Чем грозит России расширение сети американских биолабораторий на постсоветском пространстве?
В одной из своих работ мы обращались к теме возможных угроз от деятельности биолабораторий США, расположенных на территориях, граничащих с Российской Федерацией[1]. Напомним, что риски заключаются прежде всего в отсутствии отчетности о деятельности подобных биолабораторий, что позволяет Вашингтону испытывать на местности биологические угрозы, отслеживать пути их распространения, усиливать и корректировать их свойства. Но вопрос о законодательном урегулировании практической деятельности лабораторий и возглавляющих их ведомствах по-прежнему остается открытым.
В 2001 году Соединенные Штаты подверглись биологической атаке с использованием возбудителя сибирской язвы, приведшей к нескольким человеческим жертвам. Расследование привело к вирусологу, работавшему некоторое время по контракту в Американском институте военной медицины по исследованию инфекционных заболеваний в Форт-Детрике. В результате научной деятельности этот специалист получил доступ к производству штамма возбудителя сибирской язвы, который в последствии разослал по США в количестве 18 писем[2]. После этого в Пентагоне и Конгрессе осознали необходимость выстраивания системы национальной защиты от биологических угроз и принятия нормативно-правового акта, который бы регулировал как борьбу с биологическим терроризмом, так и сотрудничество с ветеринарными службами, международными организациями.
В законе Соединенных Штатов Америки «О готовности к обеспечению безопасности и борьбе с биотерроризмом в области общественного здравоохранения» от 2002 г.[3] определено, что Секретарь по согласованию Директором Центральной разведки, Министром обороны и другими органами создают рабочую группу по предупреждению и реагированию на биотерроризм и другие чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения. В задачи такой группы входит: 1) содействие присуждению грантов, контрактов или соглашений о сотрудничестве для разработки, производства, распределения, управления цепочками поставок и приобретения приоритетных контрмер; 2) исследование патогенов, которые могут быть использованы в биологической угрозе или нападении на гражданское население. Согласно SEC. 319C-2, чтобы иметь право на получение грантов партнерство должно состоять из: 1) одного или нескольких политических подразделений государств; 2) одного или нескольких государств; 3) одного или нескольких государств; и одного или нескольких политических подразделений государств. Из этого следует вывод, что к стратегическому сотрудничеству в области защиты от биотерроризма не могут прийти отдельные индивидуумы и НПО.
В полномочия Секретаря по сельскому хозяйству для обеспечения готовности и способности ветеринарных служб и комиссий входит: 1) усиление методов защиты от деятельности террористов, связанной с животными и растениями; 2) разработка новых и совершенствование существующих стратегий и технологий для борьбы с преднамеренными вспышками болезней растений и животных, возникающими в результате террористических актов или непреднамеренного введения, в том числе посредством установления соглашений о сотрудничестве между Ветеринарными службами, службами инспекции здоровья животных и растений, Государственными комиссиями по охране здоровья животных и регулирующими органами для здоровья скота и птицы и частными ветеринарами (SEC. 331). В данном случае роль Секретаря в рамках определённой отрасли становится очень значимой, поскольку защита опасных штаммов напрямую зависит от разработанной стратегии по защите лабораторий.
Вместе с тем есть основания предполагать, что задачи, решаемые Вашингтоном, сводятся к выстраиванию опорных точек военно-биологической инфраструктуры с целью создания глобальной сети биологического нападения. Связано это с несколькими факторами:
- во-первых, из-за нарастающего влияния России, Китая и Ирана;
- во-вторых, из-за боязни предположительного смещения вектора лидерства с Соединенных Штатов на ЕС во главе с Германией;
- в-третьих, для усиления влияния на мировое сообщество не только с помощью экономических и политических инструментов, но и биологических.
Глава подразделения программы сотрудничества по биологическому взаимодействию (CBEP) Агентства по уменьшению угрозы обороны Лэнс Брукс cказал, что «Программа DTRA (объединенное научное и технологическое управление по химической и биологической защите в Агентстве по уменьшению угрозы обороны) работает над тем, чтобы убедиться, что страны-партнеры могут обнаружить преднамеренные случайные биологические выбросы и естественные вспышки, которые могут стать пандемиями, угрожающими национальной безопасности США»[4]. Этим подтверждается факт истинной цели функционирования биолабораторий США, которая заключается не в содействии здравоохранению соответствующей страны, а в собственной защите и сохранении американского генома, т.е. лидерства не только политического, но и биологического. Об этом свидетельствует также сбор биологических материалов граждан России[5], который берется для изучения генотипа россиян с целью выявления «слабых и сильных мест» для дальнейшего подрыва нации. Такую точку зрения подтверждает бывший начальник отдела научно-исследовательского центра № 4 ГУ ВНИИ МВД России Владимир Федорович Немиц: «…Это оружие может быть однонаправленным, тайным, экологическим и массовым. Последние достижения науки позволяют создать биологическое оружие, направленное, например, на отдельные этнические группы»[6]. Стоит отметить, что подобное лабораторное исследование проводилось в ЮАР по разведению бактерий, способных делать афроамериканцев бесплодными.
В национальной стратегии в области биологического надзора США[7] сказано, что «…Помимо нашей необходимости защищать внутренние интересы, угрозы выходят за рамки национальных границ, Соединенные Штаты также играют жизненно важную роль в сети центров биологической безопасности по всему миру». Стратегия включает руководящие принципы, которые обеспечивают основу для деятельности в области биологического наблюдения, цель которого состоит в повышении устойчивости нации к штаммам, влияющим на здоровье человека, животных и растений. Более того, если бы цель официального Вашингтона действительно заключалась в помощи иностранным государствам, то Соединенные Штаты не начали бы бомбить в 2003 году как население Ирака, так и его стратегически важные объекты, в которых потенциально могло находиться биологическое оружие. В противном случае погибло бы и население близлежащих государств, таких как: Иран, Сирия, Саудовская Аравия и Турция. Данное обстоятельство лишь подтверждает и без того немалое количество фактов, свидетельствующих о том, что Пентагон знал об отсутствии в Багдаде оружия массового уничтожения.
На основе как вышеперечисленных нормативных актов, так и засекреченных, работу в области биозащиты и биоразработок ведут следующие ведомства: Департамент внутренней безопасности; Агентство США по международному развитию; Министерство здравоохранения; Пентагон, а также подведомственные ему служба эпидемиологической разведки, глобальная система эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями и реагирования, национальный центр медицинской разведки, химический биологический центр Эджвуд и другие.
Министерство по химической и биологической обороне (CBDP) постоянно и активно развивает свои технологии для возможности опережения развивающихся угроз. Для обеспечения надлежащего уровня защиты обеспечены средства из бюджета на 2017 год, которые составляют $1,19 млрд[8]. По сравнению с 2016 годом сумма незначительно снизилась, так как раньше она составляла $1.3 млрд[9]. Тем не менее выделяемые средства являются значительным вкладом в укрепление собственной безопасности. Однако в эту сумму не включаются средства, которые направляются на обеспечение деятельности лабораторий, находящихся за рубежом, поскольку сумма устанавливается после подписания двусторонних соглашений со страной-партнером.
Проблема также заключается в том, что с глобальной информатизацией общества рынок товаров и услуг стал неконтролируемым в мировой сети. Если набрать в поисковике «used DNA synthesizer», то перед потенциальным покупателем появится бесчисленное множество предложений по закупке медицинского/биологического оборудования. К примеру, на одном сетевом аукционе ДНК-синтезатор Qiagen Autopure LS идёт за $10 тысяч[10], назначение которого состоит в сборе генетической последовательности из реактивов, содержащих основания ДНК. Отсюда следует, чтобы собрать геном оспы, нужно закупить сырья примерно на $200 тысяч; причем в качестве биологического оружия могут быть использованы и те патогены, которые конвенционально не запрещены для применения в исследовательских целях. Перечисленные факторы благодаря своей доступности могут быть использованы террористическими организациями для ведения биологической войны[11].
Под строжайшим контролем должна оставаться и издательская деятельность, связанная с написанием работ по биологической тематике. Так, в 1956 году вышла книга микробиолога Теодора Розбери «Мир или чума. Биологическая война и как предотвратить ее»[12], в которой подробно описано как сделать биорецептуру и как ее распылить; что также может использоваться потенциально заинтересованными представителями тех или иных радикальных организаций.
Основной проблемой в Российской Федерации остается кадровый голод, который связан прежде всего с тем, что после распада СССР многие специалисты остались жить в городах, где ранее работали на биохимических предприятиях, в том числе и в ближнем зарубежье: в Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане (в особенности остров Возрождения — объект Бархан), Литве, Таджикистане, на Украине. Также бывших научных работников и специалистов в области биотехнологий активно приглашают на работу за рубеж, в особенности те страны, которые в максимальной степени заинтересованы в разработке биологического оружия; об этом свидетельствуют разведданные, подтверждающие работу некоторых советских ученых в Иране. Этот фон создает реальную перспективу для вовлечения специалистов в криминальную среду и, как следствие, ведет к бесконтрольному использованию опасных достижений биотехнологии.
Созрела необходимость в принятии национальной стратегии в области биологического надзора, которая позволит проводить раннее обнаружение, предвидение сценариев применения биооружия, руководствуясь налаженной системой управления ситуацией с помощью компетентного персонала и достаточного наличия необходимых лекарственных препаратов. Таким образом, безопасность можно обеспечить следующими возможными способами: разработка сценариев возможных биологических атак, проведение учений и выявление наиболее уязвимых звеньев в системе биологической защиты. В данном случае России стоит перенять опыт заокеанских коллег, который заключается в: 1) принятии отдельного нормативного-правового акта, который позволял бы осуществлять борьбу с биотерроризмом; 2) введение национальных мер лицензирования и экспорта, исключающих возможность даже непреднамеренной передачи биоагентов, токсинов, оборудования или средств доставки, которые могут быть использованы в биологических оружейных программах или в террористических целях; 3) принятии отдельных комплексных программ, а именно систем «Бионаблюдения», направленных на установку в городах сенсоров для обнаружения биологических патогенов; «Биощит» и др. Так, например, американские ученые планируют создать растение-шпион, которое сможет реагировать на изменение окружающей среды (её химический состав или появление радиоактивных частиц) и записывать по ней данные.[13] Конечно, трудно представить, что, например, обычная полевая ромашка может быть «шпионом», но если такие технологии появятся у наших западных коллег, то она может нанести значительный ущерб нашей стране, причем не только экономический. Таким образом современные методы ведения войны могут смениться от применения традиционных средств, таких как пехота, артиллерия и т.д на применение современных средств биологического оружия, которое позволит уничтожить население с сохранением инфраструктуры.
Вероника Мальчикова
Примечания
[1]. Мальчикова В. В. Биолаборатории США на пространстве СНГ: угроза нарастает // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». 2017. 22 сентября. URL: http://vpoanalytics.com/2017/09/22/biolaboratorii-ssha-na-prostranstve-sng-ugroza-narastaet/ (дата обращения 27.11.2017).
[2]. Amerithrax or Anthrax Investigation // FBI. URL: https://www.fbi.gov/history/famous-cases/amerithrax-or-anthrax-investigation (дата обращения 27.11.2017)
[3]. H.R. 3448 (107th): Public Health Security and Bioterrorism Preparedness and Response Act of 2002 // GovTrack. -2002. -12 июня. -URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/107/hr3448/text (дата обращения 27.11.2017)
[4]. DTRA Program Helps Nations Tackle Biological Threats // U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/News/Article/Article/689971/dtra-program-helps-nations-tackle-biological-threats/(дата обращения 28.11.2017)
[5]. «Мы — объект очень большого интереса»: Путин рассказал о целенаправленном сборе биоматериала россиян // Russia Today. -2017. -30 ноября. -URL: https://russian.rt.com/russia/article/444609-putin-biomaterial-rossiyane (дата обращения 28.11.2017)
[6]. Генофонд смерти. Об угрозах биологического терроризма // Общенациональная ассоциация генетической безопасности. URL: http://www.oagb.ru/bio.php?txt_id=4690 (дата обращения 27.11.2017)
[7]. National strategy for biosurveillance // The White House. -2012. -31 July. -URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/National_Strategy_for_Biosurveillance_July_2012.pdf(дата обращения 27.11.2017)
[8]. Chemical and Biological Defense Program // Department of Defense Fiscal Year (FY) 2017 President’s Budget Submission. URL: http://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/FY2017/budget_justification/pdfs/02_Procurement/PROCUREMENT_MasterJustificationBook_Chemical_and_Biological_Defense_Program_PB_2017.pdf(дата обращения 28.11.2017)
[9]. Chemical and Biological Defense Program // Department of Defense Fiscal Year (FY) 2016 President’s Budget Submission. URL: http://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2016/budget_justification/pdfs/03_RDT_and_E/RDTE_MasterJustificationBook_Chemical_Biological_Defense_Program_PB_2016.pdf(дата обращения 28.11.2017)
[10]. Qiagen autopure ls dna purification system // Equipnet. URL: https://www.equipnet.com/qiagen-autopure-ls-dna-purification-system_listid_616204/# (дата обращения 28.11.2017)
[11]. См. наиболее распространенные опасные вирусы. Learn more about the most common agents of concern // Emergency Preparedness and Response. URL: https://emergency.cdc.gov/bioterrorism/lab.asp(дата обращения 28.11.2017)
[12]. Розбери Т. Мир или чума. Биологическая война и как предотвратить ее. Издательство иностранной литературы, 1956. 140с.
[13]. Генерал ФСБ: Американские растения-шпионы поставят мир на порог новых войн // Национальная служба новостей. -2017. -24 ноября. URL: http://nsn.fm/in-the-world/general-fsb-amerikanskie-rasteniya-shpiony-postavyat-mir-na-porog-novykh-voyn.html (дата обращения 28.11.2017)