8 августа 2018 года американский Госдепартамент, прикрываясь абсурдными и абсолютно безосновательными обвинениями, связанными раздутым в западной прессе так называемым «делом Скрипалей» (достаточно сказать, что правительство Великобритании не предоставило на этот счёт ни единого доказательства), объявил о намерении ввести против Российской Федерации очередные ограничительные меры. В случае введения «второго пакета» санкций, что может произойти через несколько месяцев, «США будут использовать свое влияние, чтобы противостоять финансовому содействию России со стороны каких-либо международных финансовых организаций». Это означает очередные попытки экономической и политико-дипломатической изоляции России, включая массированное давление на её основных торгово-экономических партнёров.
Ещё ранее группа сенаторов внесла в Конгресс США проект так называемого «Акта по защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018» (DASKAA), ставшего обобщённым и систематизированным изданием вводившихся ранее американским парламентом антироссийских санкций, заметно дополненных и расширенных. Подготовивший законопроект соратник Трампа по Республиканской партии сенатор Линдси Грэм назвал предлагаемые меры «самыми жёсткими» из всех санкций, принимавшихся до сих пор против России. В частности, предполагается ввести ограничительные меры против государственных долговых бумаг РФ, запретить участие американцев в проектах добычи нефти российскими компаниями, ограничить импорт урана из России. Следующие логичные шаги в этом направление – полный запрет на поставки энергоносителей и полная блокада любых финансовых транзакций через банки, находящиеся под полным либо опосредованным американским контролем.
В этой связи издание «Коммерсант» признаёт то очевидное обстоятельство, что «ещё недавно декларировавший готовность к новой встрече с Владимиром Путиным Дональд Трамп в итоге предпочел прислушаться к своим законодателям в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс и не намерен рисковать своим политическим капиталом ради отношений с Россией. Вступление Белого дома в полномасштабную войну санкций с Россией делает ее неизбежным долгосрочным трендом, на ближайшие годы исключающим возможность нормализации отношений двух стран» (здесь и далее – выделено нами). Таким образом, скандальные действия заокеанских законодателей и чиновников не следует рассматривать в качестве некоей неожиданности, либо же единичных пропагандистских наскоков, обусловленных внутриполитической борьбой в США и предстоящими в ноябре текущего года выборами в Конгресс. Санкционное давление на Россию, направленное на разрушение критических инфраструктур жизнедеятельности государства и изменение внешнеполитического курса, системно наращивается вот уже многие годы, а по сути – не прекращалось на протяжении последнего столетия практически никогда. Достаточно напомнить, что первая попытка их введения была предпринята в 1911 году банкиром Я. Шиффом, в результате чего не было пролонгировано российско-американское торговое соглашение 1832 года. И даже пресловутая «поправка Джексона-Веника» просуществовала до 2012 года, когда её заменили на «Акт Магницкого».
Заявления американских официальных лиц первого ранга о создании Космических сил, и соответствующие практические действия, вынуждающие другие страны к ответным шагам, прямо подрывают и без того дышащий на ладан международно-правовой комплекс мер по контролю над вооружениями. Объективно отставая в сфере разработок гиперзвуковых вооружений, США пытаются взять реванш в космосе, одновременно пытаясь блокировать экономическое и технологическое развитие любой страны или группы стран, способных, пусть даже теоретически, сдержать их гегемонистские устремления.
Прикрываясь «патриотическим» лозунгом America First, сходным по смыслу с печально известным Deutschland Über Alles, Вашингтон развязывает торговые войны не только с геополитическими конкурентами (Китай), но и с ближайшими союзниками (Европейский Союз и Турция). Целенаправленные подрывные действия против Исламской Республики Иран, равно как и авантюрные планы по перекройке этнополитической и конфессиональной карты Ближнего Востока, включая так называемую «арабскую весну», уже привели к чудовищным геноцидным акциям, сотням тысяч жертв в Ираке, Ливии, Сирии, Йемене, многомиллионным потокам беженцев, разрушению экономических инфраструктур и некогда вполне благополучных государств. В этой связи следует особо отметить экспансию поддержанных западными спецслужбами и многочисленными наёмниками международных террористических группировок, что нашло особо яркое проявление в ходе так называемого «сирийского вооружённого конфликта», длящегося вот уже восьмой год. В действительности за этой политически нейтральной формулировкой скрывается масштабная террористическая интервенция, направляемая при решающей роли Соединённых Штатов Америки и ряда их западных и региональных союзников, их организационными, идеологическими усилиями и миллиардами долларов. В результате начатой в сентябре 2015 года контртеррористической операции Военно-Космических Сил России в Сирии, слаженными и чёткими действиями российской дипломатии, союзников и друзей сирийского народа удалось, казалось бы, добиться невозможного, и сегодня под контролем террористических банд (уверены – до поры до времени) остаётся лишь одна область на северо-западе Сирии. Вместе с тем, санкции США против России и Турции – не что иное, как очевидная попытка подорвать Астанинский мирный процесс, максимально затянуть военные действия в стране и нелегальное присутствие на её территории американских вооружённых формирований.
Вполне вероятное развязывание агрессивных действий против Исламской Республики Иран «вдохнёт жизнь» в региональные террористические группировки (в том числе представляющие непосредственную опасность для России) и, не исключено, приведёт к возникновению новых «изданий» запрещённых в России «Исламского государства» и «Аль-Каиды». Достаточно наглядно эта чрезвычайно опасная ситуация прослеживается на примере Афганистана. В северных районах этой страны, частично оккупированной силами НАТО, явно не без ведома американских спецслужб формируется очередной «передовой отряд» международного терроризма и радикального исламизма, что представляет непосредственную угрозу для России и её союзников по ОДКБ.
Кроме того, актуальной остаётся проблема функционирования на территории ряда постсоветских стран американских военно-биологических объектов, способных породить дополнительное недоверие в отношениях между Россией и её ближайшими соседями. Особую тревогу представляет информационная политика крупнейших интернет-сервисов США, целенаправленно блокирующих деятельность антивоенных интернет-сайтов, пытающихся объективно освещать безрассудную поджигательскую деятельность деструктивных элементов, последовательно разрушающих структуру современных международных отношений и того, что от них осталось.
В этой связи Центр анализа террористических угроз полагает необходимым:
- оперативное принятие должным образом подготовленных адекватных, а в случае необходимости асимметричных ответов на любые враждебные действия американской стороны (включая возможное понижение уровня дипломатических отношений и работу консульств США в Екатеринбурге и Владивостоке);
- дальнейшее укрепление многоуровневого взаимодействия в рамках ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества и иных форматов, включая активное противодействие международному терроризму на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе;
- формирование устойчивых многосторонних альянсов, способных в условиях фактического паралича основных международных институтов, эффективно сдерживать агрессию США и их союзников, имеющую исторически обусловленный «гибридный» характер;
- принятие необходимых организационных мер по ограничению и дальнейшему законодательному запрету деятельности на территории Российской Федерации американских и транснациональных структур, прямо угрожающих её экономическому, военно-политическому и информационному суверенитету (включая максимальную дедолларизацию экономики и иные меры по противодействию развязанной с подачи Вашингтона экономической войне);
- воздерживаться от любых недостаточно продуманных действий, способных дестабилизировать общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, её государственно-правовое единство, на фоне радикально возрастающих внешних вызовов и угроз.
Центр анализа террористических угроз
14 августа 2018 года