Терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие органами государственной власти, международными организациями решений, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Такой формулировки придерживаются в большинстве стран мира.
Одной из разновидностей терроризма является кибертерроризм, который в ряде случаев называется "электронный терроризм", "информационный терроризм" и др. Под этим понимаются действия по дезорганизации информационных систем, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо иных общественно опасных последствий, совершенные со специальной целью нарушить общественную безопасность, устрашить население путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо оказать воздействие на органы власти с целью принятия ими решений, выгодных террористам.
Основной формой кибертерроризма является политически мотивированная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемая группами или отдельными лицами. Она позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.
Угроза информационного терроризма обусловлена целым рядом факторов. В первую очередь научно-техническим прогрессом, появлением глобальной информационной сети (ГИС) - Интернета (октябрь 1969 года, США), глобальными процессами информатизации, интеграцией стран в международный информационный обмен, возрастанием влияния информации на все сферы жизнедеятельности общественных и государственных структур, повсеместной автоматизацией объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры государств.
Информационному терроризму способствует простота и дешевизна осуществления доступа к соответствующей инфраструктуре, рост объемов информации, передаваемой по открытым каналам связи, а также уязвимость в электронных сетях информации, содержащей государственную и служебную тайну. Ее утечка, искажение, уничтожение, подделка или блокирование может вызвать либо увеличить масштабы чрезвычайных ситуаций, дезорганизовать систему управления всей страной, опасно трансформировать индивидуальное и общественное сознание, психику людей, а также вызвать вооруженные конфликты, террористические акции и другие нежелательные последствия.
Информационные сети помогают экстремистским группировкам в реализации задуманных планов, которые перетекают в кибертерроризм как реальную угрозу деятельности для отдельных стран и всего мирового сообщества. Высокотехнологичные теракты способны сегодня продуцировать мировой системный кризис.
Особенности кибертерроризма. Он не сдерживается государственными границами, способен в равной степени угрожать информационным системам, расположенным практически в любой точке земного шара. Обнаружить злоумышленников в информационном пространстве достаточно сложно, так как они действуют через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет их идентификацию и определение местонахождения. Весьма трудно точно определить различия между внутренними и внешними источниками информационных угроз для безопасности страны, между разными формами действий против государства (от обычной преступной деятельности до элементов гибридной войны и специальных военных операций). Эксперты обращают внимание на прямую зависимость между степенью развития информационной инфраструктуры, компьютеризацией страны и количеством актов кибертерроризма.
Террористам важно, чтобы теракт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. При этом политический и экономический аспекты кибертерроризма тесно переплетены, и невозможно однозначно сказать, какой из них имеет большее значение. По некоторым оценкам, кибертерроризм по степени угрозы человечеству сравним с ядерным, бактериологическим и химическим оружием и его опасность будет возрастать по мере развития и распространения информационно-телекоммуникационных технологий. Следует также отметить, что степень угрозы этого вида терроризма в силу своей новизны не до конца еще осознана и изучена.
Объектами информационного терроризма, в зависимости от преследуемых целей и задач, могут быть: информационные ресурсы; системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов; информационная инфраструктура вооруженных сил, правоохранительных органов и центров управления АЭС, транспортными структурами и высокотехнологичными производствами; корпоративные группы людей и институты государства, а также сам человек.
Для достижения поставленных целей в киберпространстве могут быть использованы различные приемысовершения теракта:
- хищение или уничтожение информационных, программных и технических ресурсов, имеющих стратегическую значимость, путем преодоления систем защиты, внедрения вирусов, программных закладок;
- нанесение ущерба отдельным физическим элементам, например разрушение сетей электропитания, временное выведение из строя отдельных сайтов, наведение на них помех, использование специальных программ, стимулирующих разрушение аппаратных средств, а также биологических и химических средств для уничтожения элементной базы;
- воздействие на программное обеспечение и информацию с целью их искажения или модификации в информационных системах и системах управления;
- уничтожение либо активное подавление линий связи, ошибочное адресование, искусственная перегрузка узлов коммутации и др.;
- раскрытие и угроза опубликования закрытой информации о функционировании информационной инфраструктуры государства, общественно значимых и военных информационных систем, кодов шифрования, принципов работы систем шифрования;
- захват каналов телекоммуникационного вещания с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористической организации и объявления своих требований;
- воздействие на операторов, разработчиков, эксплуатационников информационных и телекоммуникационных систем с целью совершения ими ошибочных действий;
- ложная угроза акта кибертерроризма, влекущая за собой серьезные экономические последствия.
Примеров противоправной деятельности кибертеррористов сегодня уже достаточно.
В 1996 году террористической организацией "Тигры освобождения Тамил Илама" была проведена сетевая атака (пересылка компьютерного вируса по электронной почте) против шри-ланкий-ских дипломатических миссий. Сервер посольства был наводнен тысячами посланий, что на какое-то время привело к его "виртуальной блокаде".
В 1998 году хакерской атаке подвергся индийский Центр ядерных исследований имени Баба, где террористы угрожали вывести из строя систему управления реактором.
В начале 1999-го хакерам удалось захватить систему управления военным телекоммуникационным спутником серии "Скайнет" и изменить его орбиту. Только через несколько недель британские власти признали факт проникновения в эту систему и незаконного вмешательства в ее работу.
В 1999 году через Интернет в адреса правительств более чем 20 стран (США, Великобритании, Израиля, Австрии и др.) были направлены электронные письма от имени офицеров российской воинской части, имеющей на вооружении стратегические ракеты шахтного базирования. В этих письмах содержалась угроза "самовольно произвести пуски ракет по целям, расположенным в столицах и промышленных центрах западных стран", а также требование выплаты крупной денежной суммы. В результате проведенного ФСБ России расследования анонимы были задержаны. Следствием и судом их действия были квалифицированы как заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
В Азии 1 мая 2000 года через Интернет был запущен компьютерный вирус "Ай лав ю", который нарушил работу правительственных учреждений, парламентов и корпораций многих стран. Госструктуры в сотрудничестве с частными компаниями в области компьютерной безопасности не сразу начали работу по борьбе с "жучком любви" с целью создания необходимого антивируса, в результате чего за первые пять дней с момента его появления он нанес материальный ущерб в размере 6,7 млрд долларов.
В конце 2001 года была предпринята акция против Всемирной торговой организации. Антиглобалисты "создали" два дубля вэб-сайта ВТО, которые совпадали по дизайну, но содержали совершенно разную информацию.
В июне 2010 года в компьютерной системе иранского центра по обогащению урана был обнаружен вирус, получивший название "Стакснет", изменивший скорости вращения центрифуг, что привело к их выходу из строя. Именно этот инцидент вынудил многие развитые страны пойти на укрепление защиты своих жизненно важных промышленных объектов, в частности, в энергетике и водоснабжении.
Летом 2017 года вирусы "Петя" и "Бона Край" атаковали сотни компьютеров в информационных системах государственных органов, финансовых организациях и частном секторе. Был нанесен совокупный экономический ущерб в сотни миллионов долларов США.
На территории Западной Европы ежегодно фиксируется до 300 удачных проникновений хакеров в военные, государственные и коммерческие сети.
Известны массовые нападения на информационные сети Китая, Тайваня, Индии, Индонезии, противостояние хакерских групп Армении и Азербайджана.
По заявлению генсека НАТО Й. Столтенберга, число хакерских атак на системы Североатлантического союза увеличилось в 2017 году на 60 проц. - каждый месяц в НАТО отражали до 500 атак.
В последнее время, как показывает практика, террористы все чаще используют Интернет для организации связи и управления в среде своих последователей. Так, экстремистские группировки для призывов к осуществлению террористической деятельности, демонстрирования своей мощи, распространения, пропаганды и оправдания своих идей, дезинформации населения, а также для вербовки в свои ряды граждан, особенно молодежи, постоянно создают и обновляют свои многочисленные веб-сайты. Это позволило ИГИЛ (ИГ) (запрещена в РФ) довести численность своей организации в Сирии и Ираке до 30 тыс. боевиков, прибывших из 100 государств.
Путем использования ГИС в качестве средства психологического воздействия террористы стремятся привлечь внимание к совершенным терактам, посеять среди граждан страх, панику, ввести их в заблуждение, распространить в обществе необходимые слухи, дезинформацию, оказывать влияние на общественное мнение, тем самым подрывая доверие населения к правительственным органам.
Для террористов и их пособников Интернет является "кладовой" открытой информации о местонахождении предполагаемых целей для атак (станции метро, торговые центры, схемы подземных коммуникаций, личные данные многих пользователей сети), включая их изображение и присущие им характеристики. Взламывая сайты, экстремисты получают доступ к разного рода информации, в том числе секретной.
Как показывает анализ, террористы через Интернет могут мгновенно обратиться как к массовой аудитории по всему миру, так и к отдельным лицам; объединить различные группы людей (по времени и месту проведения встречи), которые находятся в тесном контакте друг с другом; беспрепятственно осуществлять обмен информацией со своими сторонниками и единомышленниками, в том числе использовать их "втемную", когда те никогда не смогут узнать, к чему в конечном счете привели их действия. Многочисленные чаты и форумы, существующие в Интернете, идеально приспособлены для передачи зашифрованных посланий, а современные технологии позволяют легко и скрытно распространять в сети карты, фотографии, инструкции, схемы, пароли.
Можно свободно рассылать по электронной почте сообщения, объявления о подготовленных или планируемых терактах, придавать широкой гласности свою принадлежность к совершению того или иного противоправного действия. Через имеющиеся технологии похищаются данные о кредитных картах, посредством которых в дальнейшем осуществляется сбор денежных средств для поддержки террористических движений (организаций), осуществляется манипулирование в информационном пространстве ценными бумагами, с тем чтобы обогатиться на них после совершения теракта.
Интернет позволяет оказывать психологическое давление на отдельных лиц, группы людей, компании, банки (финансовые институты) с целью получения требуемых денежных средств, а также принятия выгодных террористам решений.
Международный терроризм в целом и его разновидность (кибертерроризм) представляют серьезную угрозу миру и безопасности. Его возможности будут возрастать по мере развития и распространения информационно-телекоммуникационных технологий. В этих условиях основными направлениями противодействия мирового сообщества кибертерроризму могут быть:
- развитие и укрепление сотрудничества между государствами, правоохранительными органами, специальными службами, международными организациями в сфере обеспечения информационной безопасности от возможных угроз кибертерроризма и транснациональной компьютерной преступности;
- создание национальных подразделений по борьбе с кибертерроризмом, образование международного контактного пункта по оказанию помощи при реагировании на транснациональные компьютерные инциденты;
- установление и расширение обмена информацией об угрозах совершения компьютерных атак, о признаках, фактах, методах и средствах использования ГИС в террористических целях;
- обмен опытом и лучшими практиками мониторинга информационных ресурсов Интернета, поиска и отслеживания содержимого сайтов террористической направленности, проведения криминалистических компьютерных экспертиз в этой сфере;
- повышение эффективности сотрудничества органов и структур государств, деятельность которых, в частности, связана с противодействием терроризму, с обеспечением безопасности информационно-телекоммуникационных сетей,с обеспечением внутренней информационной безопасности;
- доведение и разъяснение политики государств и мирового сообщества в области глобальной борьбы с терроризмом, недопустимости двойных стандартов;
- принятие мер превентивного характера, направленных на формирование у населения негативного отношения ко всем возможным проявлениям терроризма, к использованию насилия для достижения соответствующих целей;
- привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к кибертерроризму.
Валерий Журавель, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра Института Европы РАН