Зарубежные аналитические центры, так называемые мозговые центры или фабрики мысли, ведут целенаправленную работу по оказанию влияния и по дезориентации российского избирателя, расколу национальных элит. Такие выводы содержатся в исследовании «Ресурсы влияния» зарубежных «фабрик мысли» на российские общественно-политические процессы». Доклад, подготовленный группой экспертов Международного института новейших государств, презентован в четверг в ТАСС.
В исследовании проанализирована работа таких «фабрик мысли» на территории западных стран, пространстве СНГ, примеры их деятельности в России. «США, Британия, Германия, Украина - места «приписки» [«мозговых центров»] разные, результат один - разработка технологий, способных оказать влияние на внутреннюю политику независимых государств», - констатируется в докладе.
Авторы исследования обращают внимание, что «поводом для настоящей лавины ориентированных на сознание жителей той или иной страны идеологической продукции традиционно становятся избирательные кампании». «Не станут исключением и предстоящие в марте 2018 выборы президента России», - предполагают эксперты, напоминая, что «оказание давления на избирателей, вмешательство в ход избирательной кампании, спецмероприятия по дискредитации выборов вплоть до попыток организации массовых беспорядков, призванных дестабилизировать ситуацию в стране», является «традиционным инструментарием по давлению на страны, претендующие на по-настоящему суверенный статус».
В частности, они утверждают, что «перед украинскими аналитическими центрами поставлена задача снизить результат Владимира Путина на президентских выборах не менее чем на 5% от рейтинга на момент начала избирательной кампании». Главными темами для этого, говорится в исследовании, «выступают коррупция, в том числе в Министерстве обороны, невыполнение программы перевооружения, патриотическое воспитание молодежи». «Уже подготовлены тысячи «интернет-бойцов», которые, пользуясь прозрачностью информационных границ и единым языковым полем, через социальные сети вбрасывают агитационно-пропагандистские материалы (видеоролики, карикатуры, но также и «серьезные» статьи и аналитику), призванные повлиять на явку избирателей и итоговый результат», - указывается в докладе.
Помимо работы, направленной на избирателей, зарубежные «мозговые центры» также ведут деятельность по расколу национальных элит, считают эксперты. «Через иностранные русскоязычные и российские оппозиционные СМИ регулярно вбрасываются теории об усилении и ослаблении «групп влияния», предполагаемых отставках и назначениях», - описывают они механизм такой работы, полагая, что ее задачей является «спровоцировать не воображаемые, а реальные конфликты в госуправлении и за счет этого ослабить страну».
«Фактически вся «мозговая мощь» американских правительственных и околоправительственных «фабрик мысли» в данный момент направлена (за редчайшими исключениями) на изобретение способов снизить влияние России в мире и придумать максимально болезненные для российской экономики виды санкций», - делают вывод авторы доклада, отмечая, что «борьба идет в политической, экономической и культурной сферах во всех странах и на всех континентах».
В этом контексте эксперты сформулировали ряд ключевых вызовов, стоящих перед Россией в условиях активизации попыток вмешательства в ее дела. Первым из них называется «заинтересованность Запада в радикальном ослаблении России». «Россия выиграла у США борьбу за многополярность, находясь, казалось бы, в заведомо проигрышной позиции, и теперь Вашингтон использует все доступные теневые инструменты для снижения конкурентоспособности России», - объясняют его исследователи.
Второй вызов, по их мнению, связан с тем, что ужесточение российского законодательства «заставляет иностранные «мозговые центры» использовать более скрытые и завуалированные механизмы воздействия».
«Облегчение обмена информацией в интернете, массовое распространение социальных сетей, в том числе базирующихся в США и действующих по американским законам, снижение эффективности ограничений на распространение деструктивной информации, невозможность без специальных знаний распознать активно распространяемые фейки, то есть лживые сообщения - это третий вызов», - перечисляют авторы доклада.
В качестве четвертого вызова указывается уход старого поколения советологов на Западе, что «приводит к ситуации, когда даже в ведущих западных «мозговых центрах» осталось мало людей, реально понимающих положение дел в России". «В результате продукция «фабрик мысли» скатывается до максимально упрощенной пропаганды с эффектом «потери лица», которой сложно противопоставить что-либо», - отмечается в исследовании.
Пятым вызовом в докладе называется языковой барьер. «Российские «фабрики мысли» способны сформировать проактивную повестку для зарубежных потребителей информации, но ресурсов для ее распространения явно недостаточно, хотя попытки США, Британии и ряда других стран ограничить вещание телеканала RT - явное свидетельство успешности российских технологий мягкой силы», - объясняют эксперты суть данного вызова.
Они обращают внимание, что, поскольку давление Запада на Россию в ближайшие годы будет только нарастать, в том числе со стороны «фабрик мысли», «интенсификация работы отечественных «мозговых центров» является одним из необходимых компонентов усиления обороноспособности страны».
Подробнее на ТАСС