, что место «ИГ» в Сирии может занять другая террористическая организация, а именно запрещённая в России «Аль-Каида», финансирование которой составляет от 20 до 40 миллионов долларов в месяц. В настоящее время, как и в первые годы антисирийской военной авантюры Запада, она укрепляет связи со своими филиалами в Северной Африке, пытается контролировать местный криминальный бизнес, а также инвестирует в агропромышленные холдинги африканских стран.
Между тем, по информации официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, подтвержденной несколькими независимыми источниками, боевики запрещённой в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» («Джебхат ан-Нусра», в конечном итоге та же «Аль-Каида») доставили в Идлиб 8 емкостей с хлором в Идлиб с целью инсценировать «химическую атаку сирийского режима против мирного гражданского населения». Также отмечаются факты переброски химикатов в относительно крупный и стратегически важный город Джиср-эш-Шугур на границе с Латакией, который может стать одной из целей наступления сирийской армии. После передачи боевикам группировки «Хизб Ат-Туркестан Аль-Ислами» они были перевезены оттуда в деревню Халлюз, куда также прибыла «специальная группа подготовленных боевиков», которые должны будут «имитировать спасение пострадавших от химоружия». Накануне боевики прошли «обучение по обращению с отравляющими веществами под руководством специалистов британской частной военной компании «Олива». Реализация при активном участии британских спецслужб данной провокации должна будет послужить очередным поводом для нанесения США, Великобританией и Францией ракетно-авиационного удара по государственным и экономическим объектам Сирии».
В этой связи вполне закономерна информация о том, что США сообщили России о своей готовности прибегнуть к жёстким военным мерам против Сирии, если Башар Асад реализует свои мифические планы «применить химическое оружие в Идлибе». «…Действия западных стран вопреки публичным заявлениям направлены на очередное резкое обострение обстановки в ближневосточном регионе и срыв мирного процесса на территории Сирии», – заявил И. Конашенков. Как сообщало агентство Bloomberg, о готовящемся ударе по Сирии советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон заявил секретарю Совета Безопасности России Николаю Патрушеву. По словам этого общепризнанного американского «ястреба», его страна готова «ответить еще более мощными военными действиями», чем раньше.
Россия предостерегает США и их союзников от новых опрометчивых шагов в Сирии, заявилзаместитель министра иностранных дел Сергей Рябков: «Каждый раз, когда в Сирии наблюдаются признаки стабилизации, возвращения к нормальной жизни, полного решения задачи ликвидации террористических очагов, США и их союзники предпринимают недостойные и абсолютно циничные меры по срыву этих позитивных процессов. Так было в прошлом, мы наблюдаем уже на протяжении многих лет». «Главное средство в этой ситуации для США — грубые провокации, когда прикормленные ими террористические вооруженные формирования и квазинеправительственные организации, подобные «белым каскам», действуют беспощадно, грубо, применяя отправляющие вещества, а затем ответственность за это сваливается на законное правительство в Дамаске и тех, кто оказывает ему поддержку в законной борьбе с терроризмом. Мы, возможно, находимся на пороге повторения этого возмутительного сценария в очередной раз. Мы слышим ультиматумы из Вашингтона, в том числе публичные, это не сказывается на нашей решимости продолжать линию на полную ликвидацию террористических очагов в Сирии и возвращение этой страны к нормальной жизни».
Согласно информации Telegram-канала WarGonzo, ссылающегося на российские военные источники, штурм провинции Идлиб сирийской армией и её союзниками может начаться после 28 сентября. Именно до этой даты действует режим прекращения огня, затем правительственные силы готовятся нанести удар по террористам с трех направлений: Латакия, Хама и Алеппо. В настоящее время в городок Йорин (Горен) на границе с провинцией Идлиб активно перебрасывается военная техника. Источники в силовых структурах САР сообщают о дополнительной переброске на этот участок фронта двух тысяч солдат и около одной тысячи бойцов просирийских ополчений.
Соответственно, угроза неизбежного наступления сирийской армии на северо-западе Сирии вынуждает боевиков и их спонсоров торопиться. Помимо упомянутых американских угроз, западная пресса и социальные сети активно продвигают очередные страшилки на тему травящего-де мирных граждан химическим оружием «кровавого Асада». Также местными источниками отмечается высокая активность пособников боевиков из числа так называемых «Белых касок» в районах, остающихся под оккупацией «Ан-Нусры» и связанных с ней террористических банд.
Согласно предположениям некоторых наблюдателей, помимо упомянутого Джиср-эш-Шугура, провокации могут быть организованы в Сирмании, в Эль-Латаминском выступе, или к западу от Абу-ад-Дахура. После авиуадаров ВВС Сирии или ВКС Рроссии на одном или нескольких направлениях возможных ударов сирийской армии распыляют хлор или зарин, после чего глобальные медиа наполняются очередными ужасающими картинками с многочисленными трупами женщин и детей. Уже сегодня активно раскручивается хэштэг #SaveIdlib с нарисованными мёртвыми детьми и «убийцей Асадом». Неотличимые от боевиков до степени смешения «Белые каски» всё оперативно «документируют», для чего, как показала предшествующая практика, вовсе не обязательно создавать даже видимость правдоподобия. Для реализации преступного сценария у террористов есть всё: мотивация, квалифицированные исполнители (как в сугубо технической, так и в информационной сфере), расходный человеческий материал, необходимые химикаты и оборудование, а главное – очевидный политический заказ на затягивание сирийской войны до бесконечности. Без очередной сфабрикованной «химической атаки» шансы джихадистов на успех в противостоянии сирийской армии невелики, а Идлиб – единственный остающийся под их оккупацией крупный район страны. Раскрутка очередных «военных преступлений Асада» может быть использована как против Сирии, как это было в апреле 2017 года после постановки в Хан-Шейхуне, так и против России, для поддержания «логического ряда» обвинений в «применении химического оружия против мирных граждан» не только в Европе (фантасмагорическое «дело Скрипалей»), но и на Ближнем Востоке. После получения формального повода для удара ВВС проамериканской коалиции наносят по позициям сирийской армии и её союзников массированные ракетно-бомбовые удары, что способствует сохранению террористического очага на северо-западе Сирии на неопределённо длительный период.
По данным российского военного ведомства, Вашингтон активно готовится к удару по Сирии: так, несколько дней назад в Персидский залив прибыл эсминец ВМС США The Sullivans с 56 крылатыми ракетами на борту, а на авиабазу Эль-Удейд в Катаре перебросили стратегический бомбардировщик В-1В, вооруженный 24 крылатыми ракетами «воздух-поверхность». Москве и её союзникам предстоит существенная работа, в том числе в упреждающем формате, с тем, чтобы предотвратить возможные последствия очередной провокации, готовую готовят боевики с подачи иностранных спецслужб. В течение минувшей недели велись активные переговоры с Турцией, поддерживающей некоторые вооружённые группировки на севере Сирии.
* * *
Некоторое время назад в социальных сетях появились фотографии боевиков «умеренной» банды «Аль-Магавир Ас-Саура», проходящих подготовку на американском военном объекте Эт-Танф на границе с Иорданией и Ираком в провинции Хомс и помогающих террористам «ИГ» оказывать остаточное сопротивление сирийским силам в Эс-Сувейде. Одновременно Вашингтон не прекращает кипучую работу по продавливанию идеи о создании коалиционных «Арабских сил» на Ближнем Востоке, которые иногда называют прообразом «арабского НАТО». В официальных документах фигурирует название «Ближневосточный стратегический альянс» (Middle East Strategic Alliance, сокращённо MESA), и он должен стать оплотом против так называемой «иранской угрозы». Предполагается, что в MESA войдут 6 суннитских «заливных» партнёры США (с вовлечением Иордании и Египта), которые придумают совместные механизмы реагирования на внешнюю агрессию (не стоит долго гадать, со стороны кого), создадут единую систему противовоздушной и противоракетной обороны и т.д. Главными лоббистами проекта на Ближнем Востоке считаются Эр-Рияд и Абу-Даби, более других озабоченные «иранской экспансией», но при этом вот уже несколько лет ведущие террористическую войну против Йемена и оккупирующие часть его территории. Помимо военных целей, возможный будущий пакт, судьбу которого будут обсуждать в Вашингтоне в середине октября, укрепить экономические и дипломатические связи ближневосточных монархий, отношения между которыми на самом деле никогда не блистали идиллией (тот же Катар после того, как впал в немилость у Эр-Рияда, существенно укрепил отношения с Тегераном). Напомним, впервые идея о создании «арабского НАТО» высказывалась ещё два года назад после победы Трампа, а в 2018 году американские стратеги заговорили о размещении «арабских сил» на территории Сирии, что способствовало бы её территориальному разделению.
В Иране отмечают, что создание «арабского» альянса под главенством Вашингтона только усугубит ближневосточный кризис, способствуя «углублению пропасти между Ираном, его региональными союзниками и арабскими странами, которых поддерживают США». Вашингтон активно торпедирует российские инициативы по началу процесса восстановления Сирии. Адресованные Европейскому Союзу внести финансовый вклад в хотя бы частичное восстановление разрушенной войной страны, что в значительной степени спровоцировало миграционный поток в сторону Старого Света, и далее будут висеть в воздухе. Анонсированный вроде бы на 7 сентября четырёхсторонний саммит России, Турции, Германии и Франции, скорее всего, не состоится в силу неконструктивной позиции западных партнёров. То же самое можно сказать о вопросе возвращения беженцев, который Москва безуспешно пыталась превратить в хотя бы локальное пространство взаимодействия с «западными партнёрами». «То, что западники не хотят в этом участвовать, лишний раз подтверждает, что у них совсем другие цели — и дальше раскачивать Сирию, не гнушаясь никакими приемами, и по-прежнему добиваться все новых и новых предлогов для того, чтобы ставить вопрос о смене режима, смене власти в Дамаске. Ничего нового в этом нет, хотя международные отношения получают удар за ударом в прямом и переносном смысле. Мы к такому развитию готовы, мы разоблачаем эти замыслы. Но история, в том числе недавняя, похоже, ничему американцев не учит, и сейчас опять мы видим серьезное нагнетание обстановки», – отмечает С. Рябков. Одновременно США укрепляют и расширяют сеть нелегальных военных объектов на юге, севере и северо-востоке страны. По некоторым данным, строительство очередной военной базы и аэродрома с бетонным покрытием и мощной системой охранения ведётся силами Корпуса морской пехоты США в одном из районов Ракки. Очередной многофункциональный военный аэродром позволит американским военным и спецслужбам качественно нарастить снабжения террористических группировок, орудующих к востоку от Евфрата. Для нейтрализации соответствующих угроз сирийским военным и их союзникам предстоит приложить немало усилий в ситуации, при которой США последовательно накаляют обстановку в стране, используя «сирийский фронт» в более широком формате ведущейся против России «гибридной войны».
Семь лет назад президент США Барак Обама впервые произнёс сакраментальное «Асад должен уйти», и теперь бывший президент Дж. Картер скрепя сердце рекомендует сменить тактику, отказаться от цели смены режима и ожиданий его «демократического перехода» в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вместо этого предлагается частично вернуть в Дамаск дипломатов и терпеливо заниматься пестованием «демократии», решать судьбу оккупированной Турцией территории на северо-западе Сирии «с международным участием» и много чего ещё. Очевидно одно – перспективы перехода сирийского кризиса в общерегиональный по-прежнему не сняты с актуальной повестки дня, что предполагает более тесную координацию действий всех противников этого крайне негативного сценария.
Андрей Арешев