ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Биологическая безопасность Центральной Азии под сомнением
 
 

Биологическая безопасность Центральной Азии под сомнением

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Руководство США стремится развивать формат сотрудничества стран Центральной Азии с США «С5+1». Одно из направлений – создание биологических лабораторий на территории республик региона. Этому вопросу уделяется мало внимания, и в СМИ он не активно афишируется.

Между тем, МИД России и Роспотребнадзор неоднократно выражали обеспокоенность по поводу расширения зарубежной военно-биологической инфраструктуры минобороны США. Строительство Пентагоном лабораторий вблизи российских границ угрожает биологической безопасности России и стран Центральной Азии и позволяет США решать сразу несколько задач.

Используя биологические центры на территории других государств, Вашингтон получает возможность апробировать штаммы болезней не на своих гражданах и обходить международные договоренности. Например, сознательно не подписывают Конвенцию 1972 года о запрещении биологического и токсинного оружия и соответствующий протокол к ней, США.

Американцы не допускают никого на свои иностранные объекты, ни иностранных специалистов, ни представителей государств, на территории которых расположены лаборатории США. Таким образом, Центральная Азия, а также соседние страны становятся полигоном для биологических испытаний, в том числе запрещенных. При чем в ходе таких тестов объектами становятся люди, животные, окружающая среда, почва, воды. Искусственные изменения, связанные с внедрением вирусов и болезнетворных организмов могут привести к крупным очагам заболеваний, снижению иммунитета у населения республик, повышению смертности и сокращению продолжительности жизни. Апробируя новые формы воздействия, США готовятся к ведению войны биологическими средствами, противостоять которым будет практически невозможно.

Так, в Казахстане в 2016 году открылась Центральная референс-лаборатория по хранению особо опасных патогенов. При чем, согласно опросу информагентства Kazakhstan Today, 92% жителей Алма-Аты были против строительства американского военно-биологического объекта.

Отдельные подобные программы США реализуют с другими странами региона. В Таджикистане западные компании, сотрудничающие с Пентагоном, создали сеть бактериологических лабораторий в Согдийской и Хатлонской областях и республиканской туберкулезной больнице «Шифо» в Вахдате. В 2009 году отрылась Национальная вирусологическая референс-лаборатория на базе вирусологической лаборатории СГСЭН. В 2011 году при финансовой поддержке Глобального Фонда при Республиканском центре борьбы с туберкулезом в Душанбе начала работу Первая Национальная (бактериологическая) референс-лаборатория.

В Узбекистане также действует сеть биолабораторий в Бухаре и Сурхандарье, Каракалпакстане и Самаркандской и Ташкентской областях. Первая Национальная биологическая референс-лаборатория открылась в 2007 году в Ташкенте. В 2011 году еще две были запущены в Андижане и Фергане, в 2016 – в Ургенче (Хорезмская региональная диагностическая лаборатория). Данные центры финансируются Агентством по сокращению военной угрозы (DTRA), которое является подразделением минобороны США, а не более «профильного» министерства здравоохранения.

У местного населения вызывает обеспокоенность тот факт, что деятельность лабораторий скрыта от общественности и их сотрудники подотчетны только официальным представителям США. Кроме того, по странному стечению обстоятельств скачок роста заболеваемости в республике совпал с началом деятельности американских объектов по «уменьшению биологических угроз» на территории Узбекистана.

В августе 2011 года в Ташкентской области вдруг вспыхнуло неизвестное заболевание, симптоматически очень похожее на холеру. За сутки 31 августа в больницу города Янгиюль поступило 70 заболевших. Врачи от комментариев отказались, информация в СМИ о локальной эпидемии не распространялась. Весной 2017 года в Ташкенте началась эпидемия ветряной оспы, но в больницах врачи ставили другой диагноз – «аллергический дерматит», чтобы скрыть распространение болезни, поражавшей и детей, и взрослых. Реальной статистики инфекционных заболеваний в Узбекистане не существует, согласно официальным данным, подобные инциденты носят «единичные случаи».

США заявляют, что их биологические центры не имеют двойного назначения и не предполагают создание смертоносных вирусов и биологического оружия. Однако доступ на свои объекты они строго ограничили и не раскрывают направления деятельности этих лабораторий. Общественность Центральноазиатского региона не зря беспокоится по поводу безопасности на американских объектах и последствий их работы. Вспомним историю с вирусом Эбола. Центр по контролю и профилактике инфекционных заболеваний в Атланте (США) обнародовал информацию о том, что несоблюдение протокола при обращении с высокопатогенными образцами вируса Эбола привело к их попаданию в зону со слабой степенью защищенности. Примеров утечек опасных бактериологических культур из американских лабораторий из-за грубых нарушений требований биобезопасности множество, но они обычно замалчиваются.

В этом случае возникает вопрос, можно ли доверять лабораториям США на территории иностранных государств, если они не могут обеспечить должным образом безопасность в своей стране? Если Пентагон не гарантирует биологическую безопасность своим гражданам, вряд ли он будет заботиться о жителях Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и других Центральноазиатских республик.

Источник