Попытка захвата Эс-Сувейды: сирийская армия в любой момент может получить «удар в спину»
На минувшей неделе Вооружённые Силы Сирийской Арабской Республики продолжали успешные действия в провинции Эль-Кунейтра, на линии соприкосновения с контролируемыми израильской армией Голанскими высотами. Боевики «вооружённой оппозиции» в ряде поселений после переговоров с представителями Российского центра по примирению враждующих сторон сложили оружие без боя. У границы с Израилем сирийским военным властям передано несколько десятков автомобилей, танков и бронированных машин, ракетных «тачанок» и другое оружие. Продолжаются работы по обустройству границы с Иорданией, включая налаживание контактов с сопредельной стороной в целях упорядочения возвращению беженцев и прекращения нелегальных переходов границы.
27 июля под полный контроль сирийской армии перешёл административный центр провинции Эль-Кунейтра. Торжественное мероприятие по поднятию государственного флага САР прошло на центральной площади города – Тахрир (площадь Освобождения) прошло при участии тысяч местных жителей.
Вслед за возвращением сирийской армии и полиции на приграничные территории, откуда они были вынуждены уйти несколько лет назад под напором террористов, не исключено, что в Кунейтру, на линию разграничения с Израилем 1974 года, вернутся наблюдатели и миротворцы ООН. Впрочем, вряд ли это вопрос ближайшего будущего, потому что военные действия продолжаются в этом районе южнее, в долине реки Ярмук близ границы с Иорданией (западная часть провинции Дера`а), где окопались боевики террористической группировки «Джейш Халед бин Валид», присягнувшей на верность запрещённому в России «Исламскому государству». По-видимому, террористы несут здесь серьёзные потери от действий сирийских военнослужащих и артиллерийского огня, однако, несмотря на это, они продолжают оказывать упорное сопротивление. По денным Directorate4, К 27 июля террористов удалось выбить из нескольких населенных пунктов рядом с Телль Джума, после чего был освобождён Тасиль (самое крупное из подконтрольных джихадистам поселений на западе провинции Дара`а, до войны там проживало более 15 тысяч человек). Также освобождены находящиеся на юго-востоке сжимающегося террористического анклава Джаллин и Хаит. На этом направлении помощь сирийской армии оказывали боевики, ранее входившие в различные отряды «Свободной сирийской армии», но затем перешедшие на сторону официального Дамаска. Сирийским войскам удалось выбить «ИГ» из ряда населенных пунктов в провинции Кунейтра, ранее захваченных боевиками после ухода «ССА». Террористы утратили более половины от ранее контролируемых территорий на юго-западе Сирии и пока удерживают несколько небольших населенных пунктов в провинции Дараа и в демилитаризованной зоне у Голанских высот (их оплотом считается поселение Шаджарах).
Внешние рамки урегулирования на юго-западе Сирии тесно связаны с позицией Израиля, неоднократно атаковавшего позиции сирийской армии под предлогом противодействия «иранскому присутствию» в соседней стране. Обретение контроля официальным Дамаском над приграничными районами страны далеко не у всех вызывает восторг, и риски очередной военной эскалации сохраняются. 22 июля израильская авиация атаковала один из объектов в городе Масьяф (провинция Хама), а через день в районе контролируемой пока террористами Сайды был сбит самолёт ВВС Сирии СУ-22, пилот погиб. Израильские военные сообщили о задействовании соответствующих каналов связей для того, чтобы убедиться том, что самолёт не является российским.
23 июля в Иерусалиме прошли переговоры премьер-министра Биньямина Нетяньяху, министра обороны Авигдора Либермана, начальника Генштаба Гади Айзенкота, главы СНБ Меира Бен-Шабата с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и начальником Генерального Штаба Вооружённых Сил Валерием Герасимовым. По словам главы израильского правительства, «наши отношения [с Россией] имеют огромное значение, мы постоянно поддерживаем связь – я регулярно встречаюсь с президентом Путиным, наши представители работают в тесном контакте друг с другом. Я высоко ценю заявления президентов США и России о безопасности Израиля, которые были сделаны в ходе саммита в Хельсинки». Официальных сообщений по итогам российско-израильской встречи высокого уровня не последовало, в некоторых западных и местных СМИ появились утечки о том, что Западный Иерусалим якобы отверг предложение Москвы об удалении проиранских сил в Сирии на расстояние 100 километров и более от линии разграничения на Голанских высотах.
Израильская пресса пишет о требовании исключить иранское присутствие на сирийской территории и закрыть объекты по производству ракет. А по информации издания Коммерсант, «Израиль также требует, чтобы Иран прекратил производство высокоточного оружия и систем противовоздушной обороны, а также контрабанду оружия в Ливан и Сирию. В случае невыполнения этих требований израильтяне оставляют за собой полную свободу действий как в отношении проиранских сил, так и в отношении сирийской армии, так как, по их мнению, президент Сирии Башар Асад полностью несет ответственность за действия иранцев на своей территории».
Ранее назад Израиль, как было официально заявлено, по просьбе западных союзников провёл эвакуацию активистов печально известно организации «Белые каски», в адрес которой выдвигались многочисленные обвинения в пособничестве запрещённым в России террористическим группировкам «Аль-Каида» и «Джебхат ан-Нусра». В этой связи вовсе неудивительно, что в одном из брошенных кандидатами в нобелевские лауреаты зданий был обнаружен склад противотанковых мин, которые, «гуманитарные активисты» не успели уничтожить при своём поспешном бегстве. По странному совпадению, стало известно, что с юго-запада Сирии вышли некоторые полевые командиры группировок «бригада Фурсан аль-Голани», так называемой «бригады Сейф аш-Шам» и «Джейш аль-Абабиль». Согласно публикациям российских экспертов, главари террористов были завербованы израильской разведкой и координировали свою деятельность на Голанах с израильской армией.
«Такой организации, как «Белые каски», не существует. Это просто маска. Это маска ан-Нусры. Они сбежали из Сирии, а на самом деле не сбежали, а их отсюда эвакуировали, их эвакуировал Израиль, Иордания и западные страны, «гуманистические» западные страны. И теперь в интернете есть свидетельства, можно посмотреть видео, фотографии тех же членов этой организации с мечами в руках, празднующих убийство сирийских солдат над их телами. Все эти кадры есть. Поэтому какие еще нужны доказательства, что это никакая не гуманитарная организация, это маска Аль-Каиды», – подчеркнул президент Сирии Башар Асад. На вопрос о том, все представители «Белых касок» покинули Сирию, Асад ответил отрицательно: «Нет. Скорее всего, (уехали) их главари. Потому что многие из них – боевики, и, по сути, мы сейчас занимаемся примирением с этими боевиками, некоторые из которых остались в Сирии как гражданские лица, они сложили оружие, а некоторые уехали в Идлиб. Большая часть уехала в Идлиб, где они могут жить со своими братьями-террористами. Сейчас в Идлибе десятки тысяч террористов».
Как известно, Иордания заявила о прибытии только лишь 422 «белокасочников», тогда как ранее говорилось о 827 «активистах». Можно практически не сомневаться в том, что «потерявшиеся» боевики в касках всплывут через некоторое время в Идлибе, где они будут как никогда востребованы при очередных постановках спектакля под названием «химические атаки режима Асада против мирного населения», цели и последствия которого хорошо известны. О том, что Идлибом они могут не ограничиться, свидетельствует «гуманитарная» возня британского представительства при ООН. «Я бы хотел попросить сирийские власти и Россию сделать три конкретные вещи: первое – обеспечить безопасный, немедленный, беспрепятственный и полный доступ к Эль-Кунейтре для ООН и гуманитарных сил, второе – обеспечить безопасный, немедленный, беспрепятственный и полный доступ для ООН и ее партнеров к приоритетным территориям, которые в последнее время сменили контроль – Дума, города Восточной Гуты, южный Дамаск и северный Хомс», – сказал представитель Великобритании (основной, наряду с Вашингтоном, спонсор «Белых касок») в рамках обсуждения в Совете безопасности ООН вопроса обеспечения гуманитарной помощи детям в Сирии. Также сердобольный британец попросил гарантий защищённости «гуманитарных работников» на территориях, которые недавно «сменили контроль» – думается, здесь особых комментариев даже не требуется.
Между тем, количество минометных и артиллерийских обстрелов в Идлибской «зоне деэскалации» резко увеличилось, сообщил глава Центра генерал-майор Алексей Цыганков. Только 27 июля было зафиксировано 14 таких случаев, в том числе в населенных пунктах Арафит (дважды), Сафсафа (дважды), Сандрин (дважды) и Русет провинции Латакия, населенном пункте Зеллакият провинции Хама, а также в районах Маканис-Эд-Дувайри (трижды) и Хара (трижды) города Алеппо. «Российский Центр по примирению призывает командиров незаконных вооруженных формирований, действующих в Идлибской зоне деэскалации, отказаться от вооруженных провокаций и встать на путь мирного урегулирования ситуации в подконтрольных им районах», – говорится в сообщении Центра.
Впрочем, ожидать от боевиков различных террористических банд (общая численность которых доходит до 40 тысяч) не приходится. Во многом их поведение будет обуславливаться тактической линией их внешних спонсоров, в частности Турции (коалиция «Джебхат Тахрир ас-Сурия», до 10 тысяч человек). Появление турецких наблюдательных постов пока не привело к снижению интенсивности обстрелов с контролируемых боевиками территорий на северо-западе Сирии, что вряд ли способствует согласованной работе в рамках российско-ирано-турецкого переговорного формата. Более того, эти посты сдерживают продвижение сирийцев в оккупированные террористами районы, а также являются опорными пунктами ряда радикальных группировок.
Тем не менее, части сирийской армии планируют выдвигаться во все регионы, подконтрольные террористам, включая Идлиб, заявил президент Сирии Башар Асад: «С самого начала войны, когда террористы только начали контролировать некоторые регионы в Сирии, мы четко сказали: наш долг как правительства освободить каждый дюйм сирийской земли. Сейчас мы завершили освобождение Гуты, мы заканчиваем освобождение юго-западной части Сирии. Сейчас Идлиб – наша цель, хотя не только Идлиб».
На первоначальном этапе может стать освобождение долины Аль-Габ и района Джиср эш-Шугура. Республиканская гвардия и 4-я бронетанковая дивизия будут направлены в районы Джабал-Туркман и Джабаль-Аль-Акрад на севере Латакии, в том числе с целью прикрыть турецкую границу. Несмотря на более чем вероятное недовольство президента Турции действиями сирийской армии на сопредельных территориях, источники, близкие к президенту Сирии, заявили, что «Башар Асад не будет соблюдать никакую сделку с Турцией или США, которая позволила бы этим двум странам занять территорию Сирии, даже если Россия подписала соглашение».
Возвращение Идлиба под контроль властей Дамаска могут осложнить попытки террористов атаковать в других районах, в частности, в Эс-Сувейде, где 25 июля боевики «ИГ» предприняли попытку широкомасштабного наступления. Основной удар на себя приняли друзские поселения, где местные отряды самообороны дали боевикам отпор до подхода регулярных частей сирийской армии. Также отряд боевиков атаковал административный центр провинции. Несколько смертников подорвали себя в районе городского рынка, некоторых из них удалось обезвредить (впоследствии местные жители устроили над ними самосуд). Всего в результате нападения погибло около 200 человек, более двухсот получили ранения, захвачены заложники-женщины, казнью которых угрожают террористы, требуя прекратить операции сирийской армии в длине Ярмука. В контртеррористической операции приняли, помимо военнослужащих и сотрудников спецподразделений, приняли участие добровольцы из «Сирийской социал-националистической партии», представляющей интересы местных христиан. По официальным данным, в ходе боев были уничтожено более 30 террористов.
По словам главы сирийской сети по правам человека (штаб квартира в Дамаске) Ахмада Казема, напавшие на Эс-Сувейду террористы пришли со стороны контролируемого американцами Эт-Танфа: «Мы от лица «Сирийской сети по правам человека» в первую очередь осуждаем действия террористической группировки ИГ и прочих – убийство гражданских. Согласно информации наших достоверных источников, ИГ атаковали мирные деревни на севере и северо-востоке провинции Эс-Сувейда… Армия и союзные силы преследуют отряды ИГ, которые пришли из Ат-Танфа. Атака началась в 5.00 утра. В ближайшее время боестолкновения должны прекратиться». Военно-полевой источник рассказалРИА Новости, что в атаке на мирные деревня участвовало несколько сотен террористов, среди которых были смертники с нательной взрывчаткой: «Очень много боевиков приехали со стороны Ат-Танф и лагеря Эр-Рукбан. Одновременно с атакой ИГ на северо-востоке Эс-Сувейда несколько террористов-смертников из ИГ совершили теракт в городе Эс-Сувейда». На деструктивную роль Эт-Танфа обратил внимание исполняющий обязанности постпреда России в Совбезе ООН Дмитрий Полянский.
Несколько по-иному могут развиваться события на территориях, подконтрольных «Силам демократической Сирии», лишившимся безоговорочной американской поддержки. Некоторые источники сообщают о передаче гидроэлектростанции и дамбы «Табка», расположенной в провинции Ракка, под контроль официального Дамаска. Глава законодательного совета Табки Х. Фарадж заявил о скором прибытии ранее работавших на объектах сирийских инженеров и рабочих, которые наладят оборудование и попытаются запустить ГЭС, значительно пострадавшую от авиаударов проамериканской «коалиции». Также имеется информация о допуске специалистов официального Дамаска на ГЭС “Тишрин”, расположенную выше по течению Евфрата от “Табки”. По словам члена Комитета иностранных дел и сопредседателя партии “Демократический союз” Салеха Муслима, переговоры курдских представителей с официальным Дамаском могут стать отправной точкой для начала новой фазы в сирийском конфликте. Принципиальным для курдов, воевавших с радикальными джихадистскими группировками, остаётся вопрос местного самоуправления. На фоне переговоров между Дамаском и курдами стали появляться сообщения о желании последних поддержать наступление сирийской армии на провинцию Идлиб, где достаточно велико влияние протурецких группировок.
Не приходится сомневаться в том, что сирийская армия и её союзники и далее будут сталкиваться с ожесточённым сопротивлением в формате «войн нового типа». Современные вооруженные конфликты приобретают самые разнообразные формы, которые в зависимости от региона и конкретной ситуации собираются из отдельных элементов в одно целое, отмечает командующий войсками Южного военного округа, генерал-полковник Александр Дворников, в 2015-2016 гг. успешно руководивший российским воинским контингентом в Сирийской Арабской Республике. Формой применения группировки войск в Сирии стала специальная операция со сложной структурой: «границы между задачами стратегического, оперативного и тактического уровней стирались, а стратегические (оперативные) цели достигались работой воинских формирований тактического звена». Современная военная наука показывает гибкость, позволяет адаптироваться к конкретной обстановке и способность достигать геополитических, стратегических целей мерами невоенного характера, применением интегрированных группировок войск. Россия в Сирию надолго, полагает Башар Асад: «Сейчас существует договор между Сирией и Россией о базе в Хмеймиме, как вы знаете. Он будет действителен еще более 40 лет. Если бы вопрос стоял так: прибыла ли сюда российская армия только для того, чтобы бороться с терроризмом, то тогда зачем заключать договор на более чем 40 лет? Можно было бы ограничиться несколькими годами и потом постоянно его продлевать».
* * *
Президент Турции Тайип Эрдоган анонсировал намеченную на 7 сентября в Стамбуле встречу лидеров Турции, России, Германии и Франции, посвящённую региональным проблемам. Очередная встреча лидеров России, Ирана и Турции должна состояться в скором времени в Тегеране, на фоне очередных антииранских шагов администрации Трампа, чреватых вспышкой военных действий в Ормузском проливе. Между тем, освобождению северо-запада Сирии альтернативы нет. Пока Идлиб, Джиср эш-Шугур, Маарет-эн-Нууман и другие поселения не вернутся под контроль Дамаска и не включатся в процесс национального примирения, активно поддерживаемый усилиями Центра по примирению враждующих сторон, вооружённый конфликт нельзя считать завершённым.
Андрей Арешев