Исследовательский центр общественного здравоохранения Ричарда Лугара (лаборатория Лугара) в Грузии – объект, споры вокруг которого как в самой стране, так и за ее пределами в последний период поутихли. Возможно, по той причине, что ни в Грузии, ни в мире пока не появились и не распространяются новые эпидемии странных, необычных смертоносных болезней. Но независимые (хочу подчеркнуть, что реально независимые) грузинские СМИ периодически возвращаются к этой теме и стремятся напомнить населению о той «пороховой бочке», на которой оно живет.
Недавно грузинское информационное агентство «Патриот» и созданное при нем интернет-телевидение «Патриот ТВ» распространили видеоролик на тему «Насколько опасна засекреченная лаборатория Лугара?», в котором опять поставили перед обществом не теряющие актуальности вопросы. Вопросы, которые пока остаются, и, скорее всего, так и останутся без ответа, потому что, думается, ни у общества, ни у властей ответов на них нет, а если у кого такие ответы имеются, то нет права на их разглашение...
В сюжете, продолжающемся около 20 минут, высказываются не только серьезные предположения и подозрения, но и приводятся конкретные факты, в том числе отравления и гибели людей, так или иначе связанных с этой лабораторией. Главное подозрение вызывает местонахождение лаборатории, которая построена в поселке Тбилисского международного аэропорта, рядом с самим аэропортом, что, по мнению местного населения, может быть связано с отправкой вырабатываемой в лаборатории «продукции» за границу, заказчикам, для ее применения «по назначению».
В том, что засекреченная лаборатория представляет серьезную угрозу, собеседники автора сюжета не сомневаются. В доказательство приводят массовые заболевания жителей поселка аэропорта, доселе на здоровье не жаловавшихся, так как здесь в основном живут бывшие и действующие летчики и члены экипажей грузинских авиакомпаний, которые по роду своей деятельности должны быть максимально здоровыми.
После введения лаборатории в эксплуатацию среди населения аэропортовского поселка участились онкологические, аллергические заболевания, болезни щитовидной железы, жалуется население на резкое ухудшение зрения, резкие перепады артериального давления, а также на слишком частые вирусные, инфекционные заболевания.
«Я никогда серьезно не болела, а как только ввели в строй эту лабораторию, у меня начались перепады давления, я стала плохо видеть», – рассказала в сюжете бывшая стюардесса. И она, и другие персонажи этого видеоролика подозревают, что построенный рядом с поселком аэропорта объект – не просто лаборатория, а некий завод по производству опасных для здоровья вирусов и бактерий, которые проникают в воздух и соседнюю реку.
«У этой лаборатории целых семь труб, откуда постоянно выходит дым, разноцветный дым. И постоянно стоит странный, гнилостный запах, как от тухлых яиц. Значит, это завод, и там что-то производят. А несколько лет назад отсюда до реки провели трубы, то есть они заражают и воду нашей реки Куры, сбрасывают туда опасные отходы», – поделился с авторами сюжета один из жителей городка.
А еще одна собеседница авторов видеоролика предложила представителям правительства Грузии переехать в аэропортовской поселок и поселиться здесь вместе с семьями и детьми, чтобы на «собственной шкуре испытать все последствия строительства опасной лаборатории».
Опять вопросы, и опять без ответов. Закрытый объект, по виду действительно напоминающий некое промышленное предприятие, из труб которого постоянно идет дым, вокруг которого постоянно стоит странный запах, очень отдаленно может ассоциироваться с обычным научно-исследовательским учреждением.
Подозрения насчет целей создателей лаборатории Лугара подкрепил и усилил проживающий в Грузии американский журналист Джефри Сильверман, который щедро делился и продолжает делиться с грузинскими коллегами своими сведениями об этом объекте. По его информации, эта лаборатория управляется ВМФ США и является частью его «программы вооружения», но преподносится как лаборатория, заботящаяся о здоровье людей и животных.
«За работой лаборатории я слежу 8-10 лет, эта лаборатория интересовала посольство Франции и французские спецслужбы, с которыми я работал. Меня попросили изучить, кто работал там, с каким университетом связана эта лаборатория… В процессе работы я смог опросить сотрудников лаборатории, мне стали доступны некоторые ее документы. Я беседовал с одним из сотрудников Минэкономики, который рассказал, как ему предложили работу в этой лаборатории, как встретился он с представителями морфлота, как раскрыли чемодан и как он подписал контракт. Так что этой лабораторией управляет морфлот США, и это часть его программы вооружения. Но преподносится она как лаборатория, заботящаяся о здоровье людей и животных», – рассказал в сюжете Дж. Сильверман.
Свои опасения насчет производства в лаборатории Лугара опасных для здоровья людей и животных бактерий и вирусов американский журналист высказывает на протяжении многих лет и открыто говорит об этом в различных интервью грузинским и зарубежным СМИ. По его информации, США вынудили Грузию подписать контракт, не оставив стране иного выбора. «Это было чисто военно-политическое решение, никакого отношения к здоровью человека и животных не имевшее» – так характеризует он данный контракт.
Разговоры об открытии в Грузии новейшей бактериологической лаборатории по изучению вирусов и предотвращению их распространения представители правительства вели с населением страны давно, через СМИ извещая о благих целях такого проекта и «огромной помощи», которую собирается оказать правительство США, стремясь защитить ее от опасных болезней.
Этим информациям предшествовало резкое ухудшение эпидемиологической ситуации в самой Грузии, где после выхода из состава СССР и обретения независимости распалась и была уничтожена сама система эпидемиологического контроля, прекратилась массовая вакцинация населения и животных и начались вспышки опасных инфекционных болезней, которые ранее считались «побежденными» и «предотвращенными». Дифтерия, коклюш, столбняк, оспа, сибирская язва, ящур, амебиаз, сальмонеллез и многие другие, казалось бы, исчезнувшие заболевания вернулись в грузинскую реальность. Ежедневно поступали сообщения о новом заражении людей и животных, фактах гибели от опасных инфекций.
Государство вернулось к программе массовой вакцинации населения, но сами вакцины закупались у развивающихся стран по низким ценам и, соответственно, низкого качества, в результате чего вызывали у привитых граждан, в основном детей, крайне резкие и негативные реакции. В тот период представители Минздрава заговорили о «великом деле», которое собирается сделать для Грузии ее стратегический партнер США, об открытии в Грузии новейшей лаборатории для исследования эпидемической ситуации и изучения причин возникновения и распространения различных вирусных и инфекционных заболеваний.
Согласно официальной информации Национального центра по контролю заболеваний при Министерстве труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, основанием для строительства в Тбилиси лаборатории Лугара стал рамочный договор, подписанный между правительствами США и Грузии еще в 1997 году при правлении Эдуарда Шеварднадзе. При нем же в 2002 году между оборонными ведомствами двух стран было оформлено соглашение «О сотрудничестве и обмене опытом в сфере предотвращения распространения связанных с развитием биологического оружия технологий, патогенов».
Строительство самой лаборатории началось уже при правлении Михаила Саакашвили в 2004 году. Первоначально сообщалось, что на ее строительство США направили 100 млн. долларов, но в дальнейшем в рамках сотрудничества в сфере биологической безопасности были осуществлены дополнительные инвестиции, которые достигли в общей сложности 350 млн. долларов.
Помимо главного здания лаборатории в поселке аэропорта, по информации Национального центра по контролю заболеваний, по всей стране в рамках сотрудничества с США была создана «целая сеть лабораторий по диагностике патогенов, вызывающих опасные для здоровья людей и животных заболевания».
«Центр Лугара объединяет лаборатории 2-го и 3-го уровней биобезопасности, цель которых – своевременное обнаружение и идентификация возбудителей опасных для людей и животных болезней. В зоне 3-го уровня биобезопасности размещены бактериологическая и вирусологическая лаборатории и национальное хранилище патогенов, в котором безопасно хранятся возбудители опасных для людей и животных заболеваний. Лаборатория Лугара – единственная в своем роде не только в Грузии, но и на всем Кавказе и в регионе Центральной Азии», – говорится в информации, размещенной на официальном сайте Национального центра по контролю заболеваний.
Первые годы существования и функционирования лаборатории, которая, если верить официальной информации, заработала в 2011 году, а полностью вступила в эксплуатацию уже после ухода правительства Саакашвили в 2013 году, ознаменовались вспышкой самых разных, порой невиданных и необычных вирусных и инфекционных болезней. Правда, эти болезни вспыхивали в тот период не только в Грузии, но не исключено, что эти локальные эпидемии, грозившие охватить весь мир, могли быть частью единой программы по исследованию воздействия тех или иных возбудителей на человека и животных. Куриный и свиной грипп, чума свиней, пневмонии с летальным исходом, гепатиты, туберкулез, повторный свиной и птичий грипп периодически будоражили местное население, вынудив значительную его часть носить маски при выходе на улицу или на рабочем месте, дабы случайно не подхватить инфекцию.
Правительство «Грузинской мечты» после прихода к власти решило снизить накал страстей вокруг лаборатории Лугара и, лишив ее статуса самостоятельного юридического лица, перевело в подчинение Национального центра по контролю заболеваний Минздрава Грузии.
В настоящее время, как утверждают в Национальном центре по контролю заболеваний, центр Лугара (так именуется эта лаборатория сейчас) полностью передан в собственность правительства, а с нынешнего года правительство Грузии уже обеспечивает и финансирование этого центра и всей его лабораторной сети.
Местные жители провели не одну акцию протеста с требованием закрыть опасный объект, но правительство на эти акции никак не отреагировало. Выступать против заокеанского стратегического партнера в Грузии не осмеливаются.
Инна Маринина