США и их союзники сделают всё для того, чтобы показать, что это не так
6 декабря начальник Генштаба ВС генерал армии Валерий Герасимов объявил о полном освобождении Сирии от террористических банд запрещённого в России «Исламского государства»: «Все бандформирования ИГ на территории Сирии уничтожены, а сама территория освобождена. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу доложил об этом час назад верховному главнокомандующему, президенту Владимиру Путину». Части генерала Сухейла и 5-го добровольческого штурмового корпуса разгромили остатки боевиков на востоке провинции Дейр-эз-Зор. Они освободили населенные пункты Салихия, Эль-Хрейта, Эль-Катья и Мусалаха, соединившись с правительственными войсками, которые совершали наступление с юга. «Таким образом, на сегодняшний день территории, подконтрольной ИГ, в Сирии не существует», — заключил глава Генштаба.
Речь идёт о том, что в ходе достаточно серьёзных и упорных столкновений маядинская группировка сирийской арабской армии сумела, наконец, проломить оборону противника в поселениях по западному берегу Евфрата, соединившись с просирийскими силами, действующими в районе Абу-Кемаля. Оставшиеся группы боевиков вынуждены отойти в пустынные районы в условном «треугольнике» Дейр-эз-Зор – Т-2 – Абу-Кемаль (провинции Дейр-зз-Зор и Хомс). Высказываются предположения, что бандиты могут попытаться перерезать дорогу Эс-Сухна – Дейр-эз-Зор и доставить ряд иных проблем. Скорее всего, ликвидировать их предстоит уже самим сирийцам, включая местных ополченцев, возможно – при поддержке с воздуха силами ВКС России.
Как сообщил 8 декабря начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской, на сегодняшний день в Сирии не осталось ни одного населенного пункта или района, находящегося под контролем «ИГ». Заключительный этап освобождения сирийской территории от террористов сопровождался беспрецедентным по масштабу применением российской авиации: ежесуточно для поддержки наступающих войск совершалось 100 и более самолетовылетов и наносилось до 250 ударов. Рудской подчеркнул, что самолеты ВКС России уничтожали позиции боевиков, склады с боеприпасами и вооружением, бронированная техника, пикапы с тяжелым вооружением. Массированно применялась Дальняя авиация.
Сохранявшиеся оплоты боевиков на востоке страны оборонялись самыми подготовленными террористами с тяжелым вооружением; только за пять дней активной фазы операции при поддержке ВКС РФ было уничтожено более 550 боевиков. «С ликвидацией вооруженных формирований террористической группировки ИГИЛ на территории Сирии российская группировка войск сосредоточит основные усилия на оказании помощи сирийскому народу в восстановлении мирной жизни и обеспечении соблюдения сторонами достигнутых договоренностей о прекращении боевых действий», – отметил С. Рудской.
«Нельзя исключать, что на освобожденной территории могут появляться отдельные диверсионные группы ИГ. В этом случае они будут уничтожаться силами правительственных войск, которые имеют специально подготовленные мобильные резервы», – продолжил глава Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ. Таким образом, говорить о полном уничтожении террористических банд на востоке Сирии, скорее всего, преждевременно. Анклавы «ИГ», способные стать базой диверсионно-террористических вылазок на контролируемую просирйискими силами территорию, остаются на западном берегу Евфрата, в целом подконтрольном союзным Пентагону «Сирийским демократическим силам». Кроме того, разрозненные отряды террористов остаются в восточном Хомсе, на северо-востоке Хамы (где продолжаются столкновения террористов «ИГ» и «Хайят Тахрир аш-Шам»), на юго-западе провинции Дера`а и в лагере Ярмук. Из данных российско-турецкой мониторинговой комиссии можно сделать вывод об активизации боевых действий в провинции Алеппо. По информации AnnaNews, боевики из приграничного района ат-Танф с американским присутствием попытались прорваться на территорию иракской провинции Анбар. Любая их активность будет охотно использована «партнёрами» из проамериканской коалиции как пропагандистских, так и в оперативно-тактических целях.
Объявление Москвой и Дамаском о победе в Сирии над «ИГ» стало крайне неприятным обстоятельством для проамериканской т.н. «антитеррористической коалиции». Вовсе не случайно, что представители Госдепа и Пентагона поспешили заявить о том, что «американские военные внесли основной вклад в дело разгрома ИГ в Сирии». Абсурдность подобного рода заявлений более чем очевидна, однако именно они будут усиленно тиражироваться так называемыми «глобальными СМИ», предсказуемо обвиняющими Москву в попытке «украсть победу» у тех, кто всеми силами затягивает (и будет оттягивать и далее) окончание вооружённого конфликта в стране. В пользу этого очевидного обстоятельства свидетельствуют оценки официального представителя Пентагона Эрика Пэхона. «Сирия не очищена от ИГ. Они могут противостоять наступательным действиям, и мы намерены продолжить наши операции в обозримом будущем с целью обеспечить стабильность и безопасность в этой стране», – утверждает он в ответ на просьбу прокомментировать заявления Президента России о полном разгроме террористов на обоих берегах Евфрата в Сирии. Террористы «не были полностью разгромлены или уничтожены в Сирии. И даже когда будет ликвидирован последний боевик ИГ, останется еще много работы, направленной на то, чтобы не дать террористам вновь овладеть инициативой, как это случилось в 2014 году. Эта битва далека от завершения». Также он повторяет ложь о том, что «глобальная коалиция, в которую входят США, партнерские страны, а также партнеры на земле, добилась наибольшего успеха в борьбе с ИГ».
Американские спикеры «международной коалиции» указывают на сохраняющуюся угрозу со стороны террористов. Несмотря на то, что «ИГ» лишилось своих дееспособных вооруженных формирований, остающиеся 26 тысяч её боевиков могут представлять потенциальную угрозу для стран Запада, заявил, согласно Daily Express, официальный представитель штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость») в Сирии и Ираке американский полковник Райан Диллон. Согласно его данным, в самой Сирии могут остаться порядка трёх тысяч экстремистов, которые уходят на малонаселенные территории или в пустыню, где прячутся в небольших убежищах. Представленные господином Диллоном данные, конечно, вызывают сомнения, не говоря о том, что многие бывшие боевики «ИГ» и других группировок вполне могут не утруждать себя беготнёй по пустыням. Особенно те из них, которые, по свидетельству источников французского издания TTU, патрулировали некоторые населенные пункты без создания постоянных баз на севере Сирии и в Мосуле.
Несколько дней назад со ссылкой на представителей Пентагона New York Times поведала, что российские ВКС якобы допускают опасные сближения с американскими самолетами в Сирии. Большинство подобного рода эпизодов в районе Евфрата были связаны с попытками американцев помешать уничтожению террористов «ИГ», сообщил представитель Минобороны России Игорь Конашенков. В частности, многофункциональный российский истребитель Су-35С отогнал истребитель ВВС США F-22 («стелс») от штурмовиков ВКС РФ. Инцидент имел место 23 декабря: «американец» активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГИЛ в пригороде Меядина. F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой. После появления российского истребителя Су-35С «партнёр» «поспешил удалиться в воздушное пространство Ирака». Конашенков добавил, что по данному и многим другим инцидентам американская сторона ответов для российского командования на авиабазе «Хмеймим» не нашла.
«Россия самым активным образом участвует в усилиях, которые направлены на преодоление негативных последствий близорукой, авантюрной политики внешних игроков, которые затеяли интервенции в Ираке, Ливии, Сирии,… которые посеяли хаос в регионе… и создали очень благоприятную среду для активности террористов и экстремистов», – заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. По мере уничтожения разрозненных банд так называемого «халифата» военные действия на основной территории Сирии будет осуществляться в режиме локальных операций, противодействия диверсионно-террористическим вылазкам, зачистки территории, выявления остающихся схронов оружия и боеприпасов, пресечения путей пополнения террористов материально-техническими и людскими ресурсами. Без этого деятельность Комитета по управлению восточными территориями Евфрата, первое собрание которого состоялось 3 декабря в поселении Эль-Сальхиях (провинция Дэйр эз-Зор) вряд ли будет эффективной. По сообщению российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, в мероприятии приняли участие 23 делегата, представляющие основные этноконфессиональные группы региона, а также представитель российской группировки войск генерал-майор Евгений Поплавский. Социально-экономическая стабилизация и решение проблем безопасности на территориях, ранее контролировавшихся террористами «ИГ» – непременный залог сохранения единства страны (при автономии отдельных регионов в решении местных вопросов) и дополнительная гарантия от вмешательства внешних игроков, несущих сирийцам раздоры, смерти и разрушения. Кроме того, возможные договорённости с курдами севера Сирии (контролирующими около четверти территории страны с углеводородными месторождениями, крупнейшими гидросооружениями, водохранилищами и сельскохозяйственными землями), при сохранении согласованного характера действий в рамках российско-иранско-турецкой «тройки», придать процессу межсирийского урегулирования необратимый характер.
Это позволит приступить к решению проблемы Идлиба, о которой мы писали не раз, с самого начала российской военной операции в Сирии 30 сентября 2015 года. Учитывая опасность, исходящую от окопавшейся здесь и в некоторых сопредельных районах запрещённой в России террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», именно здесь следует ожидать активизации усилий сирийской армии и её союзников. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил об отсутствии планов сотрудничества с США по Идлибу, где «сохраняется непростая ситуация, и мы вместе с турецкими, прежде всего, а также иранскими и сирийскими коллегами проводим работу, чтобы максимально эффективно запустить функционирование зоны деэскалации в этой части САР. С Соединенными Штатами по этому конкретному району Сирии никаких планов не имеется, я думаю, что это абсолютно непродуктивно».
В свою очередь, выступая в Анкаре 5 декабря, президент Турции Р. Эрдоган заявил, что его страна в скором времени уничтожит все террористические группировки в Сирии: «Мы непременно покончим со всеми террористическими ответвлениями в Сирии. Может быть, нам это удастся не сегодня, может, мы это сделаем завтра». Турция, по мнению её лидера, «является единственной страной – членом НАТО, которая ведет прямую борьбу с террористической группировкой «Исламское государство»». В выступлении Эрдогана чувствуется растущее раздражение действиями американских партнёров, что, возможно, связано с новыми данными о деятельности бывшего сотрудника ЦРУ Грэма Фуллера, подозреваемого и координации сети сторонников Фетхуллаха Гюлена в контексте неудавшейся попытки переворота в Турции в июле 2016 года. Кроме того, в США набирает обороты скандал вокруг находящегося под судом турецко-иранского бизнесмена Резы Зарраба, заявляющего о причастности Эрдогана к коррупционным схемам и отмыванию денег для Ирана в обход санкций США. Зарраб был арестован в США конце 2016 г., и появление его откровений вряд ли можно считать совпадением. Зарраб утверждает о своей связи с заместителем директора государственного банка Турции Halkbank, через который якобы отмывались деньги, признал, что дал взятку бывшему министру экономики Турции Заферу Чаглайяну. Якобы Иран покупал золотые слитки в обмен на энергоресурсы по весьма замысловатой схеме, существование которой Эрдоган косвенно признал, заявив, что США не имеют права решать, что делать Турции в её отношениях с другими странами.
Дальнейшему отчуждению между Анкарой и Вашингтоном наверняка поспособствует признание Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля, что вызвало широкие протесты, прежде всего, в мусульманском мире. Похоже, «палестинский вопрос» вновь может вернуться в актуальную мировую внешнеполитическую повестку, однако решительный шаг хозяина Белого Дома вполне может способствовать дестабилизации оперативной обстановки в Сирии. В том, что дляреализации лозунга «Асад должен уйти» по-прежнему будет делаться всё возможное, в очередной раз убеждают высказывания анонимных представителей администрации Трампа, коих цитирует The Washington Post. Они полагают, что сирийское правительство не сможет одержать военную победу в гражданской войне, так как «почти сломлено». Дамаск лишен людских ресурсов и во многом рассчитывает на союзников, составляющих до 80 % военнослужащих, поддерживающих Асада (речь идёт о бойцах ливанского движения «Хизбалла», иракских шиитских милициях, а также о «Корпусе стражей исламской революции» Ирана). Когда правительственная армия начинает наступать против оппозиционных сил, полагают американские стратеги, она вынуждена оставлять позади плохо обученные и слабо вооруженные отряды, защищающие уже освобожденные территории, что делает их уязвимым для нападения «повстанцев». О том, каким количеством пришельцев укомплектованы противостоящие Дамаску вооружённые группировки, «сотрудники Белого дома» скоромно умалчивают. Но они уверены в том, что сирийские военные вряд ли смогут удерживать районы, находящиеся в данный момент под контролем «оппозиционных сил» или сирийских курдов, даже если они смогут их вернуть. Заметим, отсюда ясно просматривается рисунок продолжения военных действий в Сирии, призванных поставить под сомнение публично демонстрируемую уверенность российской стороны в скором завершении активной фазы вооруженного противостояния.
Американские должностные лица высокого ранга считают правительство САР серьезно ослабленным, сталкивающимся со значительными проблемами, включая потерю доходов от нефти, нанесение огромного ущерба инфраструктуре, усилившуюся зависимость от продуктов питания и отрядов военнослужащих со стороны союзников, ослабление собственных ВС. Сирийский режим не располагает необходимым «для обеспечения устойчивого мира» в Сирии: «Они не богаты, у них нет избытка людских ресурсов, немного и других возможностей, а поводы для недовольства, если можно так выразиться, сейчас гораздо острее, чем в начале этого конфликта». «Сирийское государство – это просто тень самого себя», – уверяют в Вашингтоне, и следовательно Асад «хочет политического процесса, который даст ему скоропалительный политический результат». Ответом, конечно же, будет дальнейшее военное давление, в том числе с опорой на расширяющееся военное присутствие США на севере Сирии.
* * *
8 декабря, выступая на торжественном мероприятии в честь 185-летия Военной академии Генштаба ВС РФ, его начальник, генерал армии Валерий Герасимов перечислил российских военачальников, наиболее отличившихся в ходе операции в Сирии: «Проявилась целая плеяда военачальников с творческим мышлением… Наиболее искусно и нестандартно действовали командующие группировкой войск в Сирии генерал-полковники Дворников, Картаполов, Журавлев, Суровикин, начальники штабов генерал-лейтенанты Лапин, Устинов, Чайко, военные советники генерал-майоры Мурадов, Жидко, Иванаев, Рыжков и многие другие». По словам В. Герасимова, разгром боевиков «ИГ» показал, что российские войска «сохранили лучшие традиции русской и советской армий и по праву являются наследниками их подвигов и побед». Именно профессионализм российских военных и твердый моральный дух «позволил им решить сложные трудные боевые задачи малыми силами, что в очередной раз подтвердило преимущество российской военной школы и военной науки», и теперь перед Минобороны стоит задача внедрить полученный боевой опыт в практику строительства, подготовки и применения Вооружённых Сил: «Необходимо сделать все, чтобы приобретенный в Сирии опыт работал на повышение боеспособности армии и флота…»
Это в полной мере относится и ко всем остальным составляющим военной организации государства. Несмотря на отдельные недостатки, которые необходимо устранять по результатам «обкатки» в реальных боевых условиях, современные образцы российского оружия в ходе военных действий в Сирии в целом показали высокую эффективность и надёжность. В первую очередь это относится к авиационной технике и высокоточному оружию большой дальности. В частности, широкое боевое применение в Сирии получил ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник». На предприятии холдинга «Вертолеты России» начались работы по подготовке к производству его модернизированной версии вертолета, которая начнет поступать в войска в конце 2018 года. Освобождение основной части сирийской территории от террористов – лучшая рекомендация не только российской армии, но и российскому военно-промышленному комплексу, обеспечившему производство и поставку в войска и силы флота столь эффективно действующего оружия.
11 декабря, выступая на авиабазе Хмеймим перед российскими военнослужащими, Президент России Владимир Путин отдал приказ приступить к выводу из Сирии значительной части дислоцированного в стране российского воинского контингента.
Задачи, стоявшие перед российской войсковой группировкой, выполнены блестяще, подчеркнул глава российского государства. Сирия сохранена как суверенное, независимое государство, в стране созданы условия для политического урегулирования под эгидой ООН.
«Летчики, моряки, силы специальных операций, разведка, военнослужащие органов управления, снабжения, военной полиции, медицинской службы, саперы, советники в боевых порядках сирийской армии проявили лучшие качества русского, российского солдата», и сегодня значительная часть российского воинского контингента, находящаяся в Сирийской Арабской Республике, блестяще выполнив боевые задачи, возвращается домой, в Россию. Возвращается, как особо отметил Президент России, с победой.
Андрей Арешев