Вновь обострилась ситуация на северо-западе Сирии, на стыке провинций Идлиб и Хама, к востоку от города Маан. Несмотря на подписанные 15 сентября в Астане договорённости о порядке функционирования «зон деэскалации», боевики запрещённой в России террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" и примкнувшие к ним отряды с восьми утра 20 сентября развернули широкомасштабное наступление на позиции правительственной Сирийской арабской армии.
Начальник Главного оперативного управления Генерального штаба ВС России Сергей Рудской отметил, что наступление, которому предшествовала мощная огневая подготовка, шло при поддержке танков и боевых машин пехоты. В течение дня террористам удалось вклиниться в оборону правительственных войск на глубину до 12 километров, на фронте – до 20 километров.
Одной из главных целей боевиков был захват подразделения российской военной полиции, выполнявшего задачи на наблюдательном пункте для контроля за деэскалацией. В результате оказался блокирован взвод военной полиции численностью 29 человек, «в течение нескольких часов отражавший атаки превосходящего противника плечом к плечу с отрядом племени муали, которое подписало соглашение о присоединении к режиму прекращения боевых действий и осталось ему верно в этой непростой ситуации».
В сложнейшей обстановке командование российской группировкой войск в Сирии приняло решение о введение в действие Сил специальных операций. В группу деблокирования вошли также подразделения сирийского спецназа. Вышедший на помощь отряд возглавил заместитель начальника российского центра по примирению враждующих сторон, Герой России генерал-майор Виктор Шуляк. Их действия были поддержаны двумя штурмовиками Су-25, наносившими удары по живой силе и бронетехнике боевиков с малых высот. В результате кольцо окружения было прорвано, и российские подразделения с боями без потерь вышли в район расположения правительственных войск, нанеся террористам значительные потери.
В ходе операции трое российских военнослужащих из Сил специальных операций получили ранения. Все участники уникальной операции представлены к государственным наградам.
Некоторые наблюдатели высказывают предположение, что в отличие от марта прошлого года, когда в этом же районе террористам удалось добиться значительно больших успехов, на этот раз их (и их кураторов) планы были вскрыты и в целом разгаданы.
С. Рудской подчеркнул роль Вашингтона в активизации террористических банд: «По имеющимся данным, это наступление инициировано американскими спецслужбами, чтобы остановить успешно развивающееся продвижение правительственных войск к востоку от Дейр-эз-Зора».
Активизировался также состоящий в основном из курдов проамериканский альянс «Сирийские демократические силы» (СДС). «США в рамках проводимой в Ракке операции вчера направили нам бронированные автомобили Hummer и тяжелое вооружение. На прошлой неделе мы получили вооружение для использования в ходе операции в Дейр-эз-Зоре. Среди поступившего к нам от США оружия имеются ракеты с тепловым наведением, пулеметы, станковые крупнокалиберные пулеметы, бинокли и минометы», – сказал собеседник агентства РИА Новости в СДС.
Цель наступления террористических банд – отторжение от Сирии богатой энергоресурсами восточной части страны с превращением её в укреплённый бастион, блокирующий наземные связи Сирии с Ираком и Ираном. Неспокойно и в других районах Сирии, включая южную «зону десэсклации».
Положение осложняется на фоне очередной серии российско-американских переговоров. Провокации против российских подразделений в Сирии преследуют несколько целей, включая срыв договорённостей в Астане, консолидацию отрядов террористов и нанесение ударов, болезненных для России.