«Лазуритовый коридор» через Кавказ нацелен на дестабилизацию Афганистана
Тесный военно-политический союз Азербайджана и Турции является базовым элементом для расширения сотрудничества Баку с Североатлантическим Альянсом. Анкара «отвечает» в штаб-квартире НАТО в Брюсселе за регион Южного Кавказа. Согласно своей внешнеполитической доктрине, Азербайджан является внеблоковым государством и де-юре не входит какие-либо военно-политические союзы, более того, он даже является членом «Движения неприсоединения». Поэтому тема де-факто союзничества с Анкарой, когда это необходимо, деликатно обходится стороной, и Турция в официальных документах в качестве союзника обычно не указывается прямо. Причиной тому – стремление Баку не педалировать излишне факт блоковой принадлежности своего ближайшего военно-политического патрона. Ведь союз между «блоковым» и «внеблоковым» государством вызвал бы множество вопросов у России, Ирана, да и не только у них.
В политико-правовом аспекте Турция специально не указывается как союзник Азербайджана исходя в том числе из понимания важности России в приоритетном для Баку нагорно-карабахском урегулировании. То же самое касается отношений Азербайджана с НАТО в целом, хотя вооруженные силы прикаспийской страны по ряду важных параметров перешли на стандарты Альянса.
Кроме того, Баку, периодически заявляя о евроинтеграции и сотрудничестве в рамках IPAP с НАТО, тем не менее, исключает соответствующие положения из своих внешнеполитических документов и из военной доктрины, понимая, что Россия будет воспринимать их негативно либо настороженно.
Между тем, 6 июля завершились широкомасштабные учения с боевыми стрельбами (в том числе и ночными) Вооружённых Сил Азербайджана с участием до 20 тысяч военнослужащих, до 140 единиц танков и другой бронетехники, свыше 230 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 30 единиц армейской и фронтовой авиации различного назначения. В ходе учений разыгрывались наступательные сценарии по освобождении территорий так называемой «зоны безопасности» вокруг Нагорного Карабаха. Проанализировав итоги мероприятий, прошедших согласно плану, утвержденному Верховным главнокомандующим Ильхамом Алиевым, министр обороны генерал-полковник Гасанов отчитался о выполнении поставленных целей. Он отметил, что в ходе учений оперативная подготовка органов управления и войск была усовершенствована и поднята на новый уровень, штабы полностью выполнили имевшиеся задачи. Подчеркнув важность проведения этих учений, глава военного ведомства довёл до участников совещания соответствующие задачи, возложенные Верховным главнокомандующим на национальную армию.
Согласно российским военным источникам, учения проходили в условия горно-лесистой и городской местности, сложной оперативной обстановке, предполагающей комплексное радиоэлектронное противодействие, применение противником крылатых ракет и авиации. При этом, «проводимый комплекс мероприятий учитывал развертывание коллективных союзных сил, необходимое для стабилизации военно-политического кризиса и гуманитарной обстановки. Указанный спектр задач учитывает специфики последних обострений «карабахского кризиса», а также потенциальные угрозы в ходе дестабилизации Южного Азербайджана». Таким образом, можно сделать предположение о том, что весь комплекс вышеупомянутых мероприятий направлен как против члена ОДКБ Армении, так и против северных провинций Ирана.
Ранее, в конце мая 2018 года специалистами Сил специальных операций США в составе инструкторской миссии и мониторинговой группы Командования Сухопутных войск НАТО проводилась комплексная оценка возможностей подразделений разведки ВС Азербайджана. В частности, в ходе учений азербайджанские военнослужащие отработали проведение разведывательно-диверсионных, контрразведывательных мероприятий в сложной тактической обстановке и условном взаимодействии с силами Североатлантического Альянса. Материалы, полученные мониторинговой миссией, будут учтены в коллективном оборонном планировании НАТО, и они уже применялись в докладах на последнем саммите блока в Брюсселе.
11-12 июля президент Азербайджана также находился с визитом в «сердце» Североатлантического Альянса, где также поучаствовал в мероприятиях его очередного саммита. По мнению азербайджанского политолога Ильгара Велизаде, визит получился разноплановым: «Президент принял участие в заседаниях саммита НАТО по Афганистану, встретился с мировыми лидерами и высокопоставленными представителями ЕС и присутствовал на церемонии подписания документа о Приоритетах партнерства между Азербайджаном и Евросоюзом. Если суммировать, то прошедший визит нужно рассматривать в свете конкретизации приоритетов Азербайджана в его евроатлантической политике». НАТО видит в Азербайджане ключевого партнера в Каспийском регионе, а также в более обширном региональном контексте. Подписанный в Брюсселе документ «О приоритетах партнерства» можно назвать дорожной картой во взаимодействии Азербайджана и Брюсселя, выделяющий четыре направления партнерства:
– укрепление государственных институтов и эффективное управление: включает в себя борьбу с коррупцией, преступностью и терроризмом, реформу государственного управления;
– экономическое развитие и рыночные возможности: включает в себя диверсификацию экономики, поддержку процесса вступления в ВТО, улучшение бизнес-среды;
– энергоэффективность, действия по защите экологии: включает в себя поддержку Азербайджана в становлении логистическим и транспортным хабом, поддержку в эффективном управлении ресурсами;
– мобильность и межличностные контакты: включает поддержку в сфере образования и человеческого капитала, обмен профессиональным опытом.
Итоговая декларация брюссельского слёта НАТО подтвердила признание территориальной целостности, независимости и суверенитета Азербайджана и других постсоветских стран. Стало известно, что Азербайджан примет участие в очередных учениях «Достойный партнёр-2018», которые состоятся на территории Грузии с 1 по 15 августа 2018 года. Как полагают азербайджанские эксперты, со стороны НАТО большая роль отводится Азербайджану также и в урегулировании афганской проблематики. Выступление Ильхама Алиева на встрече Североатлантического совета по миссии «Решительная поддержка», а также личная встреча с президентом Афганистана Мохаммадом Ашрафом Гани на полях саммита свидетельствует о том, что взаимоотношения Азербайджана и НАТО основываются на взаимных глубоких интересах и строятся на широкой основе. Особо важна роль Азербайджана в реализации го маршрута «Лазуритового коридора», который играет роль важного связующего звена между странами Центральной Азии и странами Восточного фланга НАТО. В проекте интегрированной транзитной и транспортной системы «Лазуритовый коридор» участвуют 5 стран: Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Турция. Эффективность проекта «Лазуритовый коридор» оценивается достаточно высоко. «Посредством этого коридора Афганистан получит возможность бесперебойного импорта различного рода продукции на территорию страны, а также возможность экспорта своих товаров в западном направлении», отмечает И. Велизаде. Значительную часть грузоперевозок осуществляет азербайджанская авиакомпания Silk Way, замеченная в участии в транспортировки оружия террористам в Сирии. Азербайджанские военные специалисты также участвуют в разминировании в Афганистане.
Как полагают местные эксперты, значимость Баку для НАТО в обеспечении поддержки операции в Афганистане будет нарастать. Афганская тема, по сообщениям азербайджанских СМИ, была ключевойв ходе специально проведенной в рамках брюссельского саммита встречи с участием глав МИД и минобороны Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Закира Гасанова с госсекретарем США и шефом Пентагона Майком Помпео и Джеймсом Мэттисом. В этой связи невозможно не отметить недавнего заявления российского посла в Кабуле Александра Мантыцкого об активизации террористов запрещённого в России «Исламского государства» в районах страны, сопредельных со странами Центральной Азии. Игнорировать информацию о том, что американские спецслужбы прямо или косвенно поддерживают боевиков запрещённых в России террористических группировок всё труднее, и вряд ли кто-то региональных партнёров Вашингтона способен уклониться от их специфической деятельности.
Российские военные эксперты также обращают внимание на цикл учений ВС Азербайджана с участием инструкторского состава, специалистов в области моделирования и военно-политического анализа Североатлантического Альянса в рамках реализации программ «Партнёрство ради мира» и «Концепции оперативных возможностей». Последняя, на основе положений индивидуальной программы «Партнерство ради мира», предполагает проведение комплексных исследований и моделирования, направленных на уточнение параметров военно-технического сотрудничества, совместных программ подготовки с НАТО и дальнейшую организацию сил, формируемых по модульному принципу. Как полагают российские эксперты, данная концепция выступает программно-документальным инструментом, используемым для создания, обеспечения, проверки функциональной совместимости и оперативных возможностей подразделений ВС Азербайджана в составе многонациональных формирований оперативно-тактического назначения и «выявления, анализа и ликвидации угроз, потенциальных кризисов под руководством НАТО и других типах операций». Полученные эмпирические материалы используются для моделирования потенциальных конфликтных зон аналитическими центрами и уточнения политики Совета по консультациям, командованию и управлению НАТО.
Таким образом, формально достаточно ограниченное, но постепенно расширяющееся сотрудничество Азербайджана с западным военно-политическим альянсом предполагает упрочение возможностей блока в регионе бывшего советского Закавказья, в «мягком подбрюшье» России. Такое сотрудничество также способствует расширению влияния Альянса в Афганистане. Скорее всего, вышеупомянутый «Лазуритовый коридор» будет способствовать уменьшению влияния так называемых «умеренных» военно-политических фракций талибов, стремящихся перейти к политическому урегулированию в Афганистане. Эти процессы также негативно скажутся на взаимодействии Москвы с Китаем и Ираном, которые в определенной степени, согласуют свою политику с Россией в Центральной Азии.
Саркис Мартиросян